Проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха «Драматизация сказки «Колобок».
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Уставщикова Елена Валерьевна

Дошкольникам с нарушениями слуха недоступен смысл сказки без помощи взрослых. Рассматривая иллюстрации с детьми, обыгрывая сюжеты, пересказывая в доступной форме текст  сказки,  педагог развивает у детей воображение, мышление, речевое творчество и активное воспитание добрых чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dramatizatsiya_skazki_kolobok.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

Проект

в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха

«Драматизация сказки «Колобок».

Разработала воспитатель группы компенсирующей направленности:

Уставщикова Елена Валерьевна.

г. Дзержинск 2024г.

Актуальность.

       Сказка – это нетрадиционный метод речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия  с окружающим миром. Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснется с ней. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность ребенка, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.  

    Дошкольникам с нарушениями слуха недоступен смысл сказки без помощи взрослых. Рассматривая иллюстрации с детьми, обыгрывая сюжеты, пересказывая в доступной форме текст  сказки,  педагог развивает у детей воображение, мышление, речевое творчество и активное воспитание добрых чувств. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Театрализованные игры помогают детям освободиться от фиксации на своём дефекте, раскрепоститься, поверить в себя . Они направлены на развитие у детей,  помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, внимания, памяти, воли, еще и развития многих умений и навыков, в том числе -  коммуникативных. Поскольку у детей с нарушениями слуха особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект и в речевом и коммуникативном развитии.

Тема проекта: «Драматизация сказки «Колобок».                                                              Вид проекта: познавательно – творческий, игровой.                                                   Тип проекта: групповой.                                                                            Продолжительность: сентябрь – октябрь.

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности, педагоги группы, учитель-дефектолог, родители.

Цель проекта:

Развитие коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха через игры – драматизации, знакомство с произведениями русского народного творчества.

Задачи:                                                                                                                   Образовательные:

- учить проводить простую инсценировку знакомой сказки;

- формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных героев;

- научить детей замечать эмоциональное состояние, анализировать и понимать, чем оно вызвано.

-познакомить детей с процессом изготовления колобка из теста;

- познакомить детей с новыми нетрадиционными методами аппликации с применением сыпучих материалов;

Коррекционно - развивающие:

развитие у детей с нарушенным слухом восприятия устной речи на слухо-зрительной (с использованием табличек)  и слуховой основе.

формирование  умения  детей произносить нововведенные слова  в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей;

расширение  и активизация  речевого запаса  детей на основе сюжета сказки;

развитие умения выражать разные по характеру эмоции с помощью мимики;

Воспитательные:

- воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.

- воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к сказкам, к совместной творческой деятельности.

Для педагога:

- расширять свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик. Развитие коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха через игры – драматизации. Способствовать укреплению детско-родительских отношений через совместную деятельность.

Для родителей:

- повышение педагогической компетенции по вопросам развития детей с нарушениями слуха.

- приобщение  к совместной деятельности детей и родителей  в детском саду и дома.

Продукт проекта.

- аппликация «Колобок» с использованием сыпучих материалов;

- лепка «Колобок» из соленого теста;      

- изготовление, совместно с родителями, настольного театра из стаканчиков, поролона;

- организация выставки детских рисунков по сказке «Колобок»;

- оформление альбома: «Сказки» (сотворчество детей и родителей);

- итоговое мероприятие: драматизация сказки «Колобок».

 

Этапы работы над проектом:

I этап. Подготовительный:

-составление плана реализации проекта, консультация с учителем-дефектологом.

-подбор игр и игровых упражнений, адаптированных текстов;

-консультация для родителей «Значение театрализованных игр для детей с нарушениями слуха»

-пополнение  центра театрализованной деятельности  масками, элементами костюмов, дидактическими играми по сказке «Колобок»  (с привлечением родителей)

II этап. Практический:

Содержание деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей. «Паутинка» проекта:

Виды детской деятельности

Формы организации образовательной деятельности.

Цель.

Познавательно-исследовательская деятельность

- просмотр презентации «Хлебобулочные изделия»

- игр/ситуации «Готовим тесто»,  «Испечем колобок»

- приготовление (выпечка)  колобка дома с родителями

Познакомить детей с понятием «тесто»;  показать процесс приготовления соленого теста.

