Задачи и содержание занятий по формированию у детей с нарушением интеллекта элементарных математических представлений в специальном дошкольном учреждении
статья по коррекционной педагогике
1. Особенности развития количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
У детей, отстающих в умственном развитии, наблюдается пониженный интерес к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность; отсутствие внимания к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения; чрезвычайно поздно появляются первые действия с предметами - хватание и манипуляции. Дети с умственной отсталостью (УО) не проявляют понимания функционального назначения предметов. Первые математические представления формируются на основе сенсорного восприятия и наглядно-действенного мышления.
Действия умственно отсталых детей с предметами стереотипны, нецеленаправленны (стучат игрушками об пол, грызут их, раскидывают по комнате). Дети не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их. Предметная деятельность не возникает, сенсорный и практический опыт не накапливается. Поэтому, к моменту поступления в ДОУ (4-5 лет) у детей обнаруживают недоразвитие, а часто их полное отсутствие элементарных математических представлений. Дети приходят с явной недостаточностью представлений о количественных отношениях, о счёте, о форме и величине предметов, о пространстве и времени.
В процессе обучения у дететй с УО формируются некоторые элементарные представления о количестве. К 6-7 годам дошкольники с умственной отсталостью (УО) усваивают счёт в пределах 5-10. Характерно, что, пересчитывая предметы, они касаются пальцем каждого предмета, называя числительные вслух, но при этом не всегда последнее числительное соотносят со всей группой предметов. То, что характерно для нормально развивающего ребёнка в 3 года, для детей с УО (при специальном обучении) становится доступным в 4-5 лет (сравнение групп предметов по количеству: много - мало). То, чем свободно владеют 6-летние дети в норме, дети с УО начинают осваивать к 7 годам (оперирование числовым рядом в пределах 5-10, и выполнение элементарных арифметических действий).
Причины, задерживающие формирвоание представлений о количестве у умственно отсталых детей:
* инернтность;
* тугоподвижность неврных процессов;
* низкий уровень ориентировочной деятельности;
* несовершенство взаимодействия анализаторов;
* позднее и нарушенное развитие речи (бедность словаря, трудности в формировании собственных высказываний, непонимание обращённой речи).
Задачи формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ:
1) при постановке и реализации учитываю:
- закономерности становления и развития познавательной деятельности умственных способностей и личности ребёнка в целом;
- возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний, и связанных с ними умений и навыков;
- учёт принципа преемственности в работе детского сада и школы;
2) формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ ("множество", "отношение", "число", "величина" - те понятия, которые должен освоить ребёнок с ОВЗ);
3) формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур (классификация, упорядочивание);
4) формирвоание сенсорных процессов и способностей: ощущение, восприятие и представление;
5) расширение словаря детей и совершенствование связной речи;
6) формирование начальных форм учебной деятельности.
2. Организация работы.
* Основная форма работы - обучение детей на занятиях.
* При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения умственно отсталых дошкольников.
* Смена видов деятельности.
* Повторяемость программного материала.
* Обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия.
* Игровая форма обучения.
* Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений.
* Главным условием является то, чтобы повторение задания происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала.
Требования наглядного материала:
- должен быть разнообразным на одном занятии;
- удобным, в достаточном количестве;
- предметы для счёта должны быть детям хорошо знакомыми;
- и демострационный, и раздаточный материалы должны быть эстетичными.
Методы обучения:
1) наглядные;
2) словесные: неосновные методы (прямые, конкретные вопросы задаются в младшем возрасте; в старшем возрасте - поисковые вопросы);
3) практические: упражнениям и дидактическим играм отводится большое значение;
4) игровые: игры-путешествия, игры-предложения, игры-загадки с описанием замысла, игры-беседы.
Приёмы обучения: используются такие практические приёмы сравнения, как наложение и приложение. При первичном выделении качественного или количесвтенного признака сопоставляются констрастные предметы (количество предметов), отличающиеся только данным признаком.
