«Формы работы специалистов группы компенсирующей направленности для детей с РАС, способствующие включению родителей в коррекционно – развивающий процесс»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Материал из опыта работы учителя - дефектолога с родителями.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: «Вестник Просвещения» – "Формы работы специалистов группы компенсирующей направленности для детей с РАС, способствующие включению родителей в коррекционно-развивающий процесс"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы работы специалистов группы компенсирующей направленности для детей с РАС, способствующие включению родителей в коррекционно-развивающий процесс»
Автор: Вапнярчук Елена Юрьевна,
учитель – дефектолог МБДОУ «Центр
развития ребенка-детский сад № 135»
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка, родители имеют первоочередное право на воспитание своих детей и являются полноценными участниками педагогического процесса.
В содержательном разделе общих и адаптированных образовательных программ отдельным направлением выделено взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся, так как только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается достичь положительной динамики в преодолении имеющихся недостатков и трудностей у воспитанников. Таким образом, поиск контактов с родителями является актуальной задачей для специалистов при работе с детьми с ОВЗ.
С 2023 года на базе МБДОУ «Детский сад №135 был создан консультационный центр для родителей. С 2024 года учителем – дефектологом в рамках консультационного центра разработан и реализуется «Постоянно действующий проект лектория по включению родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающий процесс ДОУ.
Стратегия работы с родителями, имеющими детей с РАС, обладает рядом особенностей по сравнению с родителями, имеющими детей без нарушений в развитии. Задачами при этом для педагога становится мягкая просветительско-консультативная работа, привлечение к активному сотрудничеству, вовлечение в осознанное родительство законных представителей.
При реализации просветительской деятельности педагог учитывает:
Категорию семей (полная/неполная, материальные и социально значимые факторы).
Готовность законных представителей ребенка к сотрудничеству (психологическая стадия принятия диагноза).
Ответственность (осознанное родительство).
Наличие затрудняющих факторов (эмоциональное и физическое здоровье самого родителя и других членов семьи).
Для включения родителей были разработаны лекции-консультации, проведен цикл практических занятий, родительских собраний, оформлены наглядно-демонстративные материалы, организованы совместные выставки и открытые занятия. При этом формы работы специалистов с родителями разделились на 5 групп:
Информационно-аналитические
При зачислении ребенка и при переходе на следующий год обучения, родителями заполнялась анкета, особенностью которой являлась таблица ежедневных активностей, в которых по мнению родителя возникали затруднения (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Это было необходимо для более четкого определения родительских ожиданий от коррекционно-развивающей работы специалистов и совместного составления ИОМ. Кроме того собирались заявки на волнующие родителей вопросы, которые затем включались в план работы лектория на предстоящий год.
В ходе работы выяснилось, что тревожность в большей степени касалась социализации и здоровья детей.
Для выявления родительских представлений о имеющихся дефицитах моторного, сенсорного развития и академических знаний нами были разработаны бланки родительского мониторинга достижений. Данный мониторинг проводится родителями при поступлении в группу компенсирующей направленности и в конце каждого учебного года. Родители/законные представители оценивают параметры социально-коммуникативного; физического; познавательного; речевого; и художественно-эстетического развития по пяти бальной шкале. Для наглядности по итогам специалистами составляются Графики достижений.
Просветительские и консультационные.
Индивидуальные беседы с законными представителями проводятся по мере необходимости, при поступлении запроса или по инициативе педагога.
Общие родительские собрания проводятся не реже двух раз в год.
Семинары - практикумы организуются специалистами с целью обучения родителей/законных представителей продуктивному взаимодействию с детьми. При этом родитель выступает сначала в роле обучаемого, а затем и педагога. Данный формат, по отзывам участников, вызывает вовлеченность в коррекционно-развивающий процесс, воспитывает осознанное родительство.
Наглядно-информационные
Педагогами используется нформирование с помощью наглядных материалов: ширм, папок-передвижек; стендов. В группе разработаны информационные буклеты по альтернативной коммуникации для детей с РАС; сенсорной чувствительности детей с РАС; соматическому здоровью и социальной адаптации в летний период. Это позволило донести материал ненавязчиво, емко и одновременно доступно.
Досуговые
Совместные работы детей участвовали в выставках поделок и рисунков. Организовывались утренники для родителей, посвященные основным государственным праздникам.
День открытых дверей
Родители присутствовали на индивидуальных занятиях учителя-дефектолога в качестве наблюдателя. Ближе познакомились с документами ДОУ, с уставом и внутренними правилами.
Реализация всех мероприятий лектория была включена в план работы с родителями (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Итоговое родительское анкетирование показало, что уровень осведомленности и компетентность родителей в области воспитания и обучения детей с РАС повысились. Вопросы, ранее вызывавшие затруднения, потеряли свою актуальность. Возросло число родителей, охотно включающихся в сотрудничество с педагогами ДОУ.
