Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине
статья по развитию речи (старшая группа)

Материал по развитию речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ.

Сюжетные картины служат эффективным средством познания ребёнком окружающей действительности. Они позволяют уточнить представления детей о предметах и явлениях.

Известны следующие виды работ с картиной:

а/ рассматривание

б/ описание

в/ рассказывание

        Одним из основных приёмов при рассматривании картин являются вопросы педагога. Педагогу необходимо так построить беседу с детьми, чтобы в её ходе была обеспечена полнота восприятия картины. Вопросы помогают ребёнку понять общий смысл картины, направляют его внимание на выяснение взаимосвязей между фрагментами, предоставляют возможность высказать своё отношение к изображённым событиям.

        Правильно построенная беседа по картине является очень важной формой работы по развитию речи.

        При обучении детей составлению рассказов по картине условно можно выделить два типа занятий:

  • подготовительное
  • основное.

Цель подготовительного занятия состоит в том, чтобы

- познакомить детей с содержанием картины,

- уточнить и расширить словарь,

- научить детей понимать последовательность происходящих на картине событий,

- устанавливать связь между предметами и явлениями.

        На подготовительном занятии логопед вместе с детьми рассматривает картину и называет изображённые на ней предметы. Затем дети, отвечая на вопросы логопеда, называют эти предметы. На подготовительном занятии устанавливается связь между предметами и явлениями, изображёнными на картине, определяются внешние признаки и свойства предметов. Логопед даёт объяснения тем или иным событиям, явлениям, действиям, устанавливает их последовательность. В конце занятия дети прослушивают образец рассказа логопеда по данной картине. По одной картине можно проводить одно или два подготовительных занятия.

Цель основного занятия – научить детей составлять рассказ. В средней группе детского сада ведётся работа лишь по подготовке детей к составлению рассказа по картине.

Содержание основного занятия подчинено его цели. После того как дети уже рассмотрели картину, познакомились с основными объектами, установили связи между ними (на предыдущем занятии), логопед обращает их внимание на последовательность событий путём наводящих вопросов. Сначала допустимы краткие ответы детей на вопросы логопеда, а затем, когда последовательность происходящих на картине событий понята детьми, они учатся строить развёрнутые предложения.

        В зависимости от состояния речи детей их рассказы могут быть простыми и сложными. Сложность рассказа определяется самостоятельностью ребёнка в построении ответов на вопросы взрослого, вариативностью построения ответов, развёрнутостью рассказа (насколько полно отражено содержание картины).

        Самостоятельность в построении ответов на вопросы взрослого зависит от возможностей ребёнка и от требований логопеда к построению его высказываний. Дети могут отвечать на вопросы кратко – одним словом или словосочетанием, но их ответы будут самостоятельными, поскольку эти слова – ответы не содержались в вопросах взрослого и ребёнок «нашёл» их сам, опираясь на картину. Вопросы задаются в определённой последовательности, отражающей содержание картины, возможный ход событий, действий. Такая система ответов характерна для начального этапа обучению рассказыванию.

        Затем параллельно с краткими дети учатся строить и развёрнутые самостоятельные ответы. Вопросы к картине по-прежнему задаются в определённой логической последовательности.

        Ребёнок достигает максимальной самостоятельности, когда ему становятся доступными разные варианты ответов на один вопрос. Такая вариативность построения ответов возможна только в результате специального обучения.

        Развёрнутость рассказа (насколько полно отражено в нём содержание картины) зависит также от этапа обучения. В начале обучения дети называют лишь основные предметы, изображённые на картине крупным планом. По мере усвоения лексического материала, кроме предметов, дети указывают и их признаки, действия или состояния предметов. Затем дети постепенно научаются всматриваться в картину и видеть всё большее число предметов, признаков и т.д., т.е. рассказ становится всё  более развёрнутым по мере овладения речевыми средствами и умением всматриваться в картину. Вопросы к картине обязательно задаются в логической последовательности; при этом гораздо важнее обратить внимание ребёнка на последовательность событий, а не сосредоточивать его внимание на определении признаков объектов.

        Самостоятельным считается рассказ в том случае, если после подготовительных занятий (рассматривание картины) дети придумывают рассказ по картине, не опираясь на вопросы логопеда и не прослушивая образец его рассказа. Но этот вид самостоятельного рассказа доступен детям с общим недоразвитием речи лишь на третьем году обучения.

        Из всех видов рассказов детям с общим недоразвитием речи на втором году обучения наиболее доступен пересказ, т.е. частично отражённая, частично самостоятельная речь. Поэтому, после того как дети научились развёрнуто отвечать на вопросы, логопед даёт образец рассказа и предлагает детям пересказать его. Важно, чтобы дети передавали в рассказе последовательность событий. Следует помнить, что дети быстро запоминают рассказ; поэтому не следует стремиться к тому, чтобы один рассказ пересказали все дети.

ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.

        Среди всех видов связной речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определённые образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

        Основная функция воображения – преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений. Однако, по мнению Л.С. Выготского, обладая от природы богатым воображением, ребёнок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно; только с 6 лет воображение дошкольника постепенно приобретает активный и созидательный характер, превращаясь в творческое.

        При развитии у детей творческого воображения важно, чтобы он не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии оценивается как отрицательное качество (Ф.А.Сохин).

        Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает:

  • установление логической последовательности задуманных событий и явлений;
  • их запоминание, а затем воспроизведение;
  • отбор необходимых языковых средств;
  • связное, полное, выразительное изложение рассказа и пр.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребёнка только в старшем дошкольном возрасте (Ф.А.Сохин, А.М.Леушина). В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущей стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

        Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребёнка.

