Проект «Применение информационно – коммуникативных технологий в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ»
проект по коррекционной педагогике

Светлана Анатольевна Меньшенина

Применение в воспитательно – образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий (мультимедийных презентаций, игр, слайд – шоу, видеороликов и т.д.), позволяет сделать материалы привлекательными и по – настоящему современными, решать познавательные   задачи с опорой на наглядность.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ikt.doc62.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Применение информационно – коммуникативных технологий

в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ»

Тяжелые нарушения речи у детей   в последнее время встречаются, к сожалению всё чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, снижает познавательную активность.

 В  Федеральной образовательной программе, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является «Развитие научных знаний, широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий». Современные тенденции в области образования предопределяют необходимость пересмотра целей, задач, содержания, форм получения образования детьми с нарушениями речи, которое строится на основе методологического подхода, предусматривающего непростое накопление суммы знаний, а формирование   достижений обучающегося,  применение полученных знаний в области «жизненной компетенции».  

        В законе РФ «Об образовании» говорится, что необходимо «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, направленных  на более полную реализацию права на образование». Информационные технологии становятся  средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими  стойкие  нарушения речи.  

 Применение в воспитательно – образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий (мультимедийных презентаций, игр, слайд – шоу, видеороликов и т.д.), позволяет сделать материалы привлекательными и по – настоящему современными, решать познавательные   задачи с опорой на наглядность.

  Использование информационно - коммуникативных технологий    это одна из самых новых и актуальных  тем в настоящее время.

Цель проекта: Внедрение информационно – коммуникативных  технологий в процесс  развития детей с тяжелыми нарушениями речи, для более эффективной работы по коррекции речевой патологии детей.  

Задачи: 

Изучить и проанализировать современные образовательные технологии, способствующие обучению детей с нарушениями речи;  

Воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; Развивать познавательные интересы;

Развивать психические процессы:  внимание, память,   воображение, эмоционально-волевую сферу, мышление, способствующих коррекции нарушений речи;    

Проследить динамику формирования и развития  речи при использовании информационно – коммуникативных технологий.

 

Участники проекта –  педагог и воспитанники.

                                             Содержание проекта

Известно, что у детей  с тяжелыми нарушениями речи страдают, в первую очередь, познавательная и мотивационная сферы, нарушена координация движений рук. Низкий познавательный интерес, внешняя мотивация преобладает над внутренней. Дети не собраны, не могут подчинять свои волевые усилия требованиям взрослого.

Компьютерные технологии всегда вызывают у  детей стойкий интерес и желание, в первую очередь, играть.   Для этого им приходиться учиться   выполнять простейшие манипуляции с мышкой и клавиатурой. В такие моменты они ощущают себя достаточно взрослыми, у них возникает ощущение собственной полноценности . Наблюдая за детьми в моменты знакомства  с компьютерной техникой, можно с уверенностью сказать, что именно ощущение собственной значимости и полноценности дает им мощный стимул для учебно-игровой деятельности:

1.        У детей появляется  хорошая мотивация для учебной деятельности

2.        Дети учатся обращаться с  ИКТ, что в дальнейшем обеспечит им социальное интегрирование.  

Основные способы стимулирования:

Создание комфортной психологической обстановки.

Использование ИКТ.  

Использование корректной педагогической помощи.  

Последовательность и системность в  коррекции нарушения  речи.     

         Применение информационно – коммуникативных технологий  в организации музыкальной деятельности в рамках реализации данного проекта  совершенствует  коррекцию  нарушения  речи детей  и помогает приобретать новые знания и опыт.

Коррекционно-образовательная среда ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между участниками образовательного процесса, работающими с детьми логопедической группы.   Использование информационно-коммуникативных технологий   в практической деятельности педагогов, позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать  его интересным, насыщенным и занимательным содержащим в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного открывающим новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

Организация непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми  музыкального материала   с применением информационно-коммуникативных технологий    помогает решить ряд задач:

•        сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

•        существенно расширить   ряд лексических тем, делая их доступными и понятными;  

•        обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;

•  формировать и корректировать речь детей;

В своей деятельности  я выделила следующие направления использования информационно-коммуникативных технологий,  доступных для работы с дошкольниками  по коррекции и развитию речи, формированию словарного запаса дошкольников, учитывая индивидуальные и возрастные особенности: интернет – ресурсы;  компьютерные игры (дидактические), фонограммы, презентации, видеоуроки и т. д.

При подготовке к занятиям с использованием ИКТ учитываются санитарно-эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность занятий должна составлять 20-25 минут с детьми старшего дошкольного возраста, из которых 5 – 7 мин дети могут находятся непосредственно за компьютером,  другие мультимедийные средства (такие как презентация,  компьютерные игры) используются  5 – 10 мин.

Использование интернет – ресурсов. Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют  быть  в курсе прежде всего  новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.

В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных  и воспитательных вопросов.

Однако специфика каждого учебного  занятия диктует свои требования к работе с информацией.  Возможности использования сети Интернет при подготовке к  занятиям    заключаются в следующем: поиск Интернет-ресурсов по заданной теме; использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на  занятии.

