Конспект коррекционно-развивающего индивидуального занятия с воспитанником с ЗПР старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Формирование знаний о семье и доме через развитие пространственной ориентировки для дальнейшего использования в повседневной жизни ребёнка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального занятия
с воспитанником с ЗПР старшего дошкольного возраста
Ведущая образовательная технология: индивидуализированного обучения, дифференцированного подхода
Тема: «Семья. Дом. Ориентировка в пространстве»
Тема: «Семья. Дом. Ориентировка в пространстве»
Ведущая образовательная технология: индивидуализированного обучения, дифференцированного подхода
Место проведения: кабинет учителя - дефектолога;
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: Формирование знаний о семье и доме через развитие пространственной ориентировки для дальнейшего использования в повседневной жизни ребёнка.
Программные задачи:
Коррекционно - образовательные задачи:
- Уточнить понятия «семья», «моложе, старше»;
- Актуализировать и закрепить в ходе практических действий умение ориентироваться на плоскости листа;
- Расширять и пополнять пассивный и активный словари на тему: «Дом. Мебель»
Коррекционнно - развивающие задачи:
- Способствовать развитию речи, умению строить высказывание;
- Создавать условия для развития зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания;
- Развивать пространственные представления на плоскости листа;
- Развивать понимание таких предлогов, как: на, в
Коррекционно – воспитательные задачи:
- Способствовать развитию мотивации учебной деятельности;
- Воспитывать организованнность и уверенность при выполнении заданий
Здоровье – сберегающие задачи:
- Создание положительного настроя и снятие эмоционального напряжения;
- Сохранять здоровье воспитанников и повышать двигательную активность и умственную работоспособность, благодаря, физкультминуткам, динамическим паузам, оздоровительным гимнастикам.
Форма организации: индивидуальная;
Возраст: 5 лет
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, вопросы, пояснения, указания, поощрение, беседа.
Наглядные: рассматривание картинок, демонстрация.
Игровые: сюрпризный момент, дидактические игры
Практические: собственная деятельность ребёнка.
Словарная работа: семья, старше, моложе, дом, кухня, спальня, ванная, кухня, гостиная, мебель
Оборудование и материалы: рисунок кухни (+ изображения мебели и техники); кубик (к физкультминутке: «Домашние дела»), части дома из фетра, картинки с членами семьи, изображения ванной комнаты и спальни.
Планируемые результаты:
Обучающие:
- Называть членов семьи, определять их по внешнему и возрастному признаку;
- Определять местоположение предмета на плоскости листа и в пространстве, использовать в речи слова: вверху, внизу, справа, слева, левый (правый) нижний (верхний) угол.
Развивающие:
- Понимать и принимать учебную задачу и инструкции учителя-дефектолога;
- Моделировать расположение предметов на плоскости листа и в пространстве по инструкции;
- Правильно употреблять предлоги (в, на)
Воспитательные:
- Выполнять задания до конца;
- Оценивать свою работу на занятии
Ход занятия
Этап деятельности | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | Способы поддержки детской инициативы (похвала, поощрение, сюрпризные моменты и т.д.) |
Организационный момент | Дефектолог: Сегодня мы с тобой продолжим исследовать дом, вспомним про членов семьи. За каждое выполненное задание я буду давать тебе кусочек домика. И в конце занятия мы постараемся его собрать. Ты готова отправиться за частями домика? | Ребенок соглашается | За каждое выполненное задание ребёнок получает часть дома из фетра и в конце занятия на ковролине собирает домик |
Основная часть | Дидактическая игра «Кто старше, кто моложе?» Дефектолог: Давай возьмём карточки и разложим людей, изображённых на фотографии, по возрасту (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т.д.). В каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотри внимательно на картинки и ответь на вопросы: - Кто старше бабушка или мама? - Кто младше ребенок или папа? - Кто старше мама или ребенок? - Кто младше дедушка или папа? -Мама моложе, а бабушка – (старше) -Дедушка старше, а ребенок – (моложе) Дидактическая игра «Расставь в комнате мебель» Задание: ребенку предлагается рисунок пустой комнаты, а также набор для наполнения - газовая плита, холодильник, окно, стулья, стол и т.д. Работает ребенок по инструкции взрослого. Сначала даются задания расставить мебель в нужной последовательности и в нужных местах. А затем с ребенком ведется беседа на уточнение и закрепление его знаний. Если ребенок затрудняется в назывании картинок, то взрослый помогает ему. Дефектолог: Расставь мебель в комнате, так как тебе нравится (или так как я тебе скажу); ответь на мои вопросы ("Где стоит холодильник?", "Куда мы поставили кастрюльку?", "Что около стола?", "С какой стороны плита?"); расскажи, что и куда ты поставил полным предложением, используя маленькие слова Физкультминутка «Домашние дела» Дефектолог: Сегодня я приготовила сюрприз – волшебный кубик. Мы будем его бросать и выполнять то, что нарисовано на картинке Дидактическая игра «Будь внимательным» Задание: перед ребенком лежат картинки с различными комнатами дома и карточки с предметами мебели, и бытовой техники. Дефектолог: Как называется эта комната (показывает картинку). Теперь давай найдем в этой комнате кровать, стул (по карточкам) | Ребёнок составляет цепочку из изображённых людей на карточках. Отвечает на вопросы: кто младше, кто старше. Получает частичку дома Ребёнок называет мебель и расставляет её по своим местам на макете. Отвечает на вопросы. Получает частичку дома Ребёнок называет комнаты и находит предметы мебели, которые изображены на карточках. Получает часть дома. Ребёнок кидает кубик и выполняет различные движения (показывает, как мама готовит еду, гладит бельё, моет посуду и др). Получает часть дома Ребёнок отвечает кухня, ванная, гостиная и находит предметы мебели | Если ребёнок затрудняется с ответом, дефектолог помогает, задает наводящие вопросы или отвечает сам Дефектолог хвалит ребёнка |
Заключительная часть | Игра: «Построй дом» Дефектолог: Вот мы и собрали все части дома. Теперь осталось построить дом» Что мы сегодня делали на занятии? Про что говорили? Что тебе понравилось больше всего? | Из фетровых фигур ребёнок собирает дом на ковролине. Ребёнок говорит, что запомнилось и понравилось | Поощрение ребенка (наклейка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков
В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром. ...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком» (для детей старшего дошкольного возраста)
Игра с песком предоставляет ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и контроля над своим внутренними побуждениями. Метод песочной терапии я использовала дл...

Конспект коррекционно – развивающей образовательной деятельности «Чудо Страна» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Необычное путешествие в Чудо Страну поможет детям закрепить и узнать способы контроля за эмоциональными проявлениями....

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика Мишки»
Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика М...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста
Коррекция и развитие познавательной сферы детей 6-7 лет, подготовка к школе...

Конспект коррекционно - развивающего занятия в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: «Путешествие в волшебной комнате»
Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате для детей с ОВЗ с использованием оборудования сенсорной комнаты...
Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».
Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...
