Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Венедиктова Ирина Сергеевна

В познавательно – исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребёнка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о разных состояниях воды;, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении, развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, уметь делать выводы.- это задачи, которые были поставлены и успешно решены в процессе занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, "Круговорот воды в природе". 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-

СТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ,

«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

Цель: дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи:

- Закрепить знания детей о разных состояниях воды;

- Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде;

- Познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении;

- Расширять словарный запас;

- Продолжать учить подбирать слова-признаки; закреплять умение образовывать

существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

- Упражнять в подборе слов-антонимов;

- Закреплять навыки звукового синтеза слова;

- Развивать фонематическое восприятие;

- Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение

делать выводы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Я и стужа, и туман,

И ручей, и океан.

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу (озвучивание стихотворения по слайдам презентации).

Что это?

Дети: Это вода.

Игра «Назови, какая вода» (прозрачная, чистая, бесцветная, текучая, соленая,

пресная).

II. Введение в тему.

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Сегодня на занятии мы продолжим разговор об удивительном мире воды. Узнаем о том, как путешествует вода, проследим, как вода превращается (переходит) из

одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот

воды в природе. Поможет нам в этом Капелька.

Воспитатель: Давайте вспомним, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе?

Дети: В природе вода бывает в твердом, жидком, газообразном состоянии.

Капелька: Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (лёд, снег, айсберги).

Игра «Назови какой»

снег (какой?) – белый, чистый, хрустящий, рыхлый…

лед (какой?) – холодный, хрупкий, прозрачный, твердый…

град (какой?) – круглый, твердый, белый, холодный …

Капелька: Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (туман, пар)

Капелька: Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, озёра, океаны,

ручьи…).

Игра «Скажи наоборот»

Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).

Ручеек узкий, а река … (широкая).

Земля черная, а снег … (белый).

Родник чистый, а лужа … (грязная).

Вода холодная, а пар … (горячий).

Река близко, а море … (далеко).

Пруд маленький, а океан … (большой).

Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман,

град, облака, лед, все это...

Дети: Вода.

Воспитатель: Вода умеет становиться разной. Поэтому получается, что вода – волшебница.

Давайте попробуем смоделировать природный процесс в бытовых условиях.

III. Изучение нового материала.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ

Нашу гостью Капельку с сестрёнками попросим отправиться домой. Наливаем

воду в электрический чайник (ребенок наливает в чайник воду из банки)

Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния

переходит в… (газообразное, т.е. становится паром).

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.

Кипящий чайник «выпускает» пар (рассказываем, что пар – это мааааленькие

капельки воды; много, очень много маленьких капелек), когда образующийся внутри

него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и кон-

денсируется, крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не ста-

нут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть, как облачко пара. Если по-

держать холодную ложку в струе пара, с нее начнет капать вода.

Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток

времени.

ФИЗМИНУТКА

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

Воспитатель: С поверхности морей и рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный. Пар охлаждается там и обра-

зует множество водяных капелек. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Из

облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега.

Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Чтобы лучше понять круговорот воды, Капелька просила прочитать стихотворение.

«Круговорот воды в природе» (Ольга Счастливая)

Плывут по небу облака,

Как корабли, издалека.

На вид – как сахарная вата,

И влагой, видимо, богаты.

Неспешно облака плывут,

Тень оставляя там и тут.

Вдруг сверху – КАП! Что за беда?

На землю просится вода!

Копилась эта влага так:

Жара стояла – просто мрак!

Когда на улице плюс тридцать,

Тут что угодно испарится.

И рвётся влага на свободу,

Из пара превращаясь в воду.

А мы гуляем под дождём

С огромным папиным зонтом.

Быть может, речка там текла,

Росинка на траве была.

Быть может, море бушевало,

О берег волны разбивало.

Представим, что вот так случилось:

На улице не плюс, а минус.

Водичка превратится в льдинки,

Что называются – снежинки.

Но солнце дело своё знает:

Всё больше воздух накаляет.

И часть водички – ах! Ах! Ах!

Вдруг стала паром в небесах.

Накроет землю целиком

Пушистым беленьким ковром.

Ну а когда весна настанет,

Весь снег под солнышком растает.

Так получились облака,

Приплывшие издалека.

Но это не конец, друзья,

Сейчас рассказ продолжу я.

Потом всё снова повторится:

Вода прольётся, испарится...

Получим мы в природе вот

Такой воды круговорот.

(Детям будет интересно, если стихотворение обыграть)

Игра «Повтори и закончи предложение»

Вода – это … (высказывание детей)

Вода при нагревании превращается … (в пар)

Вода при охлаждении превращается … (в лед)

Вода путешествует … (по кругу)

Вода в пар превращается … (летом, в жару)

Вода в лед превращается … (зимой)

В завершении занятия попробуем смоделировать круговорот воды в природе.

(Работа в парах).

У каждого на столе есть конверт, в котором находятся все необходимые детали

для моделирования. Ваша задача заключается в том, чтобы поставить каждый ком-

понент на своё место.

VI. Подведение итогов.

Воспитатель: В каких трёх состояниях находится вода в природе? С

какими чудесами природы мы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"

Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды п...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"

Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами ...

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и ...

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...