«Формы работы специалистов группы компенсирующей направленности для детей с РАС, способствующие включению родителей в коррекционно – развивающий процесс»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_zamenu_statya_po_vklyucheniyu_roditeley.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы работы специалистов группы компенсирующей направленности для детей с РАС, способствующие  включению родителей  в коррекционно-развивающий процесс»

Автор: Вапнярчук Елена Юрьевна,

 учитель – дефектолог  МБДОУ «Центр

 развития ребенка-детский сад № 135»

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка, родители имеют первоочередное  право на воспитание своих детей и являются полноценными участниками педагогического процесса.

В содержательном разделе общих и адаптированных образовательных программ отдельным направлением выделено взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся, так как только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается достичь  положительной динамики в преодолении имеющихся недостатков и трудностей у воспитанников. Таким образом, поиск контактов с родителями является актуальной задачей для специалистов при работе с детьми с ОВЗ.

С 2023 года на базе МБДОУ «Детский сад №135 был создан консультационный центр для родителей.  С 2024 года учителем – дефектологом в рамках консультационного центра разработан и реализуется «Постоянно действующий проект лектория по включению родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающий процесс ДОУ.

Стратегия работы с родителями, имеющими детей с РАС, обладает рядом особенностей по сравнению с родителями, имеющими детей без нарушений в развитии. Задачами при этом для педагога становится мягкая просветительско-консультативная работа, привлечение к активному сотрудничеству, вовлечение в осознанное родительство законных представителей.

При реализации просветительской деятельности педагог учитывает:

Категорию семей (полная/неполная, материальные и социально значимые факторы).

Готовность законных представителей ребенка к сотрудничеству (психологическая стадия принятия диагноза).

Ответственность (осознанное родительство).

Наличие затрудняющих факторов (эмоциональное и физическое здоровье самого родителя и других членов семьи).

Для включения родителей были  разработаны лекции-консультации, проведен цикл практических занятий, родительских собраний, оформлены наглядно-демонстративные материалы, организованы совместные выставки и открытые занятия. При этом формы работы специалистов с родителями разделились на 5 групп:

Информационно-аналитические

При зачислении ребенка и при переходе на следующий год обучения, родителями заполнялась анкета, особенностью которой являлась таблица ежедневных активностей, в которых по мнению родителя возникали затруднения (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).  Это было необходимо для более четкого определения родительских ожиданий от коррекционно-развивающей работы специалистов и совместного составления ИОМ. Кроме того собирались заявки на волнующие родителей вопросы, которые затем включались в план работы лектория на предстоящий год.

В ходе работы выяснилось, что тревожность в большей степени касалась социализации и здоровья детей.

Для выявления родительских представлений о имеющихся дефицитах моторного, сенсорного развития и академических знаний нами были разработаны бланки родительского мониторинга достижений. Данный мониторинг проводится родителями при поступлении в группу компенсирующей направленности и в конце каждого учебного года.  Родители/законные представители оценивают параметры социально-коммуникативного; физического; познавательного; речевого; и художественно-эстетического развития по пяти бальной шкале. Для наглядности по итогам специалистами составляются Графики достижений.

Просветительские и консультационные. 

Индивидуальные беседы с законными представителями проводятся по мере необходимости, при поступлении запроса или по инициативе педагога.

Общие родительские собрания проводятся не реже двух раз в год.

Семинары - практикумы организуются специалистами с целью обучения родителей/законных представителей продуктивному взаимодействию с детьми.  При  этом родитель выступает сначала в роле обучаемого, а затем и  педагога. Данный формат, по отзывам участников, вызывает вовлеченность в коррекционно-развивающий процесс, воспитывает осознанное родительство.

Наглядно-информационные

Педагогами используется нформирование с помощью наглядных материалов: ширм, папок-передвижек; стендов. В группе разработаны информационные буклеты по альтернативной коммуникации для детей с РАС; сенсорной чувствительности детей с РАС; соматическому здоровью и социальной адаптации в летний период. Это позволило донести материал ненавязчиво,  емко и одновременно доступно.

Досуговые

Совместные работы детей участвовали в выставках поделок и рисунков. Организовывались утренники для родителей, посвященные основным государственным праздникам.

День открытых дверей

 Родители присутствовали на индивидуальных занятиях учителя-дефектолога в качестве наблюдателя. Ближе познакомились с документами ДОУ, с уставом и внутренними правилами.

Реализация всех мероприятий лектория была включена в план работы с родителями  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

 Итоговое родительское анкетирование показало, что уровень осведомленности и компетентность родителей в области воспитания и обучения детей с РАС повысились.  Вопросы, ранее вызывавшие затруднения, потеряли свою актуальность. Возросло число родителей, охотно включающихся в сотрудничество  с педагогами ДОУ.

