Проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха (4-7лет) «Играем в «Больницу».
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Уставщикова Елена Валерьевна

Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Игры доставляют слабослышащим  детям большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igraem_v_bolnitsu.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

Проект

в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха (4-7лет)

«Играем в «Больницу».

Разработала воспитатель:

Уставщикова Елена Валерьевна.

г. Дзержинск 2024г.

Актуальность.

         Медицина – это одно из направлений деятельности взрослых, с которым дети сталкиваются буквально с первых дней своей жизни. Медицинские осмотры  в садике, вызов врача на дом при высокой температуре у младшего братика, ожидание мамы около кабинета зубного врача, мультфильмы и кинофильмы, посвященные данной профессии. Ребенку постоянно приходится сталкиваться с докторами в повседневной жизни.  Играя в доктора, дети учатся заботиться о тех, кто рядом, быть ответственными. А еще - сочувствовать и быть добрыми, понимать чужую боль и переживания. Безусловно, это очень важные качества, которые пригодятся в дальнейшей жизни, независимо от выбора профессии. Для ребят, которые опасаются посещений врача, уколов, будет полезно в игре научиться  этого не бояться.                                                                                      

         Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Игры доставляют слабослышащим  детям большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях. Но игры детей с нарушениями слуха, особенно сюжетно-ролевые, имеют ряд особенностей, которые отличают их от игр слышащих детей. У детей с нарушением слуха игры значительно беднее по содержанию. Такие дети воспроизводят хорошо знакомые бытовые действия, не отражая смысловых отношений. Без работы воспитателя,  направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается общественно - мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом общения. Поэтому обучение сюжетно ролевой игре дошкольников с нарушениями слуха очень важная и актуальная тема.

Тема проекта: «Играем в «Больницу»

Вид проекта: информационно-познавательный, игровой.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность: январь – февраль.

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители.

Цель проекта: Создать условия для формирования сюжетно ролевой игры «Больница» в условиях группы компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха.

Задачи:                                                                                                                   образовательные:

-формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (врач, медсестра, пациент, шофер скорой помощи).

-учить правильно, в соответствии с функциональным назначением, использовать игрушки (медицинские инструменты).

Коррекционно - развивающие:

                                                                                                                                   

- развитие у детей с нарушенным слухом восприятия устной речи на слухо-зрительной (с использованием табличек)  и слуховой основе.

-формирование  умения  детей произносить нововведенные слова  в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей;

-расширение  и активизация  речевого запаса  детей на основе углубления представлений об окружающем;

 

-способствовать развитию самостоятельной игровой деятельности, умения применять полученные знания о предметах окружающего мира на практике;

- формирование  навыка глобального чтения, выполнение  действия по предъявлению табличек;                                                                                                                                

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес и уважительное отношение  к профессии врача, медсестры, водителя «Скорой помощи», чуткое отношение к заболевшему.

Для педагога:

- расширять свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик. Способствовать укреплению детско-родительских отношений через совместную деятельность.

Для родителей:

- повышение педагогической компетенции по вопросам развития детей с нарушениями слуха.

- приобщение  к совместной деятельности детей и родителей  в детском саду и дома.

Предполагаемый результат:

        Реализация  проекта позволит детям с нарушениями слуха  приобрести элементарные  знания о профессии врача и медсестры; активизирует  речевой  запас  детей на основе углубления представлений об окружающем. Проектная деятельность создаст условия для развития умения применять полученные знания о предметах окружающего мира на практике, позволит впоследствии сформировать  умения детей самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру «Больница, научит детей действовать согласованно, объединяться в подгруппы для проведения игры.

Этапы работы над проектом:

I этап. Подготовительный:

-Консультация с учителем дефектологом по теме проекта.                                                                                                                                      - Определение задач, методов и форм работы.                                                                       - Информирование родителей по теме проекта.

- Оформление папок-передвижек для родителей на темы: «Здоровый образ жизни», «Что делать, если ребенок боится врача?».                                                                                                                                         - Создание условий для реализации проекта, подбор литературы, информации для теоретической части проекта.                                                                                        - Подбор  материала  и оборудования для изобразительной деятельности, дидактических игр.                                                                                                                             - Разработка сценария итогового мероприятия (сюжетно-ролевая игра «Больница»)

II этап. Практический:

Содержание деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей. «Паутинка» проекта:

Образовательные области

Формы организации образовательной деятельности.

Цель.

Познавательное развитие

Рассматривание картин из серии «Профессии»:

«Доктор», «Медсестра»

Рассматривание иллюстраций после чтения-инсценировки воспитателем литературных произведений:

Отрывка из сказки К. Чуковского «Айболит» (адаптированный текст),

Е.А. Благинина «Поиграй- ка,  зайка»

В. Берестов «Больная кукла»

Индивидуальные беседы (с опорой на сюжетные и предметные картинки, таблички): «Что делает мама, когда я заболел»(2-3г. о)

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Наблюдения за работой медсестры.

