Технология развития зрительного восприятия в процессе работы с сюжетной картиной
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Третьякова Светлана Геннадьевна

В материале представлены этапы работы с сюжетной картиной с детьми с нарушением зрения, описаны методы и приемы, которые педагог может использовать в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе

ознакомления с сюжетной картинкой

У детей дошкольного возраста с нарушением зрения элементарный чувственный  процесс  познания  имеет  свои особенности. Зрительные образы у детей с амблиопией и косоглазием фрагментарны, неполны, часто ошибочны и вербальны. Ребёнок часто выделяет в предмете не существенный признак, а второстепенный, яркий, который ему доступен, сам бросается в глаза, практически значим для него и связан с его эмоциональными переживаниями.

У дошкольников с нарушением зрения можно выделить следующие особенности восприятия сюжетных изображений:

  • значительно увеличено время восприятия сюжетного изображения по сравнению с дошкольниками, имеющими нормальное зрение;
  • снижен объём восприятия, т. е. ими за большее время воспринимается меньшее количество персонажей и объектов картины;
  • дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины, в связи с этим ухудшается качество восприятия.

В процессе коррекционной работы решаются следующие задачи по развитию восприятия сюжетных изображений у дошкольников с нарушением зрения:

  • формирование способов восприятия картины (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов и др.);
  • формирование знаний об информативных  признаках  и  предметах, обучение детей выделять признаки в сюжетном изображении с установлением логических связей;
  • развитие монологической и описательной речи.

Методика работы с сюжетной картиной направлена на активизацию познавательной деятельности детей с нарушением зрения, развитие сенсорных функций,  навыков  пространственного ориентирования, зрительного внимания и памяти, на конкретизацию представлений о предметах, решает важные задачи развития речи дошкольника во всех ее аспектах.

В начале коррекционной работы уделяется внимание обогащению чувственного опыта ребенка и расширению представлений детей, а также обучению правильному узнаванию и называнию различных предметов, объектов, животных, людей. Формируется умение соотносить предмет и его изображение, узнавать предметы в контурном и силуэтном изображении.

Игры и        пособия для развития предметных  представлений:

  • Рассматривание и описание предметов;
  • Обследование        объектов        восприятия        с использованием осязания;
  • Игра «Чудесный мешочек»;
  • Игра «Назови правильно»;
  • Игра «Отгадай, что я опишу» и др.
  • Игры и пособия для развития восприятия предметов в цветном контурном и силуэтном изображении.
  • Игра «Найди предмет по его изображению»;
  • Лото «Найди пару» - цветное и контурное изображение; цветное и силуэтное изображение;
  • Игры – презентации «Чья тень?», «Узнай по контуру»

Поскольку у детей с нарушением зрения запас представлений невелик и ограничивается личным опытом, для них характерен разрыв между движением и предметом, на который направлено движение. Важное место отводится развитию двигательных умений детей на физкультурных и музыкальных        занятиях, взаимодействию дошкольников с предметами во время игры, а также при выполнении поручений взрослого.

Схема обучения восприятию движения и действий человека, изображенного на картине:

  • восприятие и воспроизведение разнообразных движений по подражанию (вслед за учителем-дефектологом) с обязательным проговариванием;
  • выполнение и называние движений по заданию учителя-дефектолога;
  • имитация разнообразных движений на игрушках;
  • узнавание и называние графических изображений движений.

На коррекционных занятиях развиваю умение детей выполнять движения по показу, по заданию, с опорой на графическое изображение. Проводится работа по распознанию действий на картине, установлению связи между движением человека (животного) и конкретным предметом.

Игры и упражнения направленные на развитие восприятия движения и действий человека, изображенного на картине:

  • Игра «Командир»;
  • Игра «Веселые человечки»;
  • Упражнение «Угадай, что я делаю.

Важным направлением в работе по восприятию сюжетных изображений является развитие у детей с нарушением зрения восприятия эмоциональных состояний. Можно выделить следующие этапы:

  • обращаем внимание на свое отражение в зеркале, на изменения в лицах друзей (поднятые брови, рот круглый, губы опущены, брови нахмурены и др.) и сравниваем со спокойным состоянием, проговариваем происходящие изменения;
  • восприятие изображений различных (акцентированных) эмоциональных состояний. Дети выделяют положение и форму рта, глаз, бровей характерных
  • разным эмоциям;
  • распознание детьми конкретного настроения людей (животных) и умение объяснить, почему они так думают;
  • распознание эмоциональных состояний        персонажей, непосредственно включенных в смысловые ситуации.

На  коррекционных  занятиях дети знакомятся с эмоциями: рассматривают свое отражение в зеркале и соотносят со схематичными изображениями, сравнивают        схемы        с        эмоциональными состояниями персонажей        на картинках; учатся распознавать эмоции персонажей включенных в смысловые ситуации.

