Проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха «От зернышка до хлебушка».
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Уставщикова Елена Валерьевна

Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями слуха – важный раздел образовательно – воспитательной работы. Богатство представлений о явлениях природы, о мире вещей и предметов, созданных человеком, имеет огромное значение для умственного и нравственного развития, для формирования личностных качеств неслышащего ребенка. Проект «От зернышка к хлебушку», поможет обратить внимание детей на то, как  появляется хлеб на нашем столе, сформировать  бережное отношение к хлебу,  познакомить детей с разнообразием хлебной продукции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_zernyshka_do_hlebushka.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

Проект

в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха

«От зернышка до хлебушка».

Разработали  воспитатели:

Уставщикова Елена Валерьевна.

   Иноземцева Любовь Анатольевна

г. Дзержинск 2025г.

Актуальность.

      Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями слуха – важный раздел образовательно – воспитательной работы. Богатство представлений о явлениях природы, о мире вещей и предметов, созданных человеком, имеет огромное значение для умственного и нравственного развития, для формирования личностных качеств неслышащего ребенка. И,  чем краше, ярче впечатления детей, тем больше они знают, тем интереснее и богаче их жизнь, тем точнее они отражают действительность в продуктивных видах деятельности.            На современном этапе развития общества, новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование педагогами проектного метода. Поэтому поиск новых средств и методов формирования творческой личности в образовательном процессе, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию – актуальная задача современной педагогической науки. Метод проектов помогает сформировать личность, которая умеет самостоятельно справляться с потоком информации. У детей с нарушением слуха наблюдается кратковременная память, бедность словаря, трудности коммуникации, низкий уровень предметной деятельности. У таких детей очень плохо развито умение работать самостоятельно, искать информацию, применять знания на практике, общаться друг с другом. Использование метода проекта позволяет частично решать эти проблемы, потому что обучение идет через деятельность.

       В результате наблюдений, бесед, выяснилось, что дети нашей группы имеют очень слабые, неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. Практически все дети очень любят  хлеб, но не всегда бережно относятся к нему. Как помочь детям осознать значимость трудовой деятельности взрослых в процессе изготовления хлеба,  ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб - это итог большой работы многих людей? Было принят решение разработать и реализовать проект «От зернышка к хлебушку», который помог бы обратить внимание детей на то, как  появляется хлеб на нашем столе, сформировать  бережное отношение к хлебу,  познакомить детей с разнообразием хлебной продукции. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволит объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Вид проекта: Информационно-познавательный, игровой.

Тип проекта: Групповой.

Продолжительность: краткосрочный /с 06.10 по 16.10/.

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности, педагоги группы, учитель дефектолог, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта:                                                                                                                                                       Создать условия для формирования  у детей с нарушенным слухом  целостного представления о процессе выращивания и изготовления  хлеба; воспитания бережного отношения к хлебу.

Задачи.                                                                                                                    Коррекционно- образовательные:                                                                                                                     - формирование  навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.                                                                                - обогащение представлений о предметах и явлениях окружающего мира (обобщить и систематизировать представления детей о хлебе и его изготовлении)                                                                                                                                      -обогащение  активного и пассивного  словаря детей специфическими терминами и названиями (колосок, зерно ,росток,  мука; названия хлебобулочных изделий…)                                                                                                                                 - расширение  знаний у детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;                                                                                                           Коррекционно- развивающие:                                                                                                       -развитие у детей с нарушенным слухом восприятия устной речи на слухо-зрительной (с использованием табличек)  и слуховой основе.                                        - формирование  умения  детей произносить нововведенные слова  в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей;                                                                                                                                                    - развитие  игровых, творческих  способности детей;                                                                              - развитие  познавательного  интереса, внимания, памяти;

Воспитательные:                                                                                                            - формировать  основы экологической культуры; воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира;

-формировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Для педагога:                                                                                                                                 - Расширять свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик. Способствовать укреплению детско-родительских отношений через совместную деятельность.

Для родителей:

- привлечение  внимания родителей к вопросу воспитания уважительного отношения к хлебу – как одной из ступеней духовно-нравственного воспитания дошкольников.                                                                                                                               - повышение педагогической компетенции по вопросам развития детей с нарушениями слуха.                                                                                                                - приобщение  к совместной деятельности детей и родителей  в детском саду и дома.

Ожидаемые  результаты по проекту.

Для детей:

-у детей сформировались определенные представления о ценности хлеба;                                -дети получили знания о том, как выращивают хлеб, какой он путь проходит, чтобы попасть к нам на стол;                                                                                                                          -у детей пополнился и активизировался словарный запас                                                                                           -дети узнали о разнообразии кулинарных, хлебобулочных изделий.

Для родителей:                                                                                                                               -повысилась мотивация  для совместной творческой деятельности с детьми в детском саду и дома.

Этапы работы над проектом:

I этап. Подготовительный:

-Консультация с учителем дефектологом, музыкальным руководителем  по теме проекта.                                                                                                                                      - Определение задач, методов и форм работы.                                                                       - Информирование родителей по теме проекта.                                                                                              - Создание условий для реализации проекта, подбор литературы, информации для теоретической части проекта.                                                                                        - Подбор  материала  и оборудования для исследовательской и изобразительной деятельности, дидактических игр.                                                                                                                                                                                                                                                                  

II этап. Практический:

Содержание деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей. «Паутинка» проекта:

Виды детской деятельности

Формы организации образовательной деятельности.