На основании полученных данных можно сказать, что используемые формы работы специалистов группы компенсирующей направленности активно способствовали включению родителей  в коррекционно-развивающий процесс.

Приложение 1

Анкета для родителей  детей группы компенсирующего

 вида (с диагнозом РАС) 2023-2024г.

дата заполнения_________________________

1) Ф.И.О. Родителей/законных представителей

МАТЬ______________________________________________________________________

ОТЕЦ______________________________________________________________________

2) Имя, возраст ребёнка (например, 6 лет, 8 мес)

___________________________________________________________________________

Оформлена ли Вашему ребёнку инвалидность (подчеркнуть) ДА / НЕТ

4) В каких ежедневных активностях есть сложности?

В каких ежедневных активностях есть сложности?

Есть трудности

Это не проблема

Трудности иногда бывают

Этого нет в жизни моего ребенка

Прогулка

Прием пищи

Засыпание (дневной сон)

Засыпание (ночной сон)

Обучающие/развивающие занятия с мамой (другими членами семьи)

Обучающие/развивающие занятия с др. взрослыми

Игры и развлечения с мамой (основным близким)

Времяпрепровождение с другими взрослыми (няня, педагоги…)

Времяпрепровождение с гаджетами, мультиками, играми, занятиями, на которых ребенок «залипает»

Времяпрепровождение с другими детьми

Гигиенические процедуры

Посещение врачей

Посещение общественных мест (кафе, магазинов...)

Расставание с мамой (основным близким)

Поездка на транспорте

5) Посещаете ли Вы и Ваш ребенок психолого-педагогические, медицинские и социальные центры/занятия, где ребенку оказывается помощь? Какие?

______Посещаем (наименование)______________________________________________

______Не посещали

______Посещали давно, сейчас не посещаем

6) Какие развивающие кружки, секции дополнительно посещает ребенок ?

___________________________________________________________________________

7) На какую наиболее волнующую вас проблему ребенка, вы бы хотели обратить пристальное внимание педагогов?  Просим внести  пожелания, мнения, предложения  для улучшения качества реализации образовательного процесса. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ !

Приложение 2

План работы с родителями детей группы компенсирующего

 вида (с диагнозом РАС)  на 2023 - 2024 год

№ п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

1.

Анкетирование «Траектория коррекционной работы, запрос и  родительские ожидания»

Сентябрь

2.

Индивидуальные консультации «Согласование ИОМ ребенка с родителями/законными представителями»

Сентябрь

3.

Оформление наглядно-информационных материалов «Альтернативная коммуникация для детей с РАС»

Сентябрь

4.

Групповое собрание «Организация развивающей среды для детей с РАС в детском саду и дома»

Октябрь

5.

Практикум для родителей «Продуктивное взаимодействие с детьми с РАС»

Октябрь

6.

Утренник с приглашением родителей  «Золотая красавица осень»

Октябрь

7.

Общее родительское собрание – круглый стол  «Секреты семейного воспитания, технологии с доказанной эффективностью применяемые для коррекции РАС»

Ноябрь

8.

Проведение практических занятий для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях.

Ноябрь

9.

Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ
«В царстве матушки-Зимы»

Декабрь

10.

Оформление наглядно-информационных материалов «Опасны ли самостимуляции и застревания для детей с РАС»

Декабрь

11.

Утренник с приглашением родителей  «Здравствуй новый год»

Декабрь

12.

Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми

Январь

13.

Оформление наглядно-информационных материалов «Соматическое здоровье ребенка с РАС»

Январь

14.

Групповое собрание «Работа с нежелательным поведением при РАС»

Январь

15.

Оформление наглядно-информационных материалов  «Сенсорная чувствительность при РАС»

Январь

16.

Практикум для родителей по взаимодействию с детьми при коррекции нежелательного поведения

Февраль

17.

Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Защитник Родины»

Февраль

18.

Утренник с приглашением родителей  «Мамин праздник»

Март

19.

Общее родительское собрание – «Ресурсы для поддержания психологического здоровья семьи»

Март

20.

Подготовка и оформление фотовыставки  «Портрет любимой мамочки»

Март

21.

День открытых дверей «Открытый урок для родителей»

Апрель

22.

Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Умелые руки не знают скуки!»

Апрель

23.

Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ»

Апрель

24.

Групповое собрание  «Итоги коррекционно-развивающей работы за учебный год»

Май

25.

Оформление наглядно-информационных материалов  «Социальная реабилитация ребенка с РАС в летний период. Маршрут самостоятельности»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...

Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и предназначена для работы в средней группе для детей с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Консультация для родителей ”Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР”

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Консультация для родителей ”Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР”

 Контингент воспитанников группы с ТНР формируется из числа детей, прошедших городскую психолого-медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в с...