Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет с ЗПР
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Елена Александровна Галанина

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_5-6_let.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы

учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет ЗПР

Месяц

Познание (ФЭМП)

Программное содержание

Источник

Сентябрь

1 и 2 неделя – обследование детей

«Соотнесение числа и количества»

Учить искать вокруг себя предметы, которые находятся в одном экземпляре. Узнавать цифру 1. Учить соотносить число и количество предметов.  Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений,

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие 1

«Геометрическая фигура круг»

Учить детей составлять круг из частей

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 2

Октябрь

«Сравнение предметов»

Учить детей сравнивать предметы по размеру: большой-маленький, больше-меньше, одинаковые.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 3

«Понятия «сверху, снизу»

Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 4

«Признаки предметов»

Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвета: красный, желтый, синий; форма: круг ти квадрат; размер: большой-маленький). Учить сравнивать предметы (понятия «одинаковые»-»разные»).

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие 6

Понятия «высокий – низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте»

Дать детям понятия «высоки» - «низкий», «выше»-»ниже», «одинаковые по высоте».

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие 7

Ноябрь

«Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между»)»

Закреплять понятия:  «перед», «за», «между», «спереди», «сзади» в практической деятельности.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 8

Закрепление понятий «больше», «меньше»

Учить детей сравнивать количество (1 и 2) зрительно, на слух; решать практические задачи на конкретных предметах; различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие 9

«Сравнение предметов по одному – двум признакам»

Закреплять и обобщать представление детей о свойствах предметов (цвета: красный, желтый, синий; форма: круг ти квадрат; размер: большой-маленький); учить составлять группы предметов с заданными признаками.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 10

«Понятия «левое», «правое».

Учить детей находить правое и левое в окружающем пространстве.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 12

«Понятия «один», «много», «мало», «несколько»

Уточнять, сравнивать и закреплять понятия «один», «много», «мало», «несколько».

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 14

Декабрь

«Понятия «высокий – низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте».

Закреплять понятия «высокий – низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте».

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 15

«Пространственные понятия»

Закреплять пространственные понятия «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо», на плоскости и на листе бумаги.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 16

«Геометрическая фигура квадрат»

Учить детей составлять квадрат из частей

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 18

Понятия «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

Закреплять понятия «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 19

Январь

Понятия «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

Закреплять понятия «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 19

Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»).

Закреплять понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»).

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 20,

Понятия «больше», «меньше».

Закреплять понятия «больше», «меньше».

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 22

Февраль

«Понятия «длинный» «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

Закреплять понятия «длинный» – «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 23

Понятия «внутри», «снаружи»

Закреплять понятия «внутри», «снаружи».

И.А. Морозова, М.А.Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 24

Понятия «столько же», «одинаково», «поровну».

Формировать понятия «столько же», «одинаково», «поровну».

И.А. Морозова, М.А.Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 26

Закрепление понятий «больше», «меньше»

Закреплять последовательность чисел в числовом ряду; учить сравнивать количество.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР.  Занятие 29

Март

«Геометрическая фигура треугольник»

Учить детей составлять треугольник из частей.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 32

Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже»

Учить устанавливать последовательность событий.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 34

Понятия «толстый» - «тонкий», «толще» - «тоньше», «одинаковые по толщине».

Закреплять понятия «толстый» - «тонкий», «толще» - «тоньше», «одинаковые по толщине».

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 36

Понятие «пара»

Вводить в активный словарь детей понятие «пара».

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 38

«Части суток. Их последовательность»

Учить детей соотносить действия в течение суток.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 40

Апрель

«Сравнение количества»

Учить видеть и устанавливать равенство и неравенство, сравнивать количества, давая определения больше (меньше) на 1, дорисовать до заданного количества.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие 44

«Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 46

«Сравнение множеств»

Учить детей сравнивать множества (больше-меньше на 1, 2); уравнивать группы предметов.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие 48

«Соотнесение числа и количества»

Учить детей выкладывать числовой ряд до 10; считать в обратном порядке, считать с любого заданного числа.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие 53

Май

«Сравнение предметов по размеру»

Учить детей сравнивать предметы по размеру; составлять группы предметов с заданными свойствами.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР. Занятие № 57

«Повторение»

Повторение изученного материала.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений 5-6 лет ЗПР.

3 и 4 неделя – обследование детей

Месяц

Тема по ознакомлению с окружающим миром (5-6 лет)

Программное содержание

Источник

Сентябрь

1 и 2 неделя – обследование детей

«Что нам осень принесла?»

Закреплять, уточнять и расширять представления де¬тей об овощах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 5-7

«Я и мои друзья»

Закреплять знания о себе (имя, фамилия, возраст), о составе семьи (имена, отчества взрослых членов семьи, их труд на производстве); учить составлять рассказ-описание.

И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 6-7 лет с ЗПР. Занятие 55

Октябрь

«Домашние животные и птицы»

Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и птицах и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных и птицах.

И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 21, 23

«Моя семья. День отца»

Уточнять и закреплять знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи).

И.А.Морозова,М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6  лет с ЗПР. Занятие 52

«Хлеб – всему голова»

Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений; дать представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках; воспитывать бережное отношение к хлебу; упражнять в словообразовании.

