Технология развития зрительного восприятия в процессе работы с сюжетной картиной
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В материале представлены этапы работы с сюжетной картиной с детьми с нарушением зрения, описаны методы и приемы, которые педагог может использовать в практической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе
ознакомления с сюжетной картинкой
У детей дошкольного возраста с нарушением зрения элементарный чувственный процесс познания имеет свои особенности. Зрительные образы у детей с амблиопией и косоглазием фрагментарны, неполны, часто ошибочны и вербальны. Ребёнок часто выделяет в предмете не существенный признак, а второстепенный, яркий, который ему доступен, сам бросается в глаза, практически значим для него и связан с его эмоциональными переживаниями.
У дошкольников с нарушением зрения можно выделить следующие особенности восприятия сюжетных изображений:
- значительно увеличено время восприятия сюжетного изображения по сравнению с дошкольниками, имеющими нормальное зрение;
- снижен объём восприятия, т. е. ими за большее время воспринимается меньшее количество персонажей и объектов картины;
- дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины, в связи с этим ухудшается качество восприятия.
В процессе коррекционной работы решаются следующие задачи по развитию восприятия сюжетных изображений у дошкольников с нарушением зрения:
- формирование способов восприятия картины (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов и др.);
- формирование знаний об информативных признаках и предметах, обучение детей выделять признаки в сюжетном изображении с установлением логических связей;
- развитие монологической и описательной речи.
Методика работы с сюжетной картиной направлена на активизацию познавательной деятельности детей с нарушением зрения, развитие сенсорных функций, навыков пространственного ориентирования, зрительного внимания и памяти, на конкретизацию представлений о предметах, решает важные задачи развития речи дошкольника во всех ее аспектах.
В начале коррекционной работы уделяется внимание обогащению чувственного опыта ребенка и расширению представлений детей, а также обучению правильному узнаванию и называнию различных предметов, объектов, животных, людей. Формируется умение соотносить предмет и его изображение, узнавать предметы в контурном и силуэтном изображении.
Игры и пособия для развития предметных представлений:
- Рассматривание и описание предметов;
- Обследование объектов восприятия с использованием осязания;
- Игра «Чудесный мешочек»;
- Игра «Назови правильно»;
- Игра «Отгадай, что я опишу» и др.
- Игры и пособия для развития восприятия предметов в цветном контурном и силуэтном изображении.
- Игра «Найди предмет по его изображению»;
- Лото «Найди пару» - цветное и контурное изображение; цветное и силуэтное изображение;
- Игры – презентации «Чья тень?», «Узнай по контуру»
Поскольку у детей с нарушением зрения запас представлений невелик и ограничивается личным опытом, для них характерен разрыв между движением и предметом, на который направлено движение. Важное место отводится развитию двигательных умений детей на физкультурных и музыкальных занятиях, взаимодействию дошкольников с предметами во время игры, а также при выполнении поручений взрослого.
Схема обучения восприятию движения и действий человека, изображенного на картине:
- восприятие и воспроизведение разнообразных движений по подражанию (вслед за учителем-дефектологом) с обязательным проговариванием;
- выполнение и называние движений по заданию учителя-дефектолога;
- имитация разнообразных движений на игрушках;
- узнавание и называние графических изображений движений.
На коррекционных занятиях развиваю умение детей выполнять движения по показу, по заданию, с опорой на графическое изображение. Проводится работа по распознанию действий на картине, установлению связи между движением человека (животного) и конкретным предметом.
Игры и упражнения направленные на развитие восприятия движения и действий человека, изображенного на картине:
- Игра «Командир»;
- Игра «Веселые человечки»;
- Упражнение «Угадай, что я делаю.
Важным направлением в работе по восприятию сюжетных изображений является развитие у детей с нарушением зрения восприятия эмоциональных состояний. Можно выделить следующие этапы:
- обращаем внимание на свое отражение в зеркале, на изменения в лицах друзей (поднятые брови, рот круглый, губы опущены, брови нахмурены и др.) и сравниваем со спокойным состоянием, проговариваем происходящие изменения;
- восприятие изображений различных (акцентированных) эмоциональных состояний. Дети выделяют положение и форму рта, глаз, бровей характерных
- разным эмоциям;
- распознание детьми конкретного настроения людей (животных) и умение объяснить, почему они так думают;
- распознание эмоциональных состояний персонажей, непосредственно включенных в смысловые ситуации.
На коррекционных занятиях дети знакомятся с эмоциями: рассматривают свое отражение в зеркале и соотносят со схематичными изображениями, сравнивают схемы с эмоциональными состояниями персонажей на картинках; учатся распознавать эмоции персонажей включенных в смысловые ситуации.