Дать возможность детям попробовать  испеченный колобок на вкус

Восприятие художественной литературы,

коммуникативная  деятельность

- рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по сказке «Колобок»

- чтение адаптированного варианта сказки «Колобок», беседа с презентацией;

- показ театра на фланелеграфе сказки «Колобок»

- совместное рассказывание сказки «Колобок» с опорой на предметные картинки, таблички;

- обыгрывание встречи каждого персонажа сказки с колобком

-Познакомить детей  с содержанием сказки, уточнить, как дети усвоили содержание сказки (беседа).

-Учить детей понимать образное содержание и идею сказки.

-Знакомство с каждым персонажем сказки.

-Формировать умение слышать и понимать заданные вопросы по сюжету сказки, отвечать на них; обогащать словарь детей - различать по внешнему виду животных, правильно называть их;

-Учить сопереживать героям сказки;

Игровая , музыкальная деятельность

- игры на подражание: «Угадай кто?», «Покажи без слов», «Как разговаривают животные?»,

- сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке в деревню»

- дидактические игры «Разрезные картинки», «Узнай сказку», «Что сначала, что потом», «Сложи сказку (из кубиков)»

- пение песенки Колобка (адаптированный текст)

Формировать умение  находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

Учить исполнять песню Колобка,   развивать музыкальные способности.

Изобразительная деятельность

-Аппликация «Колобок»  (с применением сыпучих материалов - цветной песок, манка или пшено).

-Рисование в альбомах для раскрашивания по теме р.н. сказка «Колобок»;

- Рисование персонажей сказки

- Лепка «Колобок» из соленого теста

Развитие мелкой моторики рук, развитие творческого воображения, тактильных ощущений.

Двигательная деятельность

- Пальчиковая гимнастика «Колобок»

-Игр/упражнение «Чей Колобок дальше укатится?»

Упражнения : «Попрыгаем,  как заяц», «Идем,  как лиса», «Бежим, как волк»

Развитие мелкой моторики рук, устной речи.

Развитие двигательных навыков, зрительного и слухового восприятия.

3 этап. Заключительный.

Оформление выставки детских работ (рисование, лепка, аппликация).

Оформление выставки театра из стаканчиков (авторские идеи родителей).

Оформление альбома «Сказки» (сотворчество детей и родителей);

Драматизация сказки «Колобок» детьми.

Взаимодействие с родителями:

-консультация для родителей «Значение театрализованных игр для детей с нарушениями слуха»

- привлечение родителей к изготовлению костюмов к персонажам сказки.

- привлечение родителей к оформлению альбома: «Сказки»  (сотворчество детей и родителей);

- изготовление настольного театра по сказке «Колобок» из стаканчиков, поролона;

Литература:

Программа "Общение". Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э.И. Леонгард, Москва, 1995.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 250 с.                                                                               Капская, А.Ю. Планета чудес: развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2008. – 221 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Коммуникация» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Кто как кричит?»

формировать у  детей 3-5 навыки составления небольшого рассказа о животных (при педагогической поддержке) по алгоритму, упражнять в соотнесении названий животных и их детёнышей....

Конспект Игровой деятельности с элементами экспериментирования в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Волшебник – воздух».

формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;-развивать мышление, речевое  дыхание, мелкую моторику;-формировать  представления детей о воздухе и его свойствах;  - п...

Проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха (4-7лет) «Играем в «Больницу».

Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Игры дос...

Проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха «От зернышка до хлебушка».

Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями слуха – важный раздел образовательно – воспитательной работы. Богатство представлений о явлениях природы, о мире вещей и предметов, созд...

Проект по познавательному развитию в разновозрастной группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями слуха (4-7лет) «Овощи».

Дети с нарушением слуха без специальной образовательной и коррекционной работы не только не могут назвать предметы и явления, обозначить их словом, но и плохо выделяют их из группы разнородных предмет...

Календарно – тематический план разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения №8. Октябрь 3 неделя.

Календарно – тематический план разновозрастной группы компенсирующей направленности  для детей с нарушением зрения №8. Октябрь 3 неделя....