Методика формирования дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта:
* 1 этап - подбор и группировка предметов по определённому качественному признаку:
- последовательность обучения группировке предметов;
- выбор 1 предмета по образцу (величина, форма или цвет);
- выбор нескольких предметов по образцу;
- выбор предмета по образцу и по 2-ум признакам (форме и цвете, форме и величине);
- классификация предметов по цвету, форме, величине;
* 2 этап - формирование представлений один - много, много - мало:
- формирование первых количественных представлений происходит в различных игровых ситуациях. Сначала детей учат сравнивать дискретное множество (по подражанию, по образцу, сопряжённые действия);
* 3 этап - составление упорядоченного ряда предметов:
- этот процесс лежит в основе формирования представлений о числе и счёте. Упорядочивание множеств является предпосылкой дл формирования представлений об упорядочении чисел;
- обучение воспитанников составлению упорядоченного ряда включает в себя чередование и выделение предметов по величине. Обучение осуществляется последовательно: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. К этому этапу обучения у детей уже должны иметься некоторые представления о противоположных признаках величины (большой - маленький, длинный - короткий);
* 4 этап - установление отношений больше, меньше, поровну:
- в начале детей знакомят с составлением равных по количеству (от 3 до 5) множеств предметов по подражанию и словесному заданию. Предметы в каждой из групп должны быть одинаковые по всем признакам и расположены горизонтально на равном расстоянии друг от друга. Наряду с заданиями по сравнению дискретных множеств, целесообразно включать элементарные задания по количественному сравнению непрерывных множеств, помещающегося в ёмкостях разного или одинакового размера, что находит выражение в словах: в большом - больше, в маленьком - меньше, в одинаковых - поровну;
* 5 этап - преобразование множеств, изменяющих количество элементов:
- обучение воспитанников преобразованию множеств начинается с выполнения ими сенсорных действий по подражанию и по образцу;
- постепенно воспитанников подводят к пониманию того, что, если к определённому множеству добавить ряд элементов, то оно увеличится, станет больше, а, если убрать - станет меньше.
Возрастная динамика представлений о множестве:
1) 1-2 года:
* накапливаются представления о множестве однородных предметов;
* эти представления превращаются в пассивную речь;
* в активной речи дети используют ед.ч. и мн.ч.;
2) 2-3 года:
* дети умеют сосредоточить внимание на границе, но количественная оценка непонятна (не воспринимают);
3) 3-4 года:
* ребёнок становится более требовательным, требует множество, он думает, что множество - это, когда всё состоит из одного элемента (форма, величина, расстояние);
4) 4-5 лет:
* детям предлагаем предметы о сравнении, предлагаем единое множество из 2-ух групп - разные группы множеств;
* для детей с нормой: на этом этапе восприятие множеств играет важную роль.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте через использование развивающих игр В. Воскобовича.
Развивающие дидактические игры порождают интерес к приобретаемым знаниям и умениям, снимают проблемы мотивационного плана. Их использование в педагогическом процессе позволяет перестроить образователь...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в среднем дошкольном возрасте.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен для среднего дошкольного возраста. Конспект соединяет в себе знания о городе, Санкт- Петерб...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Образовательные задачи:- показ образования числа десять;- учить детей считать в пределах д...
Конспект интегрированного занятия НОД по физической культуре и формированию элементарных математических представлений для среднего дошкольного возраста
Конспект интегрированного занятия НОД по физической культуре и формированию элементарных математических представлений для среднего дошкольного возраста...

Использование ТРИЗ – технологии на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста»
Цель: активизация мыслительной деятельности, снятие стереотипов мышления в деятельности, активизация творческого воображения....

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
Продолжать учить составлять и решать математические задачи и приемы. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно....

Конспект интегрированного занятия НОД по физической культуре и формированию элементарных математических представлений для среднего дошкольного возраста «Цветик-Семицветик»
Формирование математических и конструктивных способностей посредством дидактических и физкультурно-игровых ситуаций....