Следующий этап предполагает закрепление полученных знаний детей в непрерывной образовательной деятельности другими специалистами детского сада – воспитатель организует прослушивание рассказов, стихов, сказок, музыкальный руководитель привлекает внимание детей к характеру музыкальных произведений и просит рассказать о своем настроении, воспитатель по изодеятельности предлагает внести эмоции в изображение персонажей и т.д.
Игры и упражнения для развития умений воспринимать эмоции:
- Игра «Пиктограммы»;
- Игра «Цветок эмоций»;
- Упражнение с кубиком эмоций «Изобрази эмоцию»;
- Упражнение «Найди картинки по пиктограмее»;
- Выкладывание изображения лица с передачей настроения.
Еще одним направлением работы учителя-дефектолога является обучение детей с нарушением зрения восприятию многопланового изображения, так как при косоглазии и амблиопии нарушено бинокулярное зрение, и дети не видят объема предметов, затрудняются в определении удаленности объектов.
На коррекционных занятиях использую приемы моделирования: дошкольники сами располагают предметы и рассказывают об их местоположении, затем выкладывают предметные изображения с учетом удаленности и перекрытия объектов. Детям старшего возраста предлагаю зашумленные изображения для выделения объектов и передачи их взаиморасположения. Такого плана задания важны не только при работе с сюжетными картинами, но и являются упражнениями для подготовки детей с косоглазием к лечению на офтальмологических аппаратах.
Для повышения качества восприятия сюжетного изображения в работе использую метод наглядного моделирования ситуаций. Этот метод расширяет и уточняет чувственный опыт ребенка, помогает ему устанавливать причинно- следственные связи и логически осмысливать события.
Наглядное моделирование ситуаций начинаю с создания детьми сюжетного изображения на однотонном фоне. Элементы картины выкладываются на фланелеграфе (деревья, дома), далее вносятся элементы, отражающие время года, затем добавляются изображения людей (животных) с обсуждением, что делают дети и какое у них настроение. Постепенное внесение объектов и предметов позволяет детям рассмотреть их лучше и проанализировать сюжет.
Далее проходит обсуждение сюжета, придумывание названия. На занятиях, помимо фланелеграфа и магнитной доски, могут использоваться индивидуальные подставки.
На следующем этапе работы с картиной детям предлагается моделирование сюжетного изображения на фоне опушки леса, улицы города, площадки детского сада. Начинаем работу с рассматривания фонового изображения, определения местоположения отдельных объектов, например – деревья или дома.
Далее происходит внесение сюжетного изображения:
- с описанием внешнего вида и деятельности персонажей;
- оценкой их эмоционального состояния;
- Что изображено на картине?
- с размышлениями и предположениями о предшествующих событиях;
- придумыванием вариантов развития сюжета и названия картины.
На заключительном этапе дети рассматривают сюжетные изображения с опорой на вопросы и самостоятельно. Примерная схема описания сюжетной картины:
- Кто изображен на картине? Расскажи о них.
- Какое событие изображено на картине?
- Что было до этого события?
- Чем закончится событие?
- Придумай название для картины.
Данный алгоритм рекомендуется использовать воспитателям при работе с картиной. Совместно с учителем-логопедом и воспитателями ДОУ мы выбираем картины, которые нужно рассмотреть в данный период времени. В процессе взаимодействия специалистов планируется коррекционная работа по сюжетным изображениям, определяются задачи развития зрительного восприятия и речи детей, подбираются игры и пособия, которые подготовят ребенка к восприятию картины.
Следует отметить, что коррекционно-педагогическая работа по восприятию сюжетной картины содействует восстановлению нарушенных зрительных функций: формирует устойчивую зрительную фиксацию, развивает поисковую и прослеживающую функции глаз, развитие глубинного зрения.
Таким образом, представленная технология развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения в процессе ознакомления с сюжетной картиной является важной частью коррекционно-развивающего и образовательного процесса в дошкольный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"
Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Развитие зрительного восприятия в системе работы по профилактике дисграфии.
Здесь приведены упражнения по развитию зрительного гнозиса, которые используют учителя-логопеды в дошкольном учреждении....
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...
Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения
Программа «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения» направлена на коррекцию зрения и зрительного восприятия в процессе форм...
Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине
Материал по развитию речи дошкольников....

Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тема самообразованияРАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБО...
семинар - практикум для воспитателей "Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения"
Материал предназначен воспитателям и специалистам, занимающимся с дошольниками, имеющими нарушение зрения....
