Индивидуальный образовательный маршрут
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Приведен пример индивидуального сопровождения ребенка специалистами ППК
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №15 г. Кропоткин
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
на воспитанника МБДОУ д/с-к/в № 15
Савилов Владимир Денисович
05. 09.2020 г.р.
ГРУППА «Ягодка»
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
С индивидуальным образовательным маршрутом ознакомлен(а) и согласен (а)
«____» ______________ 2024г. ___________/ ____________________
(подпись) (расшифровка)
г. Кропоткин, 2024 г.
Общие данные о ребёнке и его семье
Данные о ребёнке
Фамилия, имя, отчество ребёнка: Савилов Владимир Денисович
Дата рождения 27. 08. 2020
Посещаемая группа: Ягодка
Степень адаптации к ДОУ: средняя степень адаптации
Данные о прохождении ПМПК
Дата прохождения ПМПК: 31. 05. 2024 г.
Рекомендованная программа обучения: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей.
Основание для разработки ИОМ
- заключение ПМПК № 2400 от 31.05.2024г.
- отклонения в формировании различных сторон речи.
Рекомендации ПМПК:
№ п/п | Специалист сопровождения | Рекомендации ПМПК |
1 | Педагог-психолог | Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, развитие высших психических функций. |
2 | Учитель-логопед | Развитие всех компонентов речи. |
3 | Учитель-дефектолог | Развитие познавательной деятельности, высших психических функций. |
Периодичность наблюдения: не реже 3-х раз в год
Краткая характеристика:
Степень адаптации и период посещения МБДОУ: средняя степень адаптации.
Особенности поведения: ребёнок достаточно замкнутый
Коммуникативные навыки: в контакт со взрослыми вступает постепенно
Эмоциональная сфера: показатели в стадии формирования
Игровая деятельность: предпочитает одиночные игры; решать конфликты по средствам речи ребёнок не может, так как не хватает доступных средств языка
Отношение к ООД: интерес к занятиям присутствует, но необходима стимуляция
Работоспособность: равномерный темп работы
Особенности умственного развития: обучается по АОП, программу усваивает.
Цель ИОМ: Формирование коммуникативных и речевых навыков через непрерывное сопровождение на всех этапах пребывания в детском саду.
Задачи ИОМ:
- Совершенствовать коммуникативные навыки через включение в совместную игровую и образовательную деятельность.
- Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка.
- Развивать познавательные процессы.
- Оказывать методическую помощь родителям в поддержке ребенка.
Формы взаимодействия специалистов ДОУ: ведение единой документации ППк и ИОМ воспитанников совместно всех специалистов ДОУ и воспитателей групп.
Виды деятельности: игровая деятельность совместная и индивидуальная, образовательная деятельность.
Предполагаемый результат: Повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки, уровня познавательной активности.
