«Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушением речи»
статья по логопедии на тему

В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их воспитания и обучения, полнее используя в коррекционно-развивающей работе современные достижения науки. В настоящее время многие логопеды в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - технологии доступа к различным информационным источникам, направленные на получение конкретного результата (в нашем случае – образование). Они помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушением речи»

                                                             Подготовила: учитель-логопед МБДОУ

                                                            «Семилейский детский сад  «Цягадайка»

                                                             Кочкуровского муниципального района

                                                             Республики Мордовия

                                                             Козлова М.Б.                                                    

                             

В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их воспитания и обучения, полнее используя в коррекционно-развивающей работе современные достижения науки. В настоящее время многие логопеды в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - технологии доступа к различным информационным источникам, направленные на получение конкретного результата (в нашем случае – образование). Они помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

Первая из задач - коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В практике любого логопеда встречаются дети, с которыми невозможно длительное время просто сидеть за столом, перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Вроде бы и упражнения интересные, и картинки красочные, и предметы лишние убраны из поля зрения, а всё равно ребёнок не включается в занятие. Поэтому очень важно найти дополнительные пути и способы активизации его внимания.

Из психологии известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

Общение детей с компьютером начинается с логопедических коррекционных программ, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Приведу в пример две программы: «Игры для Тигры» и «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенные для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа «Игры для Тигры» позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при ФФН, дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы:

• Звукопроизношение

Блок «Звукопроизношение» способствует преодолению наиболее распространенных антропофонических нарушений произношения:

• Межзубный сигматизм свистящих;

• Боковой сигматизм свистящих;

• Губно-зубной ламбдацизм;

• Межзубный ламбдацизм;

• Губно-зубной сигматизм шипящих;

• Боковой сигматизм шипящих;

• Произношение шипящих из нижнего положения;

• Велярный ротацизм;

• Одноударный ротацизм.

• Фонематика

Блок «Фонематика» - способствует формированию:

• неречевого слухового гнозиса;

• речевого слухового гнозиса (выделение звука на материале слов, первого звука в слове) ;

• звукового анализа (определение положения звука на материале слов, определение последовательности и количества звуков в словах различной звуковой сложности) ;

• звукового синтеза.

• Лексика

Блок «Лексика» направлен на коррекцию и формирование лексико-грамматических компонентов языка:

• расширение объема пассивного словаря;

• формирование и развитие структуры значения слова;

• введение слова в систему лексических связей;

• организацию семантических полей;

• формирование грамматического значения слова;

• формирование умения структурировать словосочетания и фразы.

• Просодика

Блок «Просодика» направлен на коррекцию и формирование просодических характеристик речи:

• длительности и силы речевого выдоха;

• громкости голоса;

• слитности произнесения слов и фраз;

• темпо-ритмической организации речи;

• интонационной выразительности речи;

• тембра;

• четкости и разборчивости речи.

В программе более 50 упражнений, собранных в четыре больших блока: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

Основные принципы построения программы “Игры для Тигры”:

•игровая форма обучения;

•интерактивность;

•полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

•дифференцированный подхода к обучению - программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

•объективность - программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.

Второй помощник - программно-методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи.

Дети очень любят эти программы, так как в них присутствуют и отличные рисунки, и анимация объектов, и звуковое сопровождение действий, и игровая форма подачи учебного материала.

1. Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира, знакомство со звуками мира природы) ;

2. Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов) ;

3. Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка) ;

4. Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста) ;

В основу построения используемых логопедических программ положены следующие основные принципы:

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации происходит с опорой на зрительный контроль;

- дифференцированный подход к обучению: сложность или объём заданий можно настроить индивидуально для каждого ребёнка;

- объективность: программы фиксируют состояние корригируемой функции в начале, процессе и конце работы;

- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты:

• у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения;

• дети обучаются некоторым элементарным действиям с компьютером;

• значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.

Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить специалиста (учителя-логопеда). Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные коррекционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. Занятия с использованием компьютерных технологий являются комплексными и сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства коррекционного обучения.

Использование ИКТ многое даёт и самим логопедам: значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям (многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их детям, уже не изготавливая многочисленных карточек) ; с помощью компьютерных технологий оформляются результаты диагностики в виде различных таблиц, диаграмм.

Наконец, с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: в логопедической практике используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты, участвовать в интернет – форумах по вопросам дефектологии, дистанционно пройти курсы повышения квалификации.

Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий в работе логопеда позволяет значительно повысить эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.

                                                                Литература

1. Вренёва Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед, 2010, №5, с. 46 – 52;

2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология, 1994, № 5;

3. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2005, 60 с. ;

4. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13) ;

5. Селянина С. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск №14, декабрь, 2008г., Новосибирск;

6. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушениями речи

В связи с тем, что с каждым годом  увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи,  актуальной становится  задача поиска наиболее эффективных путей их воспита...

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и...

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и воспи...

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи.

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи (песочная терапия)...

«Обучение грамоте детей с нарушением речи в подготовительной комбинированной группе».

Чистое произношение ребёнка не всегда является   показателем сформированности фонематического  восприятия.Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

«Информационно-компьютерные и другие технологии, используемые при обучении грамоте детей с нарушением речи»

Для реализации коррекционных задач и повышения мотивации детей к образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи и п...