Следующий этап предполагает закрепление полученных знаний детей в непрерывной образовательной деятельности другими специалистами детского сада – воспитатель организует прослушивание рассказов, стихов, сказок,   музыкальный   руководитель привлекает внимание детей к характеру музыкальных произведений и просит рассказать о своем настроении, воспитатель по изодеятельности предлагает внести эмоции в изображение персонажей и т.д.

Игры и упражнения для развития умений воспринимать эмоции:

  • Игра «Пиктограммы»;
  • Игра «Цветок эмоций»;
  • Упражнение        с        кубиком        эмоций        «Изобрази эмоцию»;
  • Упражнение «Найди картинки по пиктограмее»;
  • Выкладывание        изображения        лица        с передачей настроения.

Еще одним направлением работы учителя-дефектолога является обучение детей с нарушением зрения восприятию многопланового изображения, так как при косоглазии и амблиопии нарушено бинокулярное зрение, и дети не видят объема предметов, затрудняются в определении удаленности объектов.

На коррекционных занятиях использую приемы моделирования: дошкольники сами располагают предметы и рассказывают об их местоположении, затем выкладывают предметные изображения с учетом удаленности и перекрытия объектов. Детям старшего возраста предлагаю зашумленные изображения для выделения объектов        и        передачи        их взаиморасположения. Такого плана задания важны не только при работе с сюжетными картинами, но и являются упражнениями для подготовки детей с косоглазием к лечению на офтальмологических аппаратах.

Для повышения качества восприятия        сюжетного изображения в работе использую метод  наглядного моделирования ситуаций. Этот метод расширяет и уточняет чувственный опыт ребенка,        помогает        ему устанавливать        причинно- следственные связи и логически осмысливать события.

Наглядное моделирование ситуаций начинаю с создания детьми сюжетного изображения на однотонном фоне. Элементы картины выкладываются на фланелеграфе (деревья, дома), далее вносятся элементы, отражающие время года, затем добавляются изображения людей (животных) с обсуждением,  что  делают  дети  и какое у них настроение. Постепенное внесение объектов и предметов позволяет детям рассмотреть их лучше и проанализировать сюжет.

Далее проходит обсуждение сюжета, придумывание названия. На занятиях, помимо фланелеграфа и магнитной доски, могут использоваться индивидуальные подставки.

На следующем этапе работы с картиной детям предлагается моделирование        сюжетного изображения на фоне опушки леса, улицы города, площадки детского сада. Начинаем работу с рассматривания фонового изображения, определения местоположения отдельных объектов, например – деревья или дома.

Далее происходит внесение сюжетного изображения:

  • с описанием внешнего вида и деятельности персонажей;
  • оценкой их эмоционального состояния;
  • Что изображено на картине?
  • с размышлениями и предположениями о предшествующих событиях;
  • придумыванием вариантов развития сюжета и названия картины.

На заключительном этапе дети рассматривают сюжетные изображения с опорой на вопросы и самостоятельно. Примерная схема описания сюжетной картины:

  • Кто изображен на картине? Расскажи о них.
  • Какое событие изображено на картине?
  • Что было до этого события?
  • Чем закончится событие?
  • Придумай название для картины.

Данный алгоритм рекомендуется использовать воспитателям при работе с картиной. Совместно с учителем-логопедом и воспитателями ДОУ мы выбираем картины, которые нужно рассмотреть в данный период времени. В процессе взаимодействия специалистов планируется коррекционная работа по сюжетным изображениям, определяются задачи развития зрительного восприятия и речи детей, подбираются игры и пособия, которые подготовят ребенка к восприятию картины.

Следует отметить, что коррекционно-педагогическая работа по восприятию сюжетной картины содействует        восстановлению нарушенных  зрительных  функций: формирует устойчивую зрительную фиксацию, развивает поисковую и прослеживающую функции глаз, развитие глубинного зрения.

Таким образом, представленная технология развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения в процессе ознакомления с сюжетной картиной является важной частью коррекционно-развивающего и образовательного процесса в дошкольный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Развитие зрительного восприятия в системе работы по профилактике дисграфии.

Здесь приведены упражнения по развитию зрительного гнозиса, которые используют учителя-логопеды в дошкольном учреждении....

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...

Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения

Программа «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения» направлена на коррекцию зрения  и зрительного восприятия в  процессе форм...

Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Тема  самообразованияРАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И  СОЗДАНИЕ     ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ  В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБО...

семинар - практикум для воспитателей "Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения"

Материал предназначен воспитателям и специалистам, занимающимся с дошольниками, имеющими нарушение зрения....