И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 63

«Морские обитатели»

Обобщать материал по теме. Уточнять переносное значение слов. Развивать мышление и память; Упражнять в составление рассказа-сравнения по плану

И.А.Морозова,М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 6-7 лет с ЗПР. Занятие № 67

Ноябрь

«Перелётные птицы»

Обобщать материал по теме «Перелетные птицы». Упражнять в составлении рассказа по картинке.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. «Ознакомление с окружающим миром» 4-5 лет ЗПР. Занятие № 27

«Россия мы вместе»

Дать детям представление о стране, в которой мы живем; о Москве, как о главном городе нашей страны.

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 60

«Дом, в котором мы живём. Посуда. Мебель»

Закреплять названия и назначение отдельных предметов посуды; учить детей сравнивать столовую и кухонную посуду (назначение и материал); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде. Уточнять и расширять знания об основных видах мебели; учить правильно обставлять комнату; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели.

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 15, 19

«Моя мама лучше всех»

Обогащать словарный запас по теме. Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Учить отвечать полным ответом.

Электронная разработка (электронные ресурсы)

«Транспорт. ПДД»

Познакомить детей с видами транспорта, с профессиями людей, работающих на водном транспорте

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет  ЗПР. Занятие №31-3

Декабрь

«Моя малая Родина»

Дать детям представление о стране, об округе, о поселке в котором мы живем. Развивать непроизвольную память, мышление, общую и мелкую моторику.

И.А.Морозова,М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6  лет с ЗПР. Занятие № 60 стр.144

«Зимующие птицы»

Уточнять и расширять знания детей о зимующих пти¬цах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 37

«Зима. Зимние виды спорта. ЗОЖ»

Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе; расширять представления о зимних видах спорта; закреплять понятие «спортивная одежда».

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 29

«Волшебство Нового года»

Учить детей составлять рассказ о празднике по опорным картинкам.

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 30

Январь

«Животный мир зимой»

Учить детей описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закреплять представления о способах зимовки зверей и лесных птиц; учить анализировать и делать выводы.

И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 39

«Одежда, головные уборы, обувь»

Закреплять знания детей об одежде и обуви; формировать понятия «одежда», «обувь»; упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа; учить составлять рассказ по опорным картинкам; развивать память, мышление, внимание.

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 42

«Инструменты»

Закрепление и систематизация представление об инструментах в трудовых действиях, совершаемых с их помощью. Уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование синтаксической стороны речи. Совершенствование звукового и слогового анализа слов. азвитие общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР»

Февраль

«Животные Севера»

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Электронная разработка (презентация),

Интернет-ресурсы.

«ОБЖ»

Расширение представлений о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» .

Развитие связной речи. Составление рассказа по серии картинок.

Н.В. Нищева«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 5 до 6 лет».

«День защитника Отечества»

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас по теме (в том числе прилагательных и глаголов); упражнять в составлении рассказа по теме.

И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 44

«Поэты, писатели России»

Расширять и закреплять представления о русских поэтах и писателей России. Продолжать знакомить с произведениями поэтов и писателей.  Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, творческой активности.

Электронная разработка (презентация),

Интернет-ресурсы.

«Международный женский день»

Учить детей составлять рассказ на тему «8 Марта» по представлению (с опорой на картинки-подсказки); со-гласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени; развивать непроиз-вольную память, мышление, координацию движений.

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 48

Март

«Народные промыслы»

Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах. Закреплять особенности, характерные для каждого вида росписи. Продолжать знакомить с народными традициями.  Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, творческой активности.

Электронная разработка (презентация),

Интернет-ресурсы.

«Игрушки»

Систематизировать знания детей об игрушках; формировать обобщающее понятие «игрушки»; совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 10

«Природа проснулась – весне улыбнулась»

Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе (цветение растений); учить находить признаки весны в окружающей природе, развивать способность наблюдать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 57

Апрель

«Профессии»

Обобщать знания детей о профессиях. Закреплять умение составлять описательный рассказ по плану.

И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий.4-5 лет занятие 21

«Космические приключения»

Уточнение и расширение словаря по теме. Формировать навыки словообразования; развивать непроизвольную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику.

Электронная разработка (презентация), интернет-ресурсы.

«Речные рыбы»

Обобщать материал по теме «Аквариумные рыбки». Развивать мышление и память, фонематические процессы. Активизировать глагольный словарь. Упражнять в словообразовании, составлении рассказа по подражанию

И.А.Морозова,М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 4-5 лет с ЗПР. Занятие 34

«Животные жарких стран»

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме Обогащение экспрессивного словаря  словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, навыков слогового анализа, координации речи с движением.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада  для детей с ОНР».  

Май

«Спасибо деду за Победу»

Обобщать материал по теме: «День Победы»; развивать мышление и память; активизировать предметный словарь; упражнять в словообразовании, в образовании глаголов; составлении рассказа по представлению; уточнять временные, пространственные представления..

И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 61

«Насекомые»

Познакомить детей с насекомыми (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха), внешним строением их тел, названиями отдельных частей (головка, брюшко, крылья, ножки); рассказать о пользе и вреде Насекомых для людей и растений.

М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Конспекты занятий 5-6 лет с ЗПР. Занятие № 53

3-4 неделя - обследование детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР( подготовительная к школе группа)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми ОНРСоставлено на основании «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» ...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  Сентябрь октябр...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет с ЗПР

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога включает в себя планирование работы по двум направлениям: развитие элементарных математических представлений и  озна...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми 4-5 лет с ЗПР

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы включает в себя два направление: формирование элементарных математических представлений и ознакомление с окружающим миром детей 4-5 лет с зад...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет с ЗПР

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет с ЗПР...