Занятие для детей с задержкой психического развития по познавательному развитию. «Весеннее приключение на полянке: В поисках друзей Божьей Коровки Милы»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Буза Валентина Федоровна
Пояснительная записка

Тема: "Весеннее приключение на полянке: В поисках друзей Божьей Коровки Милы"

Направленность: Комплексное коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ.

Целевая аудитория: Занятие разработано для детей с ЗПР, РАС, тяжелыми нарушениями речи.

Методологическая основа: Занятие построено на принципах интегрированного подхода, объединяющего методы сенсорной интеграции, элементы АФК, игровой и наглядно-действенной технологии.

Ключевые особенности:

  1. Сюжетно-игровой контекст: Все задания объединены единым сюжетом ("помощь божьей коровке"), что повышает мотивацию и эмоциональную вовлеченность ребенка.

  2. Комплексность: В рамках одного занятия последовательно решается широкий спектр задач:

    • Когнитивное развитие (счет, обобщение, зрительное восприятие).

    • Речевое развитие (активизация словаря, ответы на вопросы).

    • Сенсомоторное развитие (тактильные, слуховые, зрительные анализаторы, общая и мелкая моторика).

  3. Здоровьесберегающие технологии: Использование ортоковриков, балансира Бильгоу, POP-труб и сенсорных коробок позволяет дозировать физическую и эмоциональную нагрузку, способствует регуляции мышечного тонуса и профилактике утомления.

  4. Дифференцированный подход: Задания допускают адаптацию уровня сложности (например, количество предметов для счета, сложность инструкций) под индивидуальные возможности ребенка.

Ожидаемый результат: Занятие способствует комплексному развитию ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности, стабилизации эмоционального состояния и закреплению знаний по лексической теме "Насекомые" и "Весна"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nasekomye.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей с задержкой психического развития по познавательному развитию.

Название. «Весеннее приключение на полянке: В поисках друзей Божьей Коровки Милы»

Цель:

Коррекция и развитие высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) и сенсомоторной интеграции ребенка в процессе игровой деятельности, направленной на закрепление темы «Насекомые».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Сенсорное развитие: Стимулировать тактильные, слуховые и зрительные анализаторы через работу с кинетическим песком, сенсорными коробками, слаймом, световой панелью и массажными ортоковриками.

2. Развитие речи и обогащение словаря: Активизировать и закреплять в речи существительные (кузнечик, муха, пчела, муравей, бабочка, стрекоза, насекомые) и глаголы (прячется, жужжит, летает, ползает). Учить отвечать на вопросы полным предложением.

3.Развитие слухового восприятия: Упражнять в умении различать и идентифицировать неречевые звуки (голоса насекомых).

4.  Развитие зрительно-моторной координации и графомоторных навыков:** Совершенствовать умение проводить линии (соединять изображение с тенью), удерживая маркер правильно.

5.Развитие пространственных представлений: Закреплять предлоги и понятия (под, за, на, около, слева, справа) через выполнение действий с мешочками и расположение насекомых на поляне.

6. Развитие общей и мелкой моторики: Координировать движения с помощью балансира Бильгоу, упражнений с Pop-трубами и тонких манипуляций при «спасении» муравьев.

Образовательные:

1.  Закрепить обобщающее понятие «Насекомые».

2.  Закрепить счет в пределах 5, соотнесение цифры с количеством предметов.

3.  Закрепить знания о временах года (весна, ее признаки).

4.  Упражнять в умении находить парные изображения по принципу «предмет – его тень».

**Воспитательные:**

1.  Воспитывать доброжелательность, отзывчивость и желание помогать.

2.  Формировать положительное отношение к познавательной деятельности через создание ситуации успеха.

3.  Развивать эмоциональную отзывчивость и умение доводить начатое дело до конца.

Уникальность занятия.

1.  Единый сюжет и мотивация: Вся деятельность строится не просто вокруг заданий, а вокруг миссии по спасению друзей. В конце появляется не просто открытка, а **«Общая фотография полянки»** (заранее заготовленный коллаж, куда ребенок может приклеить или поставить на липучку найденных насекомых), которую дарит Мила. Это становится наглядным продуктом его деятельности.

2.  Интеграция заданий в историю:

    Задание 1: «Ветер был таким сильным, что он не только разбросал друзей, но и перепутал все их звуки! Давай наведем порядок и вернем каждому его голос».

    Задание 2: «Ветер закружил наших друзей, и они потерялись в воздухе! Давай сосчитаем, сколько их, и поможем им спуститься на землю (с помощью мешочков)».

    Задание 3: «От ветра остались только тени от их фотографий! Нужно найти, чья это тень».

    Задание 4: «Ветер занес друзей в разные уголки леса: кого-то в крупу, кого-то в воду. Нужно всех найти и привести в порядок!»

3.  Дополнительный сенсорный и моторный элемент:

     После того как все насекомые собраны на поляне, можно провести маленький танец-импровизацию «Насекомые на полянке». Под музыку ребенок изображает, как летает пчела, прыгает кузнечик, порхает бабочка. Это позволит снять мышечное напряжение и эмоционально завершить активную часть.

4.  Элемент неожиданности:

    В одной из сенсорных коробок (например, с крышками) можно спрятать не только насекомое, но и «секретик» – красивый блестящий камушек или большую бусину «каплю росы» для Милы. Это усилит мотивацию к исследованию.

Данный подход превращает стандартное коррекционное занятие в увлекательное тематическое приключение, где каждое задание логически вытекает из сюжета, что повышает вовлеченность ребенка и эффективность работы педагога.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Ритуал приветствия.

Учитель-дефектолог: Ты героя бери и в игру пригласи. (Ребенок выбирает игрушку пальчиковый театр для приветствия, по желанию может выбрать и для педагога).

Привет! Привет!

Поиграем? Да!

Посчитаем? Да!

Ну, тогда 1,2,3 игру начни.

(ставят своих героев на видное место)

II. Основная часть:

1. Вводная часть.

Беседа по временным значениям. Педагог обращает внимание ребёнка на стол с кинетическим песком, где обустроена полянка.

Учитель-дефектолог:

Посмотри, какая красивая поляна, что тут растет?

Предполагаемые ответы ребенка: деревья с листвой, трава зеленая, цветы распустились.

Учитель-дефектолог:

В какое время года происходит все это?

Предполагаемые ответы ребенка: весной, природа просыпается весной.

Учитель-дефектолог:

Но кажется кого-то тут не хватает, посмотри внимательно.

На экране появляется божья коровка Мила  со словами или звучит звук:

Жду своих я всех друзей

С ними поиграть хочу скорей.

Распугал их ветер тут

Разбежались все вокруг.

Учитель-дефектолог:

Предлагаю помочь отыскать друзей Милы?

Ребенок: конечно поможем божьей коровке.

Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на карту около стола:

Учитель-дефектолог:

Ветерок оставил для нас послание.

Все заданья выполняй и друзей возвращай!

На картинке