Специальные условия получения образования
№ п/п | Перечень специальных условий обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ | Описание |
1 | Направленность группы | Группа компенсирующей направленности |
2 | Режим посещения | Полный день |
3 | Форма обучения | Очная |
4 | Предоставление услуг ассистента (тьютора) | Не нуждается |
5 | Использование специальных программ, методов обучения и воспитания | Адаптированная программа для детей с ТНР |
6 | Использование специальных технических средств обучения | Не имеется |
7 | Специалисты, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ. | Учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор ФК, воспитатель |
8 | Обеспечение особой материальной среды в ДОУ. | Не нуждается |
9 | Организация рабочего места | Наличие стола и стула соответствующие возрасту и антропометрическим данным ребенка |
10 | Организация коррекционно-развивающей среды. | Наличие кабинета учителя-логопеда, наличие кабинета педагога-психолога |
11 | Длительность образовательных ситуаций | 25 минут |
12 | Другие условия | Системность дозированность и постепенность подачи материала. |
Диагностический этап
Аспект индивидуального учебного плана | Результаты диагностики (сильные стороны) | Результаты диагностики (трудности) |
Коммуникация | Взаимодействует в общении со взрослым и детьми на занятиях. | Своё мнение отстаивает жестами, мимикой и интоннацией, проблемы с коммуникацией из-за ограниченных средств языка |
Физическое развитие | Проявляет интерес к игровой деятельности. | Трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Наблюдается недостаточность их понимания. |
Социальные навыки | Проявляет интерес к детям, к различным видам деятельности | Общение со сверстниками носит избирательный характер, общение с заинтересованностью, но ограничено осознанием своих речевых недостатков |
Познавательное развитие | Зрительно-пространственный гнозис и праксис развиты достаточно | Испытывает трудности при классификации и обобщении |
Художественно –эстетическое развитие | Повторяет несложные рисунки. Может придумать рисунок самостоятельно | Мелкая моторика развита, но испытывает трудности при работе с ножницами. |
Речевое развитие | Проявляет интерес на индивидуальных занятиях к играм по речевому развитию. | Навыки владения речевыми средствами коммуникации не соответствуют возрастной норме. |
Навыки, необходимые для жизни | Привиты культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания | Пока не справляется со шнурками и пуговицами |
Направления деятельности | ||
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей | Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя) |
Личностные: самооценка, самопринятие недостаточно сформированы | Несформированность представлений о себе, образе Я. | Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя», «Одежда, обувь, головные уборы» Игра: «Я умею» |
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях | Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Интервью с ребенком. Беседы: «Интервью с ребенком». «Эмоциональный словарь». Похвала, поддержка. «Угадай, что нравится маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею | |
Нарушение нравственных норм правильного поведения. | Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. | Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе», «Как поступить». Игры «Круг добра», «Кто знает добрые слова», «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро», «Назови ласково», «Кто позвал?», «Деревья характеры». |
Коммуникативные: Трудности в освоении социальных компетенций | Заниженная самооценка | Создание ситуации успеха. Привлечение в качестве помощника взрослого. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори» |
Снижен уровень владения коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными | Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по- другому». Работа с символами | |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | Беседы на темы: «Мы здороваемся»; Решение проблемных ситуаций с тремя вариантами. Игры: «Интервью»; «Позвони маме»; «Позвони в магазин». Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым | |
Трудности во взаимодействии со сверстниками | Заниженная самооценка | Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»; Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с…», «Сложи слово вместе с …» |
Неумение выражать свои мысли. | Недостаточное развитие мыслительных операций | Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает - не летает»; «Я знаю пять...»; «Хитрые вопросы». Игра «Назови сходство и различие двух предметов». |
Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи | Формирование звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи, связной речи, навыков анализа и синтеза | |
Несформированность процессов произвольного внимания | Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). | |
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами: мимикой, жестами, интонацией | «Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды. Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному». Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом. | |
Деятельность недостаточно спланированна | Несформированность умения осознать и поставить конкретные познавательные цели | Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов», «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?». |
Неумение находить средства и способы для достижения целей | Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», «Поручения». | |