  1. дети любят рассматривать сюжетные картины. С одной картиной можно работать несколько занятий. Картина воздействует на эмоции детей, побуждая говорить даже молчаливых.
  2. сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, которая помогает диалогу взрослого и ребёнка, что стимулирует речевую и мыслительную деятельность ребёнка.
  3. рассматривая сюжетную картину, ребёнок может составить исходный рассказ. Также ребёнок может произвести некоторые трансформации сюжета в своём воображении и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребёнку гораздо легче.

Далеко не каждая картина способна вызвать у ребёнка стойкий интерес и может      служить материалом для общения со взрослым. Современного дошкольника уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом. Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов, поэтому картины должны:

  • вызывать яркую эмоциональную реакцию;
  • побуждать к размышлению;
  • стимулировать воображение;
  • способствовать заинтересованному общению ребёнка и взрослого;
  • отражать интересное событие или конфликтную ситуацию.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания:

1.   составление рассказа с добавлением последующих событий.

2.   составление рассказа с заменой объекта.

3.    составление рассказа с заменой действующего лица.

  1. составление рассказа с с добавлением предшествующих событий.
  2. составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  3. составление рассказа с добавлением объекта.
  4. составление рассказа с добавлением действующего лица.
  5. составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  6. составление рассказа с изменением результата действия.
  7. составление рассказа со сменой времени действия.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.)

 Есть, по определению А.М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребёнка должна быть содержательной, развёрнутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически чёткой.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ.

  1. Анализ содержания картины.

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

  • места действия;
  • времени действия;
  • свойств объектов и предметов;
  • целей действия каждого персонажа;
  • причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

(Во время ответов на вопросы взрослый следит за чёткостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребёнком всех предложений.

При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребёнка, выражая своё несогласие с ним как вариант ответа ( «А , может быть, так лучше?»)

  1. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

  • интереса;
  • внимания;
  • памяти;
  • инициативности;
  • воображения;
  • мышления

( Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причём, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.

Известно, что во время индивидуальных занятий ребёнок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу или родителю, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.)        

  1. Составление исходного рассказа по картине.

Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребёнка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребёнку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребёнку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение в таблицу, которая дана вместе с картиной. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления.

При составлении рассказа ребёнком взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда, но и почему).

Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребёнку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.

В случаях когда ребёнок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребёнок воспроизводит его целиком. Однако следует помнить высказывание Ф.А. Сохина о том, что «…образец даётся для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения».

  1. Планирование творческого рассказа.

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается :

  • в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания,
  • обсуждении замысла,
  • выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),
  • составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребёнком с целью составления программы, плана развёрнутого высказывания),
  • построении плана изложения (можно в графическом варианте),
  • установлении объекта для прямой речи,
  • придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребёнку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр.) В каждом конкретном случае цель трансформации сюжета соответствует виду творческого рассказывания, указанному в верхней части таблицы к картине.

При уточнении замысла ребёнок пользуется вначале внутренней речью. Она, в отличие от внешней, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращённостью. Причём в первую очередь во внутренних высказываниях сокращаются подлежащие и остаются сказуемые (предикаты). Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (т.е. составление «предикативной цепочки) активизирует и направляет мысль ребёнка и, в конечном итоге, облегчает составление им творческого рассказа.

Полезно, если до составления творческого рассказа ребёнок придумает для него своё название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Если планируемый рассказ оказывается слишком объёмным для запоминания, можно предложить ребёнку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).

  1. Составление творческого рассказа с учётом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием:

  • точных слов,
  • образных сравнений,
  • грамотных, чётких предложений,
  • связей предложений и частей рассказа,
  • выразительности,
  • интонирования,
  • акцентирования наиболее значимых слов,
  • плавности речи,
  • фонетической чёткости каждой фразы.

Предлагаем взрослому записывать рассказ ребёнка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребёнка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребёнка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребёнок начнёт рассказ (Однажды…Как – то раз…В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.

При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и др. Следует помнить высказывание Ф.А. Сохина: «Связность речи – это связность мыслей!».

В случаях когда ребёнок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец. После прослушивания рассказа ребёнок воспроизводит его самостоятельно.

  1. Анализ и оценка творческого рассказа.

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих этапах.

Для ребёнка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т.п. необходимо заменить на более мягкие. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребёнка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

В тех случаях когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребёнком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.

Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребёнка. Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании. Ошибочные слова в высказывании ребёнка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребёнку повторить изменённую форму целиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по разделу " Развитие речи" на тему :Составление рассказа по сюжетной картине "Катаемся на санках".

В конспекте дети  слушают стихи о зимних забавах , рассказывают о своих зимних развлечениях .Рассматривают сюжетную картину "Катаемся на  санках". Отвечают на вопросы по картине. Выполняют в...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...

Занятие по развитию речи "Дидактическая игра «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин

Занятие по развитию речи "Дидактическая игра «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» (мнемотаблица)

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине. Образовательные задачи: - учить детей составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ; - закреплять навык...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание сюжетной картины «Дети играют». Дидактическая игра «Что изменилось?»

Образовательная область: Речевое развитие.Тема занятия: Рассматривание сюжетной картины «Дети играют». Дидактическая игра «Что изменилось?»Возрастная группа: младшая группа ( д...

Конспект занятия по развитию речи.Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин "У трамвайного окна"

Конспект по обучению составлять повествовательный рассказ по серии картин в старшей группе....