Игровые технологии для развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике

Исагулова  Марина  Хараламповна

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с помощью игровых технологий -это эффективный подход, направленный на формирование речевого и социального взаимодействия через специально подобранные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Игровые технологии для развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Для детей с ОВЗ игровые технологии должны быть простыми, доступными и направленными на развитие базовых коммуникативных навыков: понимания речи, выражения желаний, эмоционального общения и взаимодействия с окружающими.

Эффективные игровые технологии для таких детей:

1. Игры на повторение и подражание

Пример: «Повтори за мной» — педагог выполняет простые действия, озвучивает их, ребенок повторяет жесты и слова. Это развивает понимание и речевые навыки.

Можно использовать игрушки и куклы для оживления игры.

2. Игры с карточками и картинками (PECS — система обмена картинками)

Ребенок выбирает карточку с изображением нужного предмета или действия и показывает педагогу, чтобы выразить просьбу.

Постепенно вводится общение «вопрос–ответ».

3. Сенсорные игры с элементами диалога

Использование мягких игрушек, текстурных материалов, звуковых инструментов.

Педагог показывает эмоциональные реакции, а ребенок учится их повторять — таким способом развивается понимание эмоций и выразительность.

4. Игры с элементами ролевого общения

Простые сценки: «Покупка в магазине», «Визит к врачу».

Роли проговариваются вместе с педагогом, задачи — попросить/поблагодарить/поздороваться. Все действия максимально просты и наглядны.

5. Игры на развитие зрительного контакта и совместного внимания

Например, игра «Передай мяч» с условием смотреть на партнера при передаче.

Важно создавать положительный эмоциональный фон для взаимодействия.

6. Простые музыкально-двигательные игры с речитативом.

Пение простых песен с действиями («Ладушки», «Если хочешь пойди налево»).

Помогают развивать слуховое восприятие и речевое выражение.

Рекомендации по организации игровых занятий

- Игры должны проходить в тихой, привычной обстановке.

- Используйте максимум визуальных опор: картинки, жесты, мимика.

- Время игры — короткое, с частыми сменами активности.

- Подчёркивайте каждый успех ребёнка похвалой.

- Вовлекайте родителей для закрепления навыков дома.

План игрового занятия: «Поиграем в магазин»

Цель:

Развивать коммуникативные навыки — выражение желаний, просьб, поддержание диалога, умение слушать и реагировать.

Материалы:

Набор игрушечных продуктов или карточек с их изображением

Имитация кассы (коробка, коробочка)

Картинки с ключевыми фразами: «Я хочу…», «Сколько стоит?», «Спасибо»

Этапы занятия

1. Актуализация (5 мин)

Поговорите с ребёнком о магазине, купле-продаже (простыми словами).

Покажите игрушки, скажите их названия, попросите повторить.

2. Демонстрация (5 мин)

Сыграйте с ребёнком диалог: педагог — покупатель, ребёнок — продавец.

Педагог спрашивает: «Сколько стоит яблоко?», ребёнок показывает карточку или отвечает жестом/словом (поддержка).

Используйте карточки с фразами, показывайте их при каждой ключевой фразе.

3. Совместная игра (10 мин)

Роли меняются: теперь ребёнок — покупатель, педагог — продавец.

Ребёнок выбирает товар, учится сказать: «Я хочу…» (показывая карточку или произнося).

Педагог отвечает и благодарит.

4. Повторение и закрепление (5-7 мин)

Педагог повторяет ключевые фразы, предлагает ребёнку повторять слова/жесты.

Можно усложнить: подобрать несколько товаров, задать вопрос «Сколько стоит?» несколько раз.

5. Обратная связь и завершение (3 мин)

Похвалите ребёнка за успехи.

Кратко обсудите с родителями, какие фразы надо повторять дома и как организовать игру.

Речевые подсказки для педагога

«Смотри, это яблоко.»

«Сколько стоит яблоко?» (покажите карточку)

«Я хочу яблоко.» (помогите сказать или показать)

«Спасибо!»

«Пожалуйста, выбери товар.»

«Ты — покупатель/продавец.»

Советы

Используйте интонацию и мимику, чтобы сделать игру яркой и понятной.

Повторяйте действия многократно, чтобы ребёнок привык к фразам и ситуации.

Если ребёнок не говорит, позволяйте использовать жесты или показывать карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность на развитие коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков. Формирование позитивного отношения к друг другу....

Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детейстаршего дошкольного возраста.  Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...

Мастер – класс практический на тему «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей»

представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей....

Мастер – класс «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей и умения работать в команде».

Цель мастер – класса: представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей и умения работать в команде....

Мастер – класс практический на тему «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей»

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между учас...

Сборник методических материалов «Влияние театрально-игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Успешное усвоение детьми коммуникативных навыков возможно при установлении в процессе обучения и воспитания связи между тем, что восп...