Занятие для детей с задержкой психического развития по познавательному развитию. «Весеннее приключение на полянке: В поисках друзей Божьей Коровки Милы»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Занятие для детей с задержкой психического развития по познавательному развитию.
Название. «Весеннее приключение на полянке: В поисках друзей Божьей Коровки Милы»
Цель:
Коррекция и развитие высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) и сенсомоторной интеграции ребенка в процессе игровой деятельности, направленной на закрепление темы «Насекомые».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1. Сенсорное развитие: Стимулировать тактильные, слуховые и зрительные анализаторы через работу с кинетическим песком, сенсорными коробками, слаймом, световой панелью и массажными ортоковриками.
2. Развитие речи и обогащение словаря: Активизировать и закреплять в речи существительные (кузнечик, муха, пчела, муравей, бабочка, стрекоза, насекомые) и глаголы (прячется, жужжит, летает, ползает). Учить отвечать на вопросы полным предложением.
3.Развитие слухового восприятия: Упражнять в умении различать и идентифицировать неречевые звуки (голоса насекомых).
4. Развитие зрительно-моторной координации и графомоторных навыков:** Совершенствовать умение проводить линии (соединять изображение с тенью), удерживая маркер правильно.
5.Развитие пространственных представлений: Закреплять предлоги и понятия (под, за, на, около, слева, справа) через выполнение действий с мешочками и расположение насекомых на поляне.
6. Развитие общей и мелкой моторики: Координировать движения с помощью балансира Бильгоу, упражнений с Pop-трубами и тонких манипуляций при «спасении» муравьев.
Образовательные:
1. Закрепить обобщающее понятие «Насекомые».
2. Закрепить счет в пределах 5, соотнесение цифры с количеством предметов.
3. Закрепить знания о временах года (весна, ее признаки).
4. Упражнять в умении находить парные изображения по принципу «предмет – его тень».
**Воспитательные:**
1. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость и желание помогать.
2. Формировать положительное отношение к познавательной деятельности через создание ситуации успеха.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость и умение доводить начатое дело до конца.
Уникальность занятия.
1. Единый сюжет и мотивация: Вся деятельность строится не просто вокруг заданий, а вокруг миссии по спасению друзей. В конце появляется не просто открытка, а **«Общая фотография полянки»** (заранее заготовленный коллаж, куда ребенок может приклеить или поставить на липучку найденных насекомых), которую дарит Мила. Это становится наглядным продуктом его деятельности.
2. Интеграция заданий в историю:
Задание 1: «Ветер был таким сильным, что он не только разбросал друзей, но и перепутал все их звуки! Давай наведем порядок и вернем каждому его голос».
Задание 2: «Ветер закружил наших друзей, и они потерялись в воздухе! Давай сосчитаем, сколько их, и поможем им спуститься на землю (с помощью мешочков)».
Задание 3: «От ветра остались только тени от их фотографий! Нужно найти, чья это тень».
Задание 4: «Ветер занес друзей в разные уголки леса: кого-то в крупу, кого-то в воду. Нужно всех найти и привести в порядок!»
3. Дополнительный сенсорный и моторный элемент:
После того как все насекомые собраны на поляне, можно провести маленький танец-импровизацию «Насекомые на полянке». Под музыку ребенок изображает, как летает пчела, прыгает кузнечик, порхает бабочка. Это позволит снять мышечное напряжение и эмоционально завершить активную часть.
4. Элемент неожиданности:
В одной из сенсорных коробок (например, с крышками) можно спрятать не только насекомое, но и «секретик» – красивый блестящий камушек или большую бусину «каплю росы» для Милы. Это усилит мотивацию к исследованию.
Данный подход превращает стандартное коррекционное занятие в увлекательное тематическое приключение, где каждое задание логически вытекает из сюжета, что повышает вовлеченность ребенка и эффективность работы педагога.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Ритуал приветствия.
Учитель-дефектолог: Ты героя бери и в игру пригласи. (Ребенок выбирает игрушку пальчиковый театр для приветствия, по желанию может выбрать и для педагога).
Привет! Привет!
Поиграем? Да!
Посчитаем? Да!
Ну, тогда 1,2,3 игру начни.
(ставят своих героев на видное место)
II. Основная часть:
1. Вводная часть.
Беседа по временным значениям. Педагог обращает внимание ребёнка на стол с кинетическим песком, где обустроена полянка.
