Занятие лексическая тема "Осень" 5-6 лет,6-7 лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Аксененко Юлия Александровна
Прохождение темы «Осень» важно для детей с задержкой психического развития (ЗПР) по нескольким причинам:
  • Формирование представлений. Занятия помогают закрепить знания об осени как времени года, его характерных признаках (похолодание, продолжительные дожди, изменение окраски листьев и т. д.). 
  • Развитие речи. В процессе занятий совершенствуется устная речь, пополняется словарный запас. 
  • Развитие творческих и познавательных способностей. Дети учатся наблюдать за сезонными изменениями в природе, развивают умение видеть красоту окружающего природного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_osen_v_gosti_prosim.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема. «Осень» 5-6 лет

Цель. Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди).

Демонстрационный материал. Сюжетные картинки «Начало осени», «Лето», «Зима», «Весна»; картинки-опоры («Солнце», символы дня и ночи — короткая желтая и длинная черная полоски; шапка, куртка, сапоги; дерево с зелеными (много); желтыми, красными (мало) листьями, лист под деревом; зонт).

Ход занятия

  1. Организационный момент

Игра «Какое время года»

На доске выставлены сюжетные картинки «Начало осени», «Лето», «Зима», «Весна».

Дефектолог. Рассмотрите картинки. Назовите самое холодное время года. (Зима.) (Убирает картинку «Зима».)

— В какое время набухают почки на деревьях, появляются листочки, травка? (Весна.) (Убирает картинку «Весна».)

— Какое время года самое жаркое? (Лето.) (Убирает картинку «Лето».)

— Почему вы решили, что на этой картинке изображено лето? (Дети легко одеты, купаются, загорают; листья на деревьях и трава зеленого цвета.)

— Какое время года изображено на оставшейся картинке? (Осень.)

— Почему вы решили, что на этой картинке изображена осень? (Дети одеты в кофты, курточки; листья на деревьях начинают желтеть и опадать, трава желтеет и увядает.)

— Мы назвали признаки осени. Повторим их.

  1. Основная часть

Работа с демонстрационным материалом

Дефектолог показывает картинку-опору и помогает детям сформулировать признаки осени.

— Картинка «Солнце» (с короткими лучами). (Солнце греет меньше.)

— Шапка, куртка, сапоги. (На улице становится холоднее.)

— Символы дня и ночи — черная длинная и короткая желтая полоски. (День становится короче ночь — длиннее.)

— Зонт. (Часто идут дожди.)

— Дерево с зелеными (много); желтыми, красными (мало) листьями, один лист под деревом. (Начали желтеть и опадать листья.)

Дефектолог. Осень только началась: еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых листьев; еще не очень холодно. Говорят, это — начало осени, или, по-другому, ранняя осень.

Дети несколько раз повторяют словосочетание «ранняя осень» хором и индивидуально.

Дефектолог. Назовите признаки осени.

Повторение признаков по опорным картинкам по цепочке, затем одним ребенком. Дети называют признаки осени по указанию дефектолога «вразброс».

Дефектолог. Первый осенний месяц — сентябрь.

Дети несколько раз повторяют слово «сентябрь» хором и индивидуально.

Физкультминутка

Дефектолог. Ребята, закройте глаза, послушайте внимательно, а затем скажите, что вы услышали (шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель).

Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)

Работа с демонстрационным материалом

Дефектолог. Какое время года прошло? (Лето.) (Дети должны найти картинку с изображением лета на столе педагога и поставить ее на доску перед картинкой с изображением осени.)

— Какое время года наступит после осени? (Зима.) (Дети должны найти картинку с изображением зимы на столе педагога и поставить ее после картинки с изображением осени.)

— Между какими временами года находится осень? (Между летом и зимой.)

— Картинка с каким временем года осталась? (Весна.)

— Скажите, после какого времени года наступает весна? (После зимы.)

— Перед каким временем года бывает весна? (Перед летом.)

— Назовите времена года по картинкам по порядку

Составление рассказа

Дети составляют рассказ о признаках осени по опорным картинкам.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.


Лексическая тема. «Осень» 6-7 лет

Цели. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом); закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени (похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых); учить устанавливать причинно- следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов); рассказать об осенних работах на огороде, в саду, в поле.

Демонстрационный материал. Сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна»; картинки-опоры (солнце; символы дня и ночи (короткая желтая и длинная черная полоска); желтый лист дерева; жук; пруд; птицы, летящие клином; зонт).

