Современные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья является совместной деятельностью разных специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию помощи в преодолении трудностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
В настоящее время в нашей стране намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, которые определяют особые условия для получения ими образования, в том числе с ОВЗ.
Исходя из этого, одной из актуальных проблем является организация психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дети с ОВЗ нуждаются в особом внимании и заботе. Имеется острая необходимость в создании для них условий, способствующих успешной адаптации и социализации, формированию самостоятельности и социальных навыков.
Под психолого-педагогическим сопровождением понимают систему профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку и помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях — относительно молодое направление в образовании, но уже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья является совместной деятельностью разных специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию помощи в преодолении трудностей.
Из всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья самую многочисленную составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.
В детском саду функционируют 17 групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ адаптированных программ и их интеграции в образовательном учреждении;
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;
- создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;
- создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.
В нашем детском саду мы осуществляем психолого-педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка и все это при обязательном взаимодействии с воспитателями групп и специалистов ДОУ: педагога – психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Принципы построения системы психолого-педагогического сопровождения:
- принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми.
- гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности;
- индивидуального подхода, основанный на выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;
- деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровой деятельности);
- социально-психологической защищенности, опирающийся на взаимодействия педагогов и воспитанников, являющиеся условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;
- поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка;
- активного включения в образовательный процесс всех его участников, позволяющий создать условия для понимания и принятия друг друга и достичь плодотворного взаимодействия;
- партнерского взаимодействия с семьей, означающий формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов, единство требований и стиля отношения к ребенку, совместную деятельность педагога, детей и родителей.
Специалисты детского сада при работе с детьми с ОВЗ применяют особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Сочетание традиционных и инновационных технологий дает новый эффект в совершенствовании образовательного процесса, а следовательно, сама деятельность дошкольников, их знания приобретают новые качества, обеспечивает развитие у дошкольников познавательной активности, творческих способностей, мотивации в образовательном процессе.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи. К ним относятся объяснительно–иллюстративные технологии, которые применяются для экономии времени, облегчение понимания сложных знаний.
Личностно-ориентированные технологии позволяют формировать адаптивные, социально-активные черты детей, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Технологии компенсирующего обучения - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором предусматриваются компенсация недостатков образования, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и детей. Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей дошкольников.
Инновационные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным.
Сенсорно-игровая комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, а также совокупности разнообразных развивающих дидактических игр и пособий, игрового оборудования.
Цель коррекционно-развивающих занятий психолога с детьми с ОВЗ в сенсорно-игровой комнате - сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей через коррекцию нарушений, проблем развития и социальной адаптации.
Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, поверхностей, текстур и т.п.) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние детей (расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее), поэтому пребывание в сенсорно-игровой комнате не только способствует достижению состояния релаксации, но и позволяет активизировать у них различные функции центральной нервной системы.
Условия сенсорно - игровой комнаты позволяют использовать в работе педагога - психолога с детьми с ОВЗ современные коррекционно-развивающие технологии, каждая из которых оказывает воздействие на разные сферы личности ребенка, обеспечивая, таким образом, решение актуальных для детей задач развития.
В работе с разными категориями детей с ОВЗ в условиях сенсорно-игровой комнаты педагог-психолог использует следующие коррекционно-развивающие технологии психолого-педагогического сопровождения:
Использование технологий психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми.
Используемый метод | Специфика коррекционно-развивающей работы |
Арт-технологии – терапия искусством, или «терапия творческим самовыражением», расширение возможностей социальной адаптации ребенка через искусство/творческую деятельность. | |
Изотерапия | Дети с ТНР |
С детьми с ТНР элементы изотерапии применяются как в индивидуальной, так и в групповой работе. Педагог-психолог использует карандаши, краски, мелки, нетрадиционные материалы, пластилин. Тематика заданий может касаться разных сфер жизнедеятельности ребенка: эмоциональных проявлений («Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым»; «Изобрази место, которое делает тебя счастливым»; «Как ты себя чувствуешь в данный момент», «Как бы ты хотел себя чувствовать»; «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.», «Нарисуй, чего ты боишься», «Вылепи свою злость/страх/радость», ). взаимоотношений в семье («Нарисуй свою семью», «Нарисуй свою комнату, квартиру», рисунок семьи в образах животных, «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить», «Нарисуй, что бы ты подарил своей семье» и т.п.). взаимоотношений со сверстниками («Нарисуй, как ты поссорился», «Нарисуй себя и своих друзей», «Нарисуй детей в детском саду» и т.п.). | |
- Арт-технологии или (арт-терапии) – прекрасный способ для детей с ОВЗ выразить свои эмоции и чувства, освободиться от негативных состояний, сформировать более активную жизненную позицию, создать положительное самоощущение. Арт-терапия действенна там, где другие психо-коррекционные методы трудно применимы из-за ограничений в вербальном общении, особенностей развития детей с ОВЗ.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на детей, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Арт-терапевтическая технология предполагает безоценочное спонтанное самовыражение ребенка.
