Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В познавательно – исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребёнка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о разных состояниях воды;, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении, развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, уметь делать выводы.- это задачи, которые были поставлены и успешно решены в процессе занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, "Круговорот воды в природе".
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-
СТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ,
«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
Цель: дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
- Закрепить знания детей о разных состояниях воды;
- Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде;
- Познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении;
- Расширять словарный запас;
- Продолжать учить подбирать слова-признаки; закреплять умение образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- Упражнять в подборе слов-антонимов;
- Закреплять навыки звукового синтеза слова;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение
делать выводы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Я и стужа, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу (озвучивание стихотворения по слайдам презентации).
Что это?
Дети: Это вода.
Игра «Назови, какая вода» (прозрачная, чистая, бесцветная, текучая, соленая,
пресная).
II. Введение в тему.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Сегодня на занятии мы продолжим разговор об удивительном мире воды. Узнаем о том, как путешествует вода, проследим, как вода превращается (переходит) из
одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот
воды в природе. Поможет нам в этом Капелька.
Воспитатель: Давайте вспомним, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе?
Дети: В природе вода бывает в твердом, жидком, газообразном состоянии.
Капелька: Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (лёд, снег, айсберги).
Игра «Назови какой»
снег (какой?) – белый, чистый, хрустящий, рыхлый…
лед (какой?) – холодный, хрупкий, прозрачный, твердый…
град (какой?) – круглый, твердый, белый, холодный …
Капелька: Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (туман, пар)
Капелька: Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, озёра, океаны,
ручьи…).
Игра «Скажи наоборот»
Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).
Ручеек узкий, а река … (широкая).
Земля черная, а снег … (белый).
Родник чистый, а лужа … (грязная).
Вода холодная, а пар … (горячий).
Река близко, а море … (далеко).
Пруд маленький, а океан … (большой).
Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман,
град, облака, лед, все это...
Дети: Вода.
Воспитатель: Вода умеет становиться разной. Поэтому получается, что вода – волшебница.
Давайте попробуем смоделировать природный процесс в бытовых условиях.
III. Изучение нового материала.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ
Нашу гостью Капельку с сестрёнками попросим отправиться домой. Наливаем
воду в электрический чайник (ребенок наливает в чайник воду из банки)
Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния
переходит в… (газообразное, т.е. становится паром).
Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.
Кипящий чайник «выпускает» пар (рассказываем, что пар – это мааааленькие
капельки воды; много, очень много маленьких капелек), когда образующийся внутри
него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и кон-
денсируется, крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не ста-
нут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть, как облачко пара. Если по-
держать холодную ложку в струе пара, с нее начнет капать вода.
Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток
времени.
ФИЗМИНУТКА
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Воспитатель: С поверхности морей и рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный. Пар охлаждается там и обра-
зует множество водяных капелек. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Из
облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега.
Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Чтобы лучше понять круговорот воды, Капелька просила прочитать стихотворение.
«Круговорот воды в природе» (Ольга Счастливая)
Плывут по небу облака,
Как корабли, издалека.
На вид – как сахарная вата,
И влагой, видимо, богаты.
Неспешно облака плывут,
Тень оставляя там и тут.
Вдруг сверху – КАП! Что за беда?
На землю просится вода!
Копилась эта влага так:
Жара стояла – просто мрак!
Когда на улице плюс тридцать,
Тут что угодно испарится.
И рвётся влага на свободу,
Из пара превращаясь в воду.
А мы гуляем под дождём
С огромным папиным зонтом.
Быть может, речка там текла,
Росинка на траве была.
Быть может, море бушевало,
О берег волны разбивало.
Представим, что вот так случилось:
На улице не плюс, а минус.
Водичка превратится в льдинки,
Что называются – снежинки.
Но солнце дело своё знает:
Всё больше воздух накаляет.
И часть водички – ах! Ах! Ах!
Вдруг стала паром в небесах.
Накроет землю целиком
Пушистым беленьким ковром.
Ну а когда весна настанет,
Весь снег под солнышком растает.
Так получились облака,
Приплывшие издалека.
Но это не конец, друзья,
Сейчас рассказ продолжу я.
Потом всё снова повторится:
Вода прольётся, испарится...
Получим мы в природе вот
Такой воды круговорот.
(Детям будет интересно, если стихотворение обыграть)
Игра «Повтори и закончи предложение»
Вода – это … (высказывание детей)
Вода при нагревании превращается … (в пар)
Вода при охлаждении превращается … (в лед)
Вода путешествует … (по кругу)
Вода в пар превращается … (летом, в жару)
Вода в лед превращается … (зимой)
В завершении занятия попробуем смоделировать круговорот воды в природе.
(Работа в парах).
У каждого на столе есть конверт, в котором находятся все необходимые детали
для моделирования. Ваша задача заключается в том, чтобы поставить каждый ком-
понент на своё место.
VI. Подведение итогов.
Воспитатель: В каких трёх состояниях находится вода в природе? С
какими чудесами природы мы сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.
Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.
закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"
Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды п...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"
Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами ...

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и ...

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".
Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...
