Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности.
консультация по коррекционной педагогике
Наступил новый учебный год. Что нового и интересного узнают наши дошколята в течении года? Чему они научатся? Все зависит от нас, уважаемые коллеги, от того как мы запланируем воспитательно-образовательный процесс, от выбранных нами путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности.
Наступил новый учебный год. Что нового, интересного узнают наши дошколята в течении года? Чему они научатся? Все зависит от нас, уважаемые коллеги, от того, как мы запланируем воспитательно-образовательный процесс, от выбранных нами путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Одно из главных условий успешной реализации основной образовательной программы ДОУ, является планирование воспитательно-образовательного процесса. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для воспитателя форме.
Я хочу поделиться с вами опытом работы над планированием в нашей группе.
Наша группа компенсирующей направленности. В планировании воспитательно-образовательного процесса принимают участие два воспитателя группы, узкие специалисты: логопед, психолог, музыкальный руководитель и физ.инструктор. Свою деятельность мы строим на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет, которая составлена на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет» под редакцией Н.В.Нищевой
Учебный год мы разбиваем на тематические недели, т. е. каждая неделя имеет определенную тематику. Н.В.Нищева в своей программе предлагает тематические недели на целый год, мы лишь редактируем, если тема не совпадает с датами основных событий. Например: празднование 23 февраля смещено на неделю раньше или позже.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания.
Чем же хорошо планирование тематических недель? Для примера возьму тему «Птицы».
Во-первых, одну тему дети изучают в течении недели с разных сторон. О птицах мы беседуем утром, говорим на занятиях по ознакомлению с окружающем миром, по экологии, наблюдаем их на прогулке, читаем рассказы и стихи о жизни птиц, рисуем, лепим, делаем аппликацию на данную тематику. Это помогает детям более полно изучить данную тему.
Во – вторых, воспитателю легче реализовать дифференцированный подход к детям. Дети, которые быстрее усваивают программный материал, помогают в проведении занятий, готовят с родителями детско-родительские проекты и т. д. Каждодневное «обговаривание» определенной темы, позволяет запомнить материал и тем детям, которые медленнее усваивают программу.
В-третьих, тематическая неделя - это практически готовый детско-взрослый проект. Остается его только правильно оформить. В конце такой недели обязательно подводится итог. Например, итогом тематической недели «Птицы» была игровая викторина «Поле чудес».
В-четвертых, воспитателю удобнее и легче готовиться. У нас весь методический, наглядный материал разложен по канцелярским коробам (боксам) не по образовательным областям, а по темам (т. е в одном коробе у нас все на одну тему: продуктивная деятельность, экология, познавательная деятельность, речевой материал и т. д.). Мы достаем этот короб (бокс) и в течении недели он всегда «под рукой».
Планирование мы пишем по образовательным областям. Обязательно указываем тот материал, который даем детям в рамках регионального компонента и компонента ДОУ. Если занятие взято не из методической литературы, а полностью разработано воспитателем, то к плану прикладывается «авторская разработка».
И самое главное, на протяжении всей тематической недели, узкие специалисты придерживаются в своем планировании нашей темы. Музыкальный руководитель подбирает песенный репертуар, музыкальные произведения для слушания, музыкально-ритмичные игры по теме «Птицы». Логопед предлагает игровой, учебный, речевой материал, подбирает пальчиковую гимнастику согласно запланированной теме. Психолог проводит тренинги для психологической разгрузки, слушают трели птиц. Физ. инструктор составляет конспекты занятий и утренней гимнастики «Птички-невелички».
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Фиалки» по теме недели «Здравствуй, гостья зима!»
Тема недели «Здравствуй, гостья зима!»...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Фиалки» по теме недели «Транспорт»
Тема недели "Транспорт"...
Модульное планирование воспитательно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности с учётом ФГОС ДО
Модульное планирование воспитательно-образовазоввтельной работы в группе компенсирующей направленности за май...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности (1уровень)
Данное планирование используется при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи первого уровня ...

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе компенсирующей направленности (дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости)
Опыт работы по организации воспитательно-образовательного процесса...

Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
Представлен перспективный план работы учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР. 2 младшая группа, средняя группа, таршая группа, подготовительная к школе шгруппа....