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения
по итогам входной диагностики
Специалист | Задачи | Содержание деятельности |
Учитель -логопед | Развитие общих речевых навыков 1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Формировать правильное речевое дыхание. 3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания. Коррекция звукопроизношения 1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков. 2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). Развитие мелкой моторики Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки. Работа над слоговой структурой слова (на материале правильно произносимых звуков) Учить изолировано говорить слова сложной слоговой структуры, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их. Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте 1. Формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. 2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков. 3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков. 4. Знакомить с буквами. Развитие словаря 1. Расширять, уточнять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Упражнять в словоизменении. 3.Упражнять в словообразовании. Совершенствование грамматического строя речи
Развитие связной речи 1. Составлять простые распространённые предложения. 2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучать составлению описательных/сравнительных рассказов по лексическим темам | Коррекция звукопроизношения 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата: «Лопаточка», «Почистим верхние зубки», «Почистим нижние зубки», «Горка», «Киска сердится», «Накажи непослушный язык», «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». 2. Подготовка к постановке звуков развитие целенаправленной воздушной струи. Упражнения: «Карандаш», «Шторм в стакане», «Футбол» и т. д. 3. Автоматизация имеющихся в речи звуков: слоги, слоговые ряды, слова Игра «Поймай звук?» - определение наличия в слове звука. Развитие мелкой моторики 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения). 2. Печатание пройденных букв в тетради. 3. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами. Работа над слоговой структурой слова 1. Плавно переключаться со слога на слог. 2. Повторять ритмический рисунок слова. 3. «Наращивать» слова, усложняя их слоговую структуру Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте 1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э] 2. Воспроизведение звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.). 3. Выделение гласного из состава звукового ряда, слова 4. Подбор слов на гласные звуки. 5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова. 6. Знакомство с понятиями: «звук» и «буква», «слог», «предложение» Упражнения «на развитие фонематического слуха. Развитие словаря 1. Пополнение словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 2. Обогащение речи относительными и притяжательными прилагательными. 3. Практическое овладение простыми предлогами. Совершенствование грамматического строя речи 1. Закрепление умения употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по изучаемым темам 2. Согласование числительных и прилагательных с существительными. Развитие связной речи 1. Формирование желания рассказывать о собственном опыте. Развитие познавательного общения. 2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них 3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану, схеме. |
Музыкальныйруководитель | Способствовать развитию эмоционального восприятия музыки. Формировать жанровое восприятие музыки. Закрепить пружинку, дробный шаг, боковой галоп, легкий бег по кругу в парах. Способствовать развитию мелкой моторики, певческих навыков, двигательной активности ребенка | «Полёт шмеля» Р-Корсаков, «Бабочки» Григ, «Жаворонок» Глинка, «Соловей» Алябьев. Д/и «Три танца». Пальчиковые игры: «Шаловливые пальчики», «Бабушка очки надела». Распевки: «Я гуляю во дворе», «Барабанщик», «Россия, Россия» Л.Булдакова. Коммуникативный танец по показу педагога «Ручки-ручки». Подвижная игра «Ищи». Игра «Гори-гори ясно» |
Инструкторпофизической культуре | Развивать ловкость в упражнениях с мячом. Формировать точность движений при переброске мяча. Формировать умение сохранять равновесие при ходьбе по повышенной опоре. Формировать умение в сохранении устойчивого равновесия. | Пальчиковые игры: «Пироги», «Шарик», «Снеговик» Подвижные игры с ходьбой и бегом: «Догони мяч» Подвижные игры с бросанием и ловлей мяча: « Прокати мяч», «Попади в воротца» Малоподвижные игры: «Эхо», «Угадай, чей голосок» Дыхательная гимнастика. |
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения
по итогам промежуточной диагностики
Специалист | Задачи | Содержание деятельности |
Учитель-логопед | Развитие общих речевых навыков 1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Формировать правильное речевое дыхание. 3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания. 4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом, интонировать. Коррекция звукопроизношения 1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков. 2. Сформировать правильное произношение звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). 3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях. Развитие мелкой моторики Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки. Работа над слоговой структурой слова (на материале правильно произносимых звуков) 1. Продолжать учить изолировано говорить слова разной слоговой структуры, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их. 2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов. Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте 1. Формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. 2. Развивать слуховое внимание на материале гласных и согласных звуков. Развитие словаря 1. Расширять, уточнять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Упражнять в словоизменении. 3.Упражнять в словообразовании. Совершенствование грамматического строя речи