Учитель-дефектолог:
Посмотри, какая красивая поляна, что тут растет?
Предполагаемые ответы ребенка: деревья с листвой, трава зеленая, цветы распустились.
Учитель-дефектолог:
В какое время года происходит все это?
Предполагаемые ответы ребенка: весной, природа просыпается весной.
Учитель-дефектолог:
Но кажется кого-то тут не хватает, посмотри внимательно.
На экране появляется божья коровка Мила со словами или звучит звук:
Жду своих я всех друзей
С ними поиграть хочу скорей.
Распугал их ветер тут
Разбежались все вокруг.
Учитель-дефектолог:
Предлагаю помочь отыскать друзей Милы?
Ребенок: конечно поможем божьей коровке.
Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на карту около стола:
Учитель-дефектолог:
Ветерок оставил для нас послание.
Все заданья выполняй и друзей возвращай!
На картинке изображены задания под номерами 1,2,3,4 задания.
1 Задание карточка с Говорушкиным.
Звучит аудиозапись: «С Говорушкиным играй и заданья выполняй».
Учитель-дефектолог: Отправляемся по волшебной тропинке в гости к Говорушкину, что же он для нас приготовил сегодня?
Ребенок: Конечно.
Далее выполняется моторная программа с ортоковриками и световой панелью Волшебной комнаты и трубками Pop. Ребенок передвигается по массажным коврикам согласно цвету на панели, при этом на каждом цвете растягивает Poр - трубу.
Учитель-дефектолог:
По дорожке мы пойдем траву высокую найдем.
Учитель-дефектолог: Тут нам предстоит узнать, кто же друзья у Милы, поиграем в игру “Чей голос?”.
Учитель-дефектолог: Отгадай по звуку, кто это? Когда услышишь голосок, покажи карточку с нужным изображением.
Звучит аудиозапись писк комара, жужжания мухи, пчел, стрекотание кузнечика, порхание бабочек и стрекоз.
(Ребенок называет, кто звучит на аудиозаписи, и показывает карточку с изображением насекомого. Ответ верный, загорается зеленый свет, если нет, то панель светится красным светом.)
Учитель-дефектолог: Отлично. Сколько много друзей у нашей божьей коровки Милы, а как мы можем назвать их одним словом?
Ребенок: Насекомые.
Учитель-дефектолог:
Совершенно верно, ты прав.
Пора возвращаться.
Через трубу шагаю и ноги поднимаю,
На коврик наступаю и громко топаю
Трубу в руках сжимаю
И сильно разжимаю
И громко топаю.
На коврик наступаю и громко топаю!
По дорожке мы пойдем травку низкую найдем. Ты на коврик наступай и трубу сгибай. Через траву шагаю, на красный коврик наступаю и сильно топаю!
(Ребенок передвигается по массажным коврикам согласно цвету на панели, при этом на каждом цвете складывает Pop - трубу.
2 задание «Балансир».
Учитель-дефектолог: Вот и следующее задание для нас. Посчитаем, сколько же друзей спряталось?
Перед ребенком карточки с цифрой и изображением насекомых.
Ребенок стоит на доске Бильгоу и слушая инструкцию учителя-дефектолога выполняет задание. Кузнечик один, мухи/стрекозы 2, 3 пчелы,4 муравья,5 бабочек.
Учитель-дефектолог:
Кто изображен на картинке?
Ребенок: На картинке кузнечик.
Учитель-дефектолог:
Сколько кузнечиков спряталось?
Ребенок: Один кузнечик.
Учитель-дефектолог:
Зеленый мешочек бросай на цифру 1;
Учитель-дефектолог:
Кто изображен на картинке?
Ребенок: на картинке муха
Учитель-дефектолог:
Сколько мух?
Ребенок: две мухи.
Учитель-дефектолог:
Бросай голубой мешочек на цифру 2;
Учитель-дефектолог:
А тут кто?
Ребенок: это пчела
Учитель-дефектолог:
Сколько пчел улетело?
Ребенок: три пчелы.
Учитель-дефектолог:
Желтый мешочек бросай на цифру 3;
Учитель-дефектолог:
Посмотри, тебе знакома эта цифра?
Ребенок: 4.
Учитель-дефектолог:
Сколько муравьев убежало?
Ребенок: убежало четыре муравья.