Использование технологий психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми.
Используемый метод | Специфика коррекционно-развивающей работы |
Арт-технологии | |
Песочная терапия | Дети с ТНР |
В коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ТНР используются следующие упражнения с песком: скользить по поверхности песка как змейка или как машина; пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква «А» или целое слово; «пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно. Детям предлагается просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из песка; разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы, провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам, выложить фишками геометрическую фигуру. С детьми с ТНР элементы песочной терапии используются для развития восприятия пространства: работа на всей площади песочницы, нахождение заданного места по инструкции педагога-психолога (верхний правый угол, середина и т.д.); движение по «тропинкам», «следам» в заданном направлении; расставление предметов в песочнице «дальше- ближе», работа с плоскими и объемными фигурами. При работе с детьми с ТНР одной из важных задач является улучшение их психоэмоционального состояния: снятие напряжения, уменьшение тревожности, работа с агрессией и замкнутостью. Благодаря играм с песком, эту задачу также можно успешно реализовать. Напряжение снимается через проигрывание в песочнице трудных для ребенка жизненных ситуаций. |
- Песочная терапия - это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку то, для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка, позволяют перестроиться на спокойный ритм деятельности и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания. Занятия с песком направленны и на развитие мелкой моторики, концентрации внимания, усидчивости, воображения, творческих способностей.
Используемый метод | Специфика коррекционно-развивающей работы |
Арт-технологии | |
Дети с ТНР | |
Музыкальная терапия | На занятиях с детьми с ТНР также используется пассивная музыкотерапия. В релаксационной зоне сенсорно- игровой комнаты прослушивание музыки направлено на достижение состояния расслабления. Также на занятиях используются элементы активной музыкотерапии, когда дети непосредственно участвуют в музицировании. В этом случае педагог-психолог предлагает им достаточно простые музыкальные инструменты, для игры на которых не требуется специальной подготовки (колокольчик, барабан, погремушка, бубен и т.п.). С помощью этих инструментов ребенок подыгрывает музыкальным композициям, которые отражают разнообразные эмоциональные состояния. Также дети могут вести диалог друг с другом с помощью звуков, издаваемых на музыкальных инструментах, выражать свое настроение и чувства. |
- Музыкотерапия - это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Непосредственное воздействие музыки на нервно - психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Музыка вызывает у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают благоприятное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.
Использование технологий психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми.
Используемый метод | Специфика коррекционно-развивающей работы |
Арт-технологии | |
Дети с ТНР | |
Сказкотерапия | В работе с детьми педагог-психолог использует следующие направления сказкотерапии: - Слушание сказки (знакомство детей с содержанием сказки, создание и поддержание интереса детей к сказочному сюжету и героям). Подбираются только простые короткие сказки, без сложного и запутанного сюжета (например, народные сказки «Репка», «Теремок», «Три медведя» и т.п.). - Обсуждение сказки (направлено на понимание детьми с ТНР смысла сказочных событий и ситуаций, поведения, причин и последствий действий героев). - Инсценирование сказки (проигрывание детьми сказки или отдельных ее элементов). |
- Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для развития всех сфер личности ребенка, совершенствования его взаимодействия с окружающим миром. Дети воспринимают происходящее в сказке как реальность. Они с радостью погружаются в сказочный мир, активно действуют и творчески его преобразуют. В этот момент запускаются процессы компенсации речевых и психических функций. Образная форма сказки содержит ряд обучающих ситуаций, знакомит ребенка с новыми ролевыми позициями, новыми способами действия, позволяет ему осознать морально-этические нормы, расширяет поведенческий репертуар.