Дид/игры: «Собери чемоданчик для врача», "Что нужно врачу?", «Собери картинку»

Познакомить детей с деятельностью врача-педиатра, с медицинским кабинетом, с медицинскими инструментами, с медикаментами. Создать условия для усвоения содержания сказки; - развивать речь, память, познавательную активность;

Научить основным приемам ухаживания за больным, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему.

Учить детей отбирать предметы, необходимые для работы врача.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование в альбомах для раскрашивания, по трафаретам, силуэтам, с помощью воспитателя, самостоятельное рисование

по теме проекта.

Лепка «Витамины для куклы Маши»

Слушание музыкального произведения: П.И. Чайковский «Кукла заболела»

Накопление образов, формирование представлений о работе врача.

Формирование чуткого, внимательного отношения к заболевшему.

Речевое развитие

1.Чтение-инсценировка воспитателем:

Отрывка из сказки К. Чуковского «Айболит» (адаптированный текст),

Е.А. Благинина «Поиграй- ка,  зайка»

В. Берестов «Больная кукла»

2.Драматизация детьми отдельных эпизодов произведений.

3.Беседы с использованием опорных картинок, табличек.

4.Чтение адаптированных текстов литературных произведений.

5.Дид/игры по теме «Части тела»

«Подбери табличку», «Найди картинку и назови», «Покажи, где?»

Создать условия для усвоения содержания произведений, развивать устную речь, пополнять активный и пассивный словарь детей.

Учить детей брать на себя роль героя произведения, действовать согласно роли, эмоционально, выразительно; передавать характерные признаки  героев; развивать устную речь детей, умение вести диалог.

Познакомить детей с названиями частей тела. Учить произносить их сопряженно, отраженно, с использованием табличек  на уровне произносительных возможностей детей.

Физическое развитие

«Фонетическая ритмика»

(по рекомендации учителя – дефектолога)

«Пальчиковая гимнастика»

«Зайка и ушки»

«Кукла»

«Кошка»

«Очки»

ОБЖ.

Культурно – гигиенические навыки.

Самообслуживание.

Одевание на прогулку.

Развитие речи –

-двигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

 Развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроты реакции и эмоциональной выразительности.

Усвоение

необходимых

сведений об уходе  за

зубами, волосами;

пользование тёплой и

холодной водой,

мылом, полотенцем,

салфеткой;

о том, что надо одеваться тепло, чтобы не простудиться.

Социально – коммуникативное развитие.

Игровые ситуации

«Медсестра делает прививки в детском саду»,

«Кукла Катя заболела»,

«Вызов скорой помощи»,

«Скорая помощь увозит Катю в больницу».

Сюжетно ролевая игра «Больница»

Показать детям, что прививки делать не больно. Прививки делать нужно, чтобы не болеть.

Научить основным приемам ухаживания за больным, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему.

Формировать умение

осуществлять в играх логическую последовательность нескольких

взаимосвязанных действий. Способствовать развитию самостоятельной игровой деятельности.

3 этап. Заключительный.

Сюжетно ролевая игра «Больница»

Фотоотчет по проекту для родителей на страничке ДОУ в ВКОНТАКТЕ.

Взаимодействие с родителями:

Оформление папок-передвижек для родителей на темы: «Здоровый образ жизни», «Что делать, если ребенок боится врача?».

Информация для родителей на тему: «Как и зачем играть в «Доктора» с детьми» https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-695961.html

Помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно ролевой игре, пошив спецодежды для врача и медсестры.

Литература:

Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1022;

Программа "Общение". Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э.И. Леонгард, Москва, 1995.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. –М., Просвещение, 1972.

Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.,Просвещение, 1975.

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.

Интернет ресурсы:

«Игра в жизни детей с нарушениями слуха»// Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Под редакцией Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. - стр. 92-104.

https://pedlib.ru/Books/2/0306/2_0306-7.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом "Комната для зайки"

Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом. КонструированиеТема занятия «Комната для зайки»Автор: Кудрявцева Елена ЮрьевнаДолжность, образова...

Перспективное планирование по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на 2015-2016 уч.г.

Представлено перспективное планироавние по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на  2015-2016 уч.г....

Создание слухоречевой среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха

Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха....

Проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха «Драматизация сказки «Колобок».

Дошкольникам с нарушениями слуха недоступен смысл сказки без помощи взрослых. Рассматривая иллюстрации с детьми, обыгрывая сюжеты, пересказывая в доступной форме текст  сказки,  педагог разв...

Проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха «От зернышка до хлебушка».

Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями слуха – важный раздел образовательно – воспитательной работы. Богатство представлений о явлениях природы, о мире вещей и предметов, созд...

Проект по познавательному развитию в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха (4-7лет) «Овощи».

Дети с нарушением слуха без специальной образовательной и коррекционной работы не только не могут назвать предметы и явления, обозначить их словом, но и плохо выделяют их из группы разнородных предмет...