Учитель-дефектолог:
Красный мешочек на цифру 4;
Учитель-дефектолог:
Ну, эту цифру ты точно узнаешь!
Ребенок: 5.
Учитель-дефектолог:
С этой красавицей ты точно знаком!
Ребенок: бабочка.
Учитель-дефектолог:
Сколько бабочек подружек у Милы?
Ребенок: у Милы пять бабочек.
Учитель-дефектолог:
Оранжевый мешочек бросай на цифру 5.
Учитель-дефектолог: Какой ты умный, ловкий и как здорово умеешь считать!
3 задание «Теневая фотография»
Проводится игровое упражнение «Найди тень», необходимо соединить изображение с тенью.
Учитель-дефектолог: Насекомые оставили свои фотографии, но все перепуталось. /Педагог показывает шаблон с тенью от насекомых, и их изображениями, необходимо маркером соединить картинку и тень./ Учитель-дефектолог: Какое интересное задание думаю, ты с ним справишься отлично! Где, чей снимок?
Ребенок: С радостью помогу.
Ребенок выполняет задание, сидя за столом, педагог следит, чтобы ребенок правильно держал маркер.
Учитель-дефектолог:
Ты замечательно выполнил задание, все снимки нашли своих хозяев.
Ребенок: Спасибо.
Вот и следующее задание для нас.
Учитель-дефектолог:
Мы приближаемся к завершению задания. Отправляемся на поиски. Проводится игровая ситуация
4 «Найти насекомого».
Перед ребенком несколько сенсорных коробок с различным наполнением: деревяшки, крупа, пластмассовые крышки, вода, в них спрятаны насекомые, задача ребенка их отыскать.
Учитель-дефектолог:
Ой, вот и наши муравьи, после дождя они попали в лужу и увязли в ней.
Скорей будем спасать их.
Ребенок: Нужно им помочь, вытащить из лужи.
Учитель-дефектолог:
Что же делать, как быть, у них такие грязные лапки?
Ребенок: Нужно им лапки помыть.
Ребенок вытаскивает муравьев из «Лужи» - слайма, и аккуратно моет лапки муравьям в емкости с водой и кладет и на бумажную салфетку.
Учитель-дефектолог:
Кто же спрятался тут, проверим?
Ребенок: посмотрим кто там спрятался.
Далее ребенок проверяет содержимое всех сенсорных коробок, по окончании всех насекомых переносит на поляну.
Учитель-дефектолог:
-Посади муравья под листик;
-Спрячь муху за шишку;
-Посади божью коровку около красного цветка;
-Стрекоза взлетит на розовый цветок;
-Пусть пчела;
-Муравьишек посади около пня.
Ребенок выполняет словесную инструкцию.
Заключительная часть. Рефлексия. Ритуал прощания.
Учитель-дефектолог:
Божья коровка очень рада, что мы помогли ее друзьям вернуться на полянку, и она совсем не будет грустить. Нашей Миле теперь скучать не придется, столько замечательных друзей появилось на весенней полянке. Что тебе понравилось больше всего?
Предполагаемые ответы ребенка:…
И за твою доброту, дарит подарок! Открытку со своими друзьями.
Учитель-дефектолог:
Ну, теперь пора прощаться в группу нужно возвращаться! Ты героя своего бери до свиданья говори!
Ребенок и педагог берут своих «героев».
Вместе:
Мы сегодня поиграли и немного посчитали. До свиданья говорю снова в гости тебя жду!
Кладут игрушечку на место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Один дома" № 1. (Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития)
Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития. Цель: Научить детей адекватным способам поведения в трудной ситуации. Снятие уровня тревожности....

Необходимость логоритмических занятий для детей с задержкой психического развития
В статье излагается необходимость интегрированной работы над речью детей с задержкой психческого развития ....
Конспект интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития по теме "Весна"
ГБДОУ Детский сад № 121Компенсирующего видаВыборгского районаСанкт - Петербурга КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА»...

Игровой подход к проведению занятий для детей с задержкой психического развития.
Обучающий процес детей с задержкой психического развития затрудняется многими факторами. Основным препятствием служит неспособность концентрировать внимание, эмоционально-волевые отклонения не позволя...

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»
Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»...

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития
Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития...
Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития
Адресат: дети 6-го года жизни. Диагноз «Задержка психического развития»....