 Раздаточный материал. Карточки с изображением лиц человечков, на которых не нарисованы губы, и картинки в конверте (губы в трех положениях: улыбающиеся — дуга вниз, грустные — дуга вверх, равнодушные — горизонтальная линия); 4 картинки (поля и рощи в разное время года).

Ход занятия

1. Организационный момент

На доске сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна». Деф е кто лог. Рассмотрите картинки и назовите время года, изображенное на них.

  1. Основная часть

 Беседа — Назовите самое холодное время года. (Зима.) (Педагог убирает картинку.)

 — Про какое время мы говорим «природа просыпается»? (Весна.) (Убирает картинку.)

— Какие времена года изображены на оставшихся картинках? (Лето, осень.)

— Почему вы решили, что на этой картинке изображено лето? (Дети легко одеты, купаются, загорают, листья на деревьях и трава зеленого цвета.) — Почему вы решили, что на этой картинке изображена осень? (Дети одеты в кофты, курточки, листья на деревьях начинают желтеть и опадать, трава желтеет и увядает.)

— Мы назвали признаки лета и осени. Что одинаковое в этих картинках? (На обеих картинках есть солнце, небо, река, дети, дерево, трава.) — Но вы определили, что на этих картинках изображены разные времена года.

— Чем различаются эти картинки? (На первой картинке дети одеты легко, на второй — тепло; на первой картинке дерево и трава — зеленого цвета, на второй — желтые; на первой картинке небо ярко-голубое, на второй — серое.)

— Почему на второй картинке изображены такие изменения в природе? (Похолодало.)

 Словарная работа (холод, холода, холодный, холодить, холодильник).

Работа с демонстрационным материалом

Дефектолог. Почему произошло похолодание? (Солнце греет меньше.) (Педагог выставляет опорную картинку «Солнце».)

— Солнце греет меньше, значит, стало меньше света и тепла. Стало меньше света, значит, день стал короче или длиннее? (Короче.) (Выставляется символ дня — короткая желтая полоска.)

— Как изменилась длина ночи? (Она стала длиннее.) (Выставляется символ ночи — длинная черная полоска.)

 — К чему приводит нехватка света и тепла? (Листья и трава меняют цвет.) (Выставляется картинка с желтым листом  дерева.) — Какого цвета могут быть осенью листья деревьев и трава? (Желтого, красного, коричневого; разных цветов, разноцветные.)

 — Какие же еще изменения произошли в природе из-за похолодания? (Насекомые прячутся в землю; замерзают водоемы; птицы улетают в теплые края.) (Выставляются картинки — жук, пруд, птицы, летящие клином.)

 — Осенью небо становится серого цвета. Почему? (Часто идут холодные затяжные дожди.) (Выставляется картинка — зонт.) Словарная работа (затяжные — долго тянутся.)

— Назовите признаки осени. (По опорным картинкам.)

— Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

 — В сентябре начали желтеть и опадать листья. Осень только началась: еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых; еще не очень холодно. Говорят, это — начало осени, или, по-другому, ранняя осень. Заучивание словосочетания «ранняя осень».

Физкультминутка

Дефектолог. Закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что услышали: шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель дождя. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения. Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. (8 прыжков.)

Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)

Работа по стихотворению

Дефектолог читает детям стихотворение А. Плещеева «Осенняя песенка»: Миновало лето, Осень наступила, На полях и в рощах  Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны, темны ночи.

— Какое время года прошло? (Лето.)

— Каким словом в стихотворении об этом сказано? Повторное чтение первых двух строчек стихотворения с интонационным выделением слова «миновало».

