Преодоление речевых нарушений у дошкольников в семье
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Переяславцева Ольга Витальевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы речевого развития детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством взаимодействия с семьёй.

 Сложная структура речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья определяет необходимость проведения планомерной, системной коррекционной работы по устранению  различных  дефектов и формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Самостоятельно данный контингент детей с этой проблемой справиться не может, на Руси издавна называли семью «Малой церковью». Ведь семья — это самое святое, что есть в жизни каждого человека, а ребёнок в семье — бесценный дар Божий, которого родители должны достойно воспитывать и обучать.  А весь процесс обучения  и воспитания проходит через слово. Но из-за нехватки свободного времени, перегрузки на работе, а иногда и педагогической неосведомлённости и некомпетентности в вопросах  развития и воспитания  детей с ОВЗ заметно снижен процесс взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения. Таким образом, возникает необходимость в построении определённой системы работы детского сада и семьи, основанного на сотрудничестве, в формировании коммуникативной функции речи детей с различными расстройствами как средства коррекции речевых и личностных расстройств  данной категории детей . 

Целью  деятельности  является разработка системы мероприятий по созданию условий  взаимодействия  дошкольного учреждения и семьи в вопросе формирования коммуникативной стороны речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия, формирование  положительного интереса к изучению родного языка в семьях данной категории детей с целью предупреждения в последующем стойких речевых нарушений и возможных психологических нарушений, основанных на этой проблеме.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1) разработка и применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по формированию лингвистических основ родного языка;

2) формирование активной позиции родителей при участии их в коррекционно-образовательном процессе;

3) привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов коррекционного обучения и воспитания, их психоэмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития, а также полноценной подготовке детей с ОВЗ к жизни и общению в социуме. Всё это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьёй.

По результатам исследования   составлен алгоритм взаимодействия с семьёй.  Он включает в себя 6 стадий, которые носят следующие названия:

-поиск контактов при первой встрече;

- обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке;

- установление общих требований к воспитанию ребёнка;

- упрочение сотрудничества в достижении общей цели;

- реализация индивидуального похода;

- совершенствование педагогического сотрудничества.

На втором этапе  реализуем план работы  с семьей.

Он включает в себя:

-Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, еженедельные  беседы, родительская почта;

- Обучение практическим умениям: как правильно закрепить поставленный звук, как учить стихи с детьми, правильное обучение чтению и т.д.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

Консультация для воспитателей "Театрализация - как один из способов преодоления речевых нарушений у дошкольников"

Описание деятельности воспитателя при  преодолении речевых растройств у дошкольников, через театрлизованную детяьеность....

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...

"Логоритмика - как эфективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников" (опыт работы -2022-2023 уч. год)

*Логоритмика -комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительн...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников с ТНР »

Для  преодоления  речевых нарушений необходима систематическая,длительная коррекционная работа, в которой родителям отводитсязначительная роль, поскольку  больше  времени ребенок п...