На  современном   занятии  использование  Интернета  применяется  с  целью  поиска  информации в WWW,  повышающие  эффективность  работы,  скачивания  программ,    участия  в  дистанционных   конкурсах, проведения виртуальных экскурсий.   При работе с ресурсами сети Интернет необходимо обращать внимание  на  достоверность  информации,  соответствие  материала  теме   занятия и  возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Интернет-ресурсы, доступные любому  ребенку, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению.

Использование компьютерных игр.

Существующие на рынке обучающие программы для детей дошкольного возраста можно классифицировать следующим образом:

Игры, направленные на коррекцию речевых нарушений.

Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

Игры по обучению граммоте.

Игры, по развитию артикуляционной моторики, на автоматизацию звуков.

Простейшие программы по обучению чтению, математике и др.

 Программа  «Шаг за шагом». Предназначена для использования на  индивидуальных и подгрупповых  занятиях.  Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребёнка. Со стороны компьютера выступает не обезличенная  программа, а девочка Лиза, которая объясняет ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, даёт итоговую и промежуточную оценку выполненного действия. .В каждом разделе представлены упражнения по следующим направлениям.
1. Связная речь.
2. Зрительное восприятие.
3. Слуховое восприятие.
4. Зрение, слух, координация.
5. Графические навыки.
6. Математические представления.
7. Представления об окружающем мире.
8. Пространственные представления.
9. Мышление.
10. Социализация.

Длительность и сила речевого выдоха, громкость и тембр голоса, темпо-ритмичность,  интонационная выразительность, четкость и разборчивость речи.

 Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом  речевая активность фиксируется микрофоном  и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

   

Ожидаемые результаты

Создание целостной современной информационной среды, позволяющей обеспечить новое содержание образовательной деятельности ДОУ в работе с детьми с  тяжелыми нарушениями речи.

Изучение передового опыта педагогов, использующих в своей работе информационно-коммуникативные технологии. Повышение компьютерной компетенции и профессионального уровня.

Разработка перспективных планов и конспектов по работе с детьми с тяжелыми нарушением речи  в  деятельности логопеда с использованием компьютерных технологий.

Применение новых информационных технологий в образовательной деятельности способствующих повышения мотивации у детей с нарушениями речи,    оказывающей положительное влияние  на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания, памяти, самостоятельности и сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, координации движений, а главное – коррекции нарушения  и развития речи (монологическая, диалогическая), обогащение словарного запаса. Помощь в   развитии наглядно – образного  мышления.

Получение родителями необходимой информации по безопасным правилам использования компьютерных игр, рекомендации по использованию обучающих и развивающих компьютерных технологий. Таким образом, родители становятся участниками создания современной информационной среды в ДОУ и повышают свою педагогическую компетентность.

Проводя целенаправленную работу по внедрению информационно – коммуникативных технологий в   образовательной  деятельности учителя-логопеда ,  в коррекционно – развивающем обучении детей с тяжелыми нарушениями речи наметилась  положительная динамика  развития  воспитанников, стабильность результатов.   В результате использования на занятиях ИКТ, повышается учебная мотивация, формируется эмоционально-положительное отношение к музыке. Внимание воспитанников остается устойчивым на протяжении всего занятия.

  Таким образом,  использование информационно – коммуникативных технологий  в организации образовательной деятельности может выступать как условие более успешной коррекции  тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Вывод

Данная форма организации обучения, позволяет значительно повысить эффективность образования. Способствует развитию личности, самореализации - всем субъектам    образовательного процесса.    

Применение технологии:

дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств; позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);

использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное,  способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

                                   

                                       Литература и интернет - источники:

Выготский Л. Н. « Педагогическая психология» - М.: П., 1999;

Филичева Т. Б. Туманова Т. В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Методическое пособие – М.:Гнм – Пресс», 1999;

 Королевская Т. К. «Компьютерные интерактивные технологии и устная речь, как средство коммуникации: достижения и поиски» - Дифектология», 1998;

Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении» - «дошкольное воспитание», 2011, №2;

Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / Светлана Евгеньевна Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm

 Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября.

Использование информационных компьютерных технологий  

http://yandex.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

Арт-терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Материалы  презентации  раскрывают  основные  направления и  виды  современной арт-терапии, используемые  в работе  с детьми  с тяжелым нарушением речи....

Осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи посредством применения практики «Сказки на степ - платформах»

Представить опыт работы по использованию практики «Сказки на степ - платформах», как один из способов коррекционно – развивающей работы с детьми с  тяжелыми нарушениями ре...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны...

"Применение здоровьесберегающих технологий - как фактор эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи".

В статье представлена информация о практическом применении в коррекционно-образовательной деятельности педагогических технологий, сберегающих здоровье детей-логопатов, способствующих достижению максим...

Применение сказкотерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В последние годы проблема поддержки детей с особыми образовательными потребностями стала особенно актуальной. У дошкольников с тяжелыми нарушениями в речи часто наблюдаются стойкие проблемы в коммуник...