Развитие связной речи 1. Составлять простые распространённые предложения. 2. Обучать составлению описательных/сравнительных рассказов по темам 3. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 4. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок . | Коррекция звукопроизношения 1. Артикуляционная гимнастика 2. Автоматизация согласных – слоги, слоговые ряды, слова, предложения. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни, если услышишь…». Развитие мелкой моторики 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по темам II периода). 2. Печатание пройденных букв в тетради. 3. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами. 4. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов. 5. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. Работа над слоговой структурой слова 1. Плавно переключаться со слога на слог. 2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога. 3. Усложнять слова по типам слоговой структуры (Н.С. Четверушкина). Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте 1. Закрепление понятий: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», 2.Выделение изучаемых звуков из: ряда звуков, слога, слова 3. Дифференциация поставленных звуков с часто смешиваемыми, похожими артикуляцией или звучанием. Развитие словаря 1. Пополнение активного словаря разными частями речи. 2. Обогащение речи относительными и притяжательными прилагательными. 3. Практическое овладение всеми простыми предлогами и постепенно сложными предлогами в процессе обогащения жизненного опыта и словаря 4. Обогащение словаря антонимами, синонимами. 5. Обогащение речи за счет числительных, местоимений наречий. Совершенствование грамматического строя речи 1. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам. 2. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам. 4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным 5. Согласование числительных два и пять с существительными. 6. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. 7. Формирование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. Развитие связной речи 1. Формирование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 2. Закреплять составление описательные рассказы о предметах и объектах по заданному плану с помощью мнемотаблиц 3. Формирование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по плану. по серии картин и по картине по заданному плану, схемам |
Музыкальныйруководитель | Продолжать развивать эмоционально-образное восприятие музыки у ребенка. Способствовать развитию двигательной активности ребенка. Продолжать развивать чувство ритма ребенка. Способствовать развитию певческих навыков. | «Марш Щелкунчика» Чайковского, «Марш Черномора» Глинка. Коммуникативный танец по показу педагога «Неразлучные друзья» Подвижная игра «Ищи». Игра «Гори-гори ясно». Д/и «Игра в имена» Пальчиковая гимнастика «Пили, пила!», «Семья». Распевки А.Евтодьевой «Россия, Россия» Л. Булдакова «Наша бабушка» Горцуевой |
Инструктор по физической культуре | Упражнять в умении сохранять устойчивое равновесие при ходьбе. Упражнять в равновесии по гимнастической скамейке. Способствовать формированию правильной осанки Формировать умение бросания мяча. | Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Моя семья» Дыхательное упражнение: « Каша кипит», «Паровозик», « Пружина» Подвижные игры: « Мышеловка», « Удочка» |
№п/п | Индивидуальные консультации учителя-логопеда | Индивидуальные консультации музыкального руководителя | Индивидуальные консультации инструктора по физической культуре | Индивидуальные консультации воспитателя |
«Как использовать обыденные ситуации для обогащения словаря» | «Музыка начинается в семье» | «Физкультура в семье» | «Что нужно знать родителям ребенка с ОВЗ» | |
«О чем беселдовать с ребенком после прочтения ему сказки (рассказа). Примерные вопросы по её содержанию» | «Ритм в музыкальном развитии детей» | «Правильная осанка» | «Возрастные особенности детей» | |
«Играем в теневой театр всей семьей по ролям» | «Воспитание души ребенка» | «Зарядка- это здорово» | «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» | |
«Игры-путанницы. Как они мотивируют говорить правильно». | «Как организовать праздник дома» | «Пальчиковая гимнастика» | «Все о правилах общения со взрослыми и сверстниками» | |
«Сюжетно-ролевые игры с тренировкой разных ситуаций, как подготовка к жизни в социуме» | «Пойте ребенку перед сном». | «Подвижные игры на воздухе» | «Повторение – мать учения, повторяйте с ребёнком изученный материал – это лучшее средство развития речи и памяти» |
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на 1 год.
Индивидуальная и групповая образовательная деятельность проходят в соответствии с расписанием и распределенной нагрузкой. Каждый специалист документирует свою работу. Педагогическая и психологическая диагностики проводятся через: наблюдение, игры, беседы, анализ результатов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....

Создание индивидуального образовательного маршрута на основе КИМП (конструктора индивидуального образовательного маршрута и программы для дошкольников с ОВЗ)
Для специалистов коррекционного профиля...