— Какое время года наступило? — Как об этом сказано в стихотворении? (Осень наступила.) Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения. Одновременно педагог выставляет на доску 4 картинки с изображением полей и рощ в разное время года. Дети должны выбрать картинку, подходящую по смыслу этим строкам стихотворения. — Как же стало на полях и в рощах поздней осенью? (Пусто и уныло.) Словарная работа («пусто» — голо, пустынно, безлюдно; «уныло» — печально, грустно). Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения. — О каких приметах осени говорится в этих строчках? (Улетели птицы в теплые края; ночи стали длиннее, а дни короне.) Повторное чтение последних двух строчек. — Почему не видно солнышка? (Небо часто затянуто серыми, дождливыми тучами.) Ночи стали не только длинные, но и очень темные. Повторное чтение всего стихотворения. — Какому настроению человека соответствует это стихотворение? (Грустному, невеселому, унылому, тоскливому.) — Изобразите на своих лицах такое настроение.  — Солнце греет меньше? значит, стало меньше света и тепла. Стало меньше света, значит, день стал короче или длиннее? (Короче.) (Выставляется символ дня — короткая желтая полоска.) — Как изменилась Длина ночи? (Она стала длиннее.) (Выставляется символ ночь — длинная черная полоска.) — К чему приводит Нехватка света и тепла? (Листья и трава меняют цвет.) (Выставляется картинка с желтым листом дерева.) — Какого цвета могут- быть осенью листья деревьев и трава? (Желтого, красного, коричневого- разных цветов, разноцветные.) — Какие же еще изменения произошли в природе из-за похолодания? (Насекомые прячутся в землю; замерзают водоемы; птицы улетают в теплые края,) (Выставляются картинки — жук, пруд, птицы, летящие клином.) — Осенью небо становится серого цвета. Почему? (Часто идут холодные затяжные дожди.) (Выставляется картинка — зонт.) Словарная работа (затяжные — долго тянутся.) — Назовите признаки осени. (По опорным картинкам.) — Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) — В сентябре начали желтеть и опадать листья. Осень только началась: еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых; еще не очень Холодно. Говорят, это — начало осени, или, по-другому, ранняя осень. Заучивание словосочетания «ранняя осень». Физкультминутка Дефектолог. Закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что услышал: шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель дождя. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения. Капля (Прыжок на носочках, руки на поясе.) Капля (Прыжок.) Очень Медленно сперва. (4 прыжка.) А потоку потом, потом Все бегом? бегом, бегом. (8 прыжков.) Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.) От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.) Работа по стихотворению Дефектолог читает детям стихотворение А. Плещеева «Осенняя песенка»: Миновало лето, Осень наступила, На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны, темны ночи. — Какое время года прошло? (Лето) -Каким словом в стихотворении об этом сказано? Повторное чтение первых двух строчек стихотворения с интонационным выделением слова «миновало». — Какое время года наступило? — Как об этом сказано в стихотворении? (Осень наступила.) Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения. Одновременно педагог выставляет на доску 4 картинки с изображением полей и рощ в разное время года. Дети должны выбрать картинку, подходящую по смыслу этим строкам стихотворения, — Как же стало на полях и в рощах поздней осенью? (Пусто и уныло.) Словарная работа («пусто» — голо, пустынно, безлюдно; «уныло» — печально, грустно). Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения. — О каких приметах осени говорится в этих строчках? (Улетели птицы в теплые края; ночи стали длиннее, а дни короче.) Повторное чтение последних двух строчек. — Почему не видно солнышка? (Небо часто затянуто серыми, дождливыми тучами.) Ночи стали не только длинные, но и очень темные. 18 Повторное чтение всего стихотворения. — Какому настроению человека соответствует это стихотворение? (Грустному, невеселому, унылому, тоскливому.) — Изобразите на своих лицах такое настроение. Работа с раздаточным материалом Перед каждым ребенком на столе лежит карточка с изображением лица человечка, на котором не нарисованы губы, а рядом в конверте — картинки с губами в грех положениях: улыбающиеся — дуга вниз, грустные — дуга вверх, равнодушные — горизонтальная линия. Дефектолог. Подберите к лицу человечка губы, передающие осеннее настроение. Итог занятия Обобщающие вопросы по теме занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ Лексическая тема «Деревья».

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯЛексическая тема «Деревья»....

Логопедическое занятие. Лексическая тема "Продукты" звук Т

Занятие с использованием этого пособия проводится на материале одной лексической темы. Материал, содержащийся в пособии, направлен на развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внима...

Методическая разработка занятия «Лексические единицы и речевые образцы по теме «Еда»

Закрепление лексических единиц и речевых образцов по теме «Еда», знакомство с новыми лексическими единицами....

Конспект занятия. Лексическая тема: "Золотая осень. Деревья".

Конспект логопедического занятия по развитию речи  для детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема: "Золотая осень. Деревья"....

Конспект подгруппового логопедического занятия. Лексическая тема: "Посуда"

Конспект подгруппового логопедического занятия для старшей - подготовительной группы с ТНР - ОНР III.Цель: закрепить представления детей о посуде....

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные·        ...

«Коррекционно-логопедическое занятие. Лексическая тема "Домашние животные"

Занятие предусматривает обобщение и систематизацию знаний детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни....