Конспект коррекционно-развивающего индивидуального занятия с воспитанником с ЗПР старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Дедюхина Любовь Николаевна

Формирование знаний о семье и доме через развитие пространственной ориентировки для дальнейшего использования в повседневной жизни ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального занятия

 с воспитанником с ЗПР старшего дошкольного возраста

Ведущая образовательная технология: индивидуализированного обучения, дифференцированного подхода

Тема: «Семья. Дом. Ориентировка в пространстве»


Тема: «Семья. Дом. Ориентировка в пространстве»

Ведущая образовательная технология: индивидуализированного обучения, дифференцированного подхода

Место проведения: кабинет учителя - дефектолога;
Образовательная область: познавательное развитие

Цель: Формирование знаний о семье и доме через развитие пространственной ориентировки для дальнейшего использования в повседневной жизни ребёнка.

Программные задачи:

Коррекционно - образовательные задачи:

- Уточнить понятия «семья», «моложе, старше»;

- Актуализировать и закрепить в ходе практических действий умение ориентироваться на плоскости листа;

- Расширять и пополнять пассивный и активный словари на тему: «Дом. Мебель»

Коррекционнно - развивающие задачи:

- Способствовать развитию речи, умению строить высказывание;

- Создавать условия для развития зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания;

- Развивать пространственные представления на плоскости листа;

- Развивать понимание таких предлогов, как: на, в

Коррекционно – воспитательные задачи:

- Способствовать развитию мотивации учебной деятельности;

- Воспитывать организованнность и уверенность при выполнении заданий

Здоровье – сберегающие задачи:

- Создание положительного настроя и снятие эмоционального напряжения;

- Сохранять здоровье воспитанников и повышать двигательную активность и умственную работоспособность, благодаря, физкультминуткам, динамическим паузам, оздоровительным гимнастикам.

Форма организации: индивидуальная;

Возраст: 5 лет      

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, вопросы, пояснения, указания, поощрение, беседа.

Наглядные: рассматривание картинок, демонстрация.

Игровые: сюрпризный момент, дидактические игры

Практические: собственная деятельность ребёнка.

Словарная работа: семья, старше, моложе, дом, кухня, спальня, ванная, кухня, гостиная, мебель

Оборудование и материалы: рисунок кухни (+ изображения мебели и техники); кубик (к физкультминутке: «Домашние дела»), части дома из фетра, картинки с членами семьи, изображения ванной комнаты и спальни.

Планируемые результаты:

Обучающие:

- Называть членов семьи, определять их по внешнему и возрастному признаку;

- Определять местоположение предмета на плоскости листа и в пространстве, использовать в речи слова: вверху, внизу, справа, слева, левый (правый) нижний (верхний) угол.

Развивающие:

- Понимать и принимать учебную задачу и инструкции учителя-дефектолога;

- Моделировать расположение предметов на плоскости листа и в пространстве по инструкции;

- Правильно употреблять предлоги (в, на)

Воспитательные:

- Выполнять задания до конца;

- Оценивать свою работу на занятии

Ход занятия

Этап деятельности

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Способы поддержки детской инициативы (похвала, поощрение, сюрпризные моменты и т.д.)

Организационный момент

Дефектолог:

Сегодня мы с тобой продолжим исследовать дом, вспомним про членов семьи. За каждое выполненное задание я буду давать тебе кусочек домика. И в конце занятия мы постараемся его собрать. Ты готова отправиться за частями домика?

Ребенок соглашается

За каждое выполненное задание ребёнок получает часть дома из фетра и в конце занятия

на ковролине собирает домик

Основная часть

Дидактическая игра

«Кто старше, кто моложе?»

Дефектолог:

Давай возьмём карточки и разложим людей, изображённых на фотографии, по возрасту (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т.д.). В каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотри внимательно на картинки и ответь на вопросы:

Кто старше бабушка или мама?

- Кто младше ребенок или папа?

- Кто старше мама или ребенок?

- Кто младше дедушка или папа?

-Мама моложе, а бабушка – (старше)

-Дедушка старше, а ребенок – (моложе)

Дидактическая игра «Расставь в комнате мебель»

Задание: ребенку предлагается рисунок пустой комнаты, а также набор для наполнения - газовая плита, холодильник, окно, стулья, стол и т.д. Работает ребенок по инструкции взрослого. Сначала даются задания расставить мебель в нужной последовательности и в нужных местах. А затем с ребенком ведется беседа на уточнение и закрепление его знаний.

Если ребенок затрудняется в назывании картинок, то взрослый помогает ему.

Дефектолог:

Расставь мебель в комнате, так как тебе нравится (или так как я тебе скажу);

ответь на мои вопросы ("Где стоит холодильник?", "Куда мы поставили кастрюльку?", "Что около стола?", "С какой стороны плита?");

расскажи, что и куда ты поставил полным предложением, используя маленькие слова

Физкультминутка

«Домашние дела»

Дефектолог:

Сегодня я приготовила сюрприз – волшебный кубик. Мы будем его бросать и выполнять то, что нарисовано на картинке

Дидактическая игра

«Будь внимательным»

Задание: перед ребенком лежат картинки с различными комнатами дома и карточки с предметами мебели, и бытовой техники.

Дефектолог:

Как называется эта комната (показывает картинку). Теперь давай найдем в этой комнате кровать, стул (по карточкам)

Ребёнок составляет цепочку из изображённых людей на карточках. Отвечает на вопросы: кто младше, кто старше. Получает частичку дома

Ребёнок называет мебель и расставляет её по своим местам на макете. Отвечает на вопросы.

Получает частичку дома

Ребёнок называет комнаты и находит предметы мебели, которые изображены на карточках. Получает часть дома.

Ребёнок кидает кубик и выполняет различные движения

(показывает, как мама готовит еду, гладит бельё, моет посуду и др). Получает часть дома

Ребёнок отвечает кухня, ванная, гостиная и находит предметы мебели

Если ребёнок затрудняется с ответом, дефектолог помогает, задает наводящие вопросы или отвечает сам

Дефектолог хвалит ребёнка

Заключительная часть

Игра: «Построй дом»

Дефектолог:

Вот мы и собрали все части дома. Теперь осталось построить дом»

Что мы сегодня делали на занятии? Про что говорили? Что тебе понравилось больше всего?

Из фетровых фигур ребёнок собирает дом на ковролине. Ребёнок говорит, что запомнилось и понравилось

Поощрение ребенка (наклейка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

       В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком» (для детей старшего дошкольного возраста)

Игра с песком предоставляет ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и контроля над своим внутренними побуждениями. Метод песочной терапии я использовала дл...

Конспект коррекционно – развивающей образовательной деятельности «Чудо Страна» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Необычное путешествие в Чудо Страну поможет детям закрепить и узнать способы контроля за эмоциональными проявлениями....

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика Мишки»

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика М...

Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...