Цель.

Познавательное развитие

- Просмотр презентации «От зернышка к хлебушку»

- Экскурсия в магазин (с родителями) в хлебобулочный отдел.

- Опыты: 

«Превращение зерна в муку» (ступка, кофемолка).

 «Как хлебушек становится сухариком»

 «Как превратить муку в тесто? »

Труд в природе:

- Посадка семян, выращивание рассады злаковых культур (пшеница).

Дидактические игры: 

«Что сначала, что потом», «Разложи блинчики», «Посчитай зернышки», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Угадай на вкус», «Найди тень»

-познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий;

-расширить представления о труде продавца, кассира, грузчика;

-познакомить с процессом выращивания хлеба .

- развивать познавательный интерес к экспериментированию

 - развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие;

-  развитие   усидчивости, наблюдательности, внимания, зрительной  памяти, мелкой моторики,  речи.

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативный разговор  о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

Рассматривание предметных и

сюжетных картинок с изображением хлебобулочных изделий.

- Беседа «Из чего делают хлеб?»(с использованием опорных картинок, табличек)

Дид/игры: «Найди и назови», «Подбери табличку правильно»

-Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Семья».

- формирование  знания детей о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания, и его трудно вырастить.

- формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

-расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

-формирование  умения брать на себя роль, действовать в соответствии с ней; взаимодействовать в игре друг с другом как с равным игровым партнёром; вступать в простой ролевой диалог по сюжету игры.

Художественно-эстетическое развитие

Хороводная игра «Каравай»;

Пение: музыка А. Филлипенко «Пироги»

Драматизация  русской  народной сказки «Колобок».

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Рисование по сказке «Колобок».

Рисование в альбомах для раскрашивания, по трафаретам.

Рисование «Колосок»

Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры.

Конструирование из счетных палочек «Колосок»

 -развитие  творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

-развитие мелкой моторики рук, развитие творческого воображения, тактильных ощущений, зрительного восприятия, наблюдательности,

 -воспитание эстетического наслаждения от выполненной работы, интереса к творчеству.

Физическое развитие

Физкультминутки:

«Из зёрнышка – колосок».

«В землю зернышко упало»

Пальчиковая гимнастика:

«Дождик, дождик, поливай…»

 «Замесим тесто», «Колоски».

Игра-эстафета: «Кто скорее отвезѐт зерно?»

-развитие зрительно-моторной  координации; устной речи;

-развитие двигательных навыков, зрительного и слухового восприятия.

-формирование правильного речевого дыхания.

3 этап. Заключительный.

Организация выставки детских творческих работ по теме проекта.                              Проведение  сюжетно ролевой  игры «Хлебный магазин»                                                                      Изготовление совместно с родителями  стенгазеты «Вместе с мамой мы печем»                 Презентация проекта на персональном  сайте воспитателя.                                            Публикация методических  разработок на образовательных сайтах.

Взаимодействие с родителями:

-Анонсирование родителям предстоящей темы проекта.                                                                                - Индивидуальные консультации от учителя дефектолога и воспитателей по запросам родителей.                                                                                                                       - Совместная  с детьми прогулка в хлебный магазин, наблюдения за работой продавца.                                                                                                                                           - Выпечка хлебобулочных изделий  в домашних условиях.                                                        - Участие в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре, пошив специальной одежды для продавца и кассира.                                                                   - Папка-передвижка для родителей «Всемирный день хлеба»(16 октября)                                     - Участие родителей в изготовлении стенгазеты «Вместе с мамой мы печем»

Литература:

Адаптированная образовательная программа ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №124»

Программа "Общение". Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э.И. Леонгард, Москва, 1995.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.,Просвещение, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Коммуникация» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Кто как кричит?»

формировать у  детей 3-5 навыки составления небольшого рассказа о животных (при педагогической поддержке) по алгоритму, упражнять в соотнесении названий животных и их детёнышей....

Конспект Игровой деятельности с элементами экспериментирования в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Волшебник – воздух».

формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;-развивать мышление, речевое  дыхание, мелкую моторику;-формировать  представления детей о воздухе и его свойствах;  - п...

Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом "Комната для зайки"

Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом. КонструированиеТема занятия «Комната для зайки»Автор: Кудрявцева Елена ЮрьевнаДолжность, образова...

Проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха (4-7лет) «Играем в «Больницу».

Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Игры дос...

Проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха «Драматизация сказки «Колобок».

Дошкольникам с нарушениями слуха недоступен смысл сказки без помощи взрослых. Рассматривая иллюстрации с детьми, обыгрывая сюжеты, пересказывая в доступной форме текст  сказки,  педагог разв...

Проект по познавательному развитию в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха (4-7лет) «Овощи».

Дети с нарушением слуха без специальной образовательной и коррекционной работы не только не могут назвать предметы и явления, обозначить их словом, но и плохо выделяют их из группы разнородных предмет...