Использование технологий психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми.
Используемый метод | Специфика коррекционно-развивающей работы |
Здоровьесберегающие технологии - предполагают создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей с особыми образовательными потребностями, профилактики их психоэмоционального перенапряжения, формирования у них ощущения эмоционального комфорта и благополучия. | |
Дети с ТНР | |
Свето - и цветотерапия | На занятиях используется: - метод цветовой визуализации - рассматривание предмета определенного цвета. Световое оборудование сенсорно-игровой комнаты (воздушно-пузырьковая колонна, световые планшеты) позволяют выбрать определенный цветовой режим. В этом случае пользуясь этим оборудованием, ребенок может взаимодействовать с тем или иным цветом. На занятиях в релаксационной зоне используется зеркальный шар, который создает особую сказочную атмосферу. Он может работать в статичном и в динамичном (перемещение световых бликов по пространству помещения) режимах. |
- Здоровьесберегающие технологии. К здоровьесберегающим технологиям психолого- педагогического сопровождения относятся:
- Свето - и цветотерапия - это воздействие на организм ребенка через орган зрения, коррекция психоэмоционального состояния при помощи регулирования освещения и определенных цветов. Релаксационная зона сенсорно-игровой комнаты может использоваться в трех световых режимах (яркое освещение, приглушенное освещение, отсутствие освещения). Темная релаксационная зона с включенным световым и цветовым оборудованием является элементом релаксации. Она создает у детей ощущение сказки и волшебства, способствует снижению психоэмоционального напряжения и возникновению радости. Отдельное оборудование сенсорно-игровой комнаты является элементами свето- и цветотерапии - зеркальный шар, песочные планшеты, воздушно-пузырьковая колонна.
Использование технологий психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми.
Используемый метод | Специфика коррекционно-развивающей работы |
Здоровьесберегающие технологии | |
Дети с ТНР | |
Телесно- ориентированная терапия | В работе с детьми с ТНР педагог-психолог использует следующие техники телесно-ориентированной терапии:
«Гляделки», «Муха», «Рот на замочке», «Хоботок», «Лягушки», «Орешек», «Сосулька», «Лимон», «Любопытная Варвара», «Холодно-жарко» и др.).
|
- Телесно-ориентированная терапия - метод, позволяющий решать психологические проблемы ребенка через телесный контакт. Дети учатся доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивают приёмы самоконтроля. Телесно-ориентированная терапия предполагает воздействие на мышечный тонус ребенка с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния. Благодаря этому дети достигают состояния расслабления, необходимого для восстановления сил, эмоционального баланса, улучшения самочувствия.
Использование технологий психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми.
Используемый метод | Специфика коррекционно-развивающей работы |
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности дошкольников осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. | |
Дети с ТНР | |
Дидактические игры | В коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТНР педагог-психолог использует дидактические игры - игры с предметами (игрушками), настольно-печатные игры, словесные игры. Они способствуют развитию познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и произвольности поведения, обогащению пассивного и активного словаря |
Игровые технологии - коррекционно-развивающие игры и упражнения. Через игровую деятельность педагог-психолог успешно развивает и корректирует важнейшие психические свойства, а также личностные качества детей (ответственность, активность, самостоятельность и др.). В игре ребенок незаметно для себя приобретает необходимые ему в жизни знания, умения и навыки. Отдельные элементы игровой терапии используются для того, чтобы создать для детей условия, в которых они могли бы «прожить» в игре волнующие их ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Все мероприятия, которые проводятся с детьми в детском саду и за его пределами способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников с нормой развития, выстраиванию положительных взаимоотношений с людьми.
Психолого-педагогическое сопровождение - гибкая, массовая технология работы с детьми с ОВЗ, обеспечивающая формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.
А своевременное и качественное психологическое сопровождение детей с ОВЗ позволит изменить траекторию их дальнейшего развития и обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...

«Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»
В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ....
Итоговая аттестационная работа Тема: «Современные технологии психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников»
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании необходимости применения современных психолого-педагогических технологий при взаимодействии ДОУ и родителей воспитанников и разработка соотве...

Презентация "Современные технологии психолого-педагогического сопровождения воспитанников в МАДОУ"
В данной презентации описывается использование современных технологий использующиеся в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников с речевыми нарушениями....

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