На основании полученных данных можно сказать, что используемые формы работы специалистов группы компенсирующей направленности активно способствовали включению родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Приложение 1
Анкета для родителей детей группы компенсирующего
вида (с диагнозом РАС) 2023-2024г.
дата заполнения_________________________
1) Ф.И.О. Родителей/законных представителей
МАТЬ______________________________________________________________________
ОТЕЦ______________________________________________________________________
2) Имя, возраст ребёнка (например, 6 лет, 8 мес)
___________________________________________________________________________
Оформлена ли Вашему ребёнку инвалидность (подчеркнуть) ДА / НЕТ
4) В каких ежедневных активностях есть сложности?
В каких ежедневных активностях есть сложности? | Есть трудности | Это не проблема | Трудности иногда бывают | Этого нет в жизни моего ребенка |
Прогулка | ||||
Прием пищи | ||||
Засыпание (дневной сон) | ||||
Засыпание (ночной сон) | ||||
Обучающие/развивающие занятия с мамой (другими членами семьи) | ||||
Обучающие/развивающие занятия с др. взрослыми | ||||
Игры и развлечения с мамой (основным близким) | ||||
Времяпрепровождение с другими взрослыми (няня, педагоги…) | ||||
Времяпрепровождение с гаджетами, мультиками, играми, занятиями, на которых ребенок «залипает» | ||||
Времяпрепровождение с другими детьми | ||||
Гигиенические процедуры | ||||
Посещение врачей | ||||
Посещение общественных мест (кафе, магазинов...) | ||||
Расставание с мамой (основным близким) | ||||
Поездка на транспорте |
5) Посещаете ли Вы и Ваш ребенок психолого-педагогические, медицинские и социальные центры/занятия, где ребенку оказывается помощь? Какие?
______Посещаем (наименование)______________________________________________
______Не посещали
______Посещали давно, сейчас не посещаем
6) Какие развивающие кружки, секции дополнительно посещает ребенок ?
___________________________________________________________________________
7) На какую наиболее волнующую вас проблему ребенка, вы бы хотели обратить пристальное внимание педагогов? Просим внести пожелания, мнения, предложения для улучшения качества реализации образовательного процесса. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ !
Приложение 2
План работы с родителями детей группы компенсирующего
вида (с диагнозом РАС) на 2023 - 2024 год
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. | Анкетирование «Траектория коррекционной работы, запрос и родительские ожидания» | Сентябрь |
2. | Индивидуальные консультации «Согласование ИОМ ребенка с родителями/законными представителями» | Сентябрь |
3. | Оформление наглядно-информационных материалов «Альтернативная коммуникация для детей с РАС» | Сентябрь |
4. | Групповое собрание «Организация развивающей среды для детей с РАС в детском саду и дома» | Октябрь |
5. | Практикум для родителей «Продуктивное взаимодействие с детьми с РАС» | Октябрь |
6. | Утренник с приглашением родителей «Золотая красавица осень» | Октябрь |
7. | Общее родительское собрание – круглый стол «Секреты семейного воспитания, технологии с доказанной эффективностью применяемые для коррекции РАС» | Ноябрь |
8. | Проведение практических занятий для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях. | Ноябрь |
9. | Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ | Декабрь |
10. | Оформление наглядно-информационных материалов «Опасны ли самостимуляции и застревания для детей с РАС» | Декабрь |
11. | Утренник с приглашением родителей «Здравствуй новый год» | Декабрь |
12. | Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | Январь |
13. | Оформление наглядно-информационных материалов «Соматическое здоровье ребенка с РАС» | Январь |
14. | Групповое собрание «Работа с нежелательным поведением при РАС» | Январь |
15. | Оформление наглядно-информационных материалов «Сенсорная чувствительность при РАС» | Январь |
16. | Практикум для родителей по взаимодействию с детьми при коррекции нежелательного поведения | Февраль |
17. | Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Защитник Родины» | Февраль |
18. | Утренник с приглашением родителей «Мамин праздник» | Март |
19. | Общее родительское собрание – «Ресурсы для поддержания психологического здоровья семьи» | Март |
20. | Подготовка и оформление фотовыставки «Портрет любимой мамочки» | Март |
21. | День открытых дверей «Открытый урок для родителей» | Апрель |
22. | Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Умелые руки не знают скуки!» | Апрель |
23. | Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» | Апрель |
24. | Групповое собрание «Итоги коррекционно-развивающей работы за учебный год» | Май |
25. | Оформление наглядно-информационных материалов «Социальная реабилитация ребенка с РАС в летний период. Маршрут самостоятельности» | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...
Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и предназначена для работы в средней группе для детей с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Консультация для родителей ”Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР”
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Консультация для родителей ”Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР”
Контингент воспитанников группы с ТНР формируется из числа детей, прошедших городскую психолого-медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в с...

Перспективный план работы педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок» с родителями воспитанников
на 2023-2024 учебный годна 2024-2025 учебный год...