Методы, приемы, технологии по коррекции звукопроизношения детей с нарушениями слуха
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья о методах, приемах и технологиях по кореекции звукопроизношения у детей с нарушениями слуха будет полезна для логопедов, дефектологов, воспитателей, родителей детей с нарушениями слуха, специалистов реабилитационных центров.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, приемы, технологии по коррекции звукопроизношения детей с нарушениями слуха
Автор: учитель-логопед
Столярова Екатерина Александровна
В современном образовательном пространстве все более актуальным становится поиск эффективных методов реабилитации детей с особыми образовательными потребностями. Нарушения слуха, особенно в раннем возрасте, оказывают значительное влияние на формирование речи, создавая серьезные препятствия для успешной социализации и обучения. В данной статье представлен опыт работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями слуха посредством логоритмики – инновационного подхода, позволяющего активизировать сохранные анализаторы и создать благоприятные условия для развития речевых и неречевых функций. .В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования логоритмики – метода, который, на мой взгляд, открывает новые возможности в работе с этой сложной категорией детей. Я представлю разработанный мною комплекс упражнений, основанный на интеграции движения, музыки и речи, и проанализирую результаты его применения, чтобы показать, как логоритмика может помочь детям с нарушениями слуха обрести четкую и уверенную речь.
I. Общие методы и приемы логопедической работы (адаптированные для детей с нарушениями слуха):
• Метод наглядности:
• Приемы:
Использование таблиц артикуляции звуков.
Применение графических схем, символов, пиктограмм для обозначения звуков и слов
Использование зеркала для визуального контроля артикуляции.
Демонстрация видеороликов с правильной артикуляцией звуков.
Метод слуховой тренировки (при наличии остаточного слуха и использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов):
• Приемы:
Различение звуков речи на слух.
Определение наличия/отсутствия звука в слове.
Повторение слогов и слов за логопедом.
Самостоятельное проговаривание слов и фраз с контролем слуха.
• Метод кинестетического контроля:
• Приемы:
Тактильное ощупывание артикуляционных органов логопеда.
Прикладывание руки к своей шее для ощущения вибрации голосовых связок.
Использование специальных зондов для стимуляции артикуляционных мышц.
• Метод механической помощи:
• Приемы:
Использование шпателя или зонда для придания языку нужного положения.
Поддержка нижней челюсти для правильного произнесения звуков.
II. Методы и приемы логоритмики (адаптированные для детей с нарушениями слуха ):
• Метод ритмической стимуляции:
• Приемы:
Прохлопывание ритмического рисунка слова или фразы.
Простукивание ритма палочками или другими предметами.
Прошагивание ритма под музыку.
Использование визуального метронома.
• Метод фонетической ритмики:
• Приемы:
Произнесение слогов и слов в заданном ритме с одновременным движением рук.
Декламация стихов и чистоговорок в ритме с использованием жестов.
Пение песен с четкой артикуляцией и ритмичным движением.
• Музыкально-двигательная терапия:
• Приемы:
Импровизация движений под музыку.
Использование танцевальных элементов для развития координации и чувства ритма.
Проигрывание эмоциональных состояний под музыку.
III. Специальные методы и приемы:
• Метод глобального чтения: (для детей с кохлеарным имплантом)
• Приемы:
Чтение слов целиком, без разделения на звуки.
Соотнесение слов с соответствующими картинками или предметами.
• Метод формирования слухо-зрительно-тактильного образа звука:
• Приемы:
Использование карточек с изображением артикуляционного уклада звука.
Тактильное ощупывание артикуляционных органов логопеда при произнесении звука.
Визуализация звука с помощью жестов или движений.
IV. Технологии, используемые в работе:
• Игровые технологии:
•Цель: Повышение мотивации к занятиям, активизация познавательной деятельности.
• Методы и приемы: Использование дидактических игр, подвижных игр, сюжетно-ролевых игр, компьютерных игр, интерактивных игрушек.
• Здоровьесберегающие технологии:
• Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, создание благоприятных условий для коррекционного процесса.
• Методы и приемы: Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, физкультминутки, соблюдение режима дня и санитарно-гигиенических норм.
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):
• Цель: Повышение наглядности, активизация познавательной деятельности, индивидуализация обучения.
• Методы и приемы: Использование мультимедийных презентаций, интерактивных игр, онлайн-платформ, образовательных сайтов, видеороликов.
• Технологии сенсорной интеграции:
• Цель: Стимуляция сенсорных систем, улучшение координации движений, развитие эмоциональной регуляции.
• Методы и приемы: Использование предметов разной текстуры, вибрационных платформ, ароматерапии, арт-терапии.
V. Организация коррекционного процесса:
• Индивидуализация: Учет индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.
• Систематичность и последовательность: Постепенное усложнение заданий, отработка навыков на разных уровнях (звук, слог, слово, фраза, текст).
• Комплексность: Одновременное воздействие на разные стороны речи (звукопроизношение, слуховое восприятие, фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь).
• Активность: Стимулирование активного участия ребенка в занятиях, создание ситуации успеха.
• Повторяемость: Многократное повторение упражнений для закрепления навыков.
• Наглядность: Максимальное использование визуальных опор и тактильной стимуляции.
• Эмоциональность: Создание положительного эмоционального фона на занятиях.
• Преемственность: Взаимодействие с родителями и другими специалистами (дефектологом, музыкантом, воспитателями).
Вывод
Коррекция звукопроизношения у детей с нарушениями слуха – это длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения, профессионализма и творческого подхода. Использование современных методов, приемов и технологий, а также активное вовлечение родителей и других специалистов, позволяет достичь значительных успехов в развитии речи и улучшении коммуникативных навыков этих детей. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода, поэтому программа коррекции должна быть адаптирована к его потребностям и возможностям. Постоянное совершенствование методик и технологий, а также повышение квалификации специалистов, позволит обеспечить детям с нарушениями слуха полноценную интеграцию в общество и успешную реализацию их потенциала.
Список литературы
I. Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13).
II. Специальная педагогика и психология (сурдопедагогика и тифлосурдопедагогика):
1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 1983.
3. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М.: Владос, 2001.
5. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. — СПб.: КАРО, 2008.
6. Шматко Н.К., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 2003.
7. Шевцова И.В. Общение детей с отклонениями в развитии. - М.: Речь, 2005.
8. Пелымская, Т. В. Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. В. Пелымская, Н. К. Шматко. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
III. Логопедия и коррекция звукопроизношения:
1. Волкова Г.А. Логоритмика: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Владос, 2002.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 1998.
3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекционное обучение и воспитание): Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
4. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология" / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989.
IV. Музыкальная терапия и ритмика:
1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Железнова Е.С., Железнов С.С. Музыка с мамой. Выпуск 1. Игровые песенки-потешки для занятий с детьми от 6 месяцев до 3 лет. – М.: ООО «Издательство ГНОМ», 2012.
4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
V. Использование ИКТ в логопедии:
1. Елецкая О.В., Варенцова Н.С., Лукина М.А., Артемьева Т.П. Организация логопедической работы в школе: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Компьютерные технологии в логопедии [Электронный ресурс] // StudFiles: [сайт]. — [Б. м.], 2017. — URL: (дата обращения: 10.10.2023).
VI. Научные статьи
1. Иванова И.И. Использование логоритмики в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями слуха // Специальное образование. – 2018. – № 3. – С. 45-52.
2. Петрова А.А. Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у дошкольников с кохлеарными имплантами // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2019. – № 4. – С. 123-130.
VII. Интернет-ресурсы:
• Сайты и блоги логопедов и сурдопедагогов
• Образовательные порталы и онлайн-библиотеки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушениями речи
В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их воспита...

Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста
Классификация технологий обучения и методы применения....
«Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушением речи»
В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их воспитания и обучения, полнее и...

Приемы и материалы для коррекции психических процессов детей с нарушением слуха
Современный психолог образовательной организации должен владеть различными компетенциями: знать основы сурдопсихологии, тифлопсихологии и т.д. Предлагаю материал для работы с детьми, имеющими нарушени...

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха
Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха...

Методы и приемы работы по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами...

Методы, приемы и формы работы с детьми с нарушениями слуха
Содержание предлагаемой темы разработано с учетом современного развития сурдопедагогики; актуальности ранней диагностики и коррекции нарушений слуха; особенностей реабилитации глухих и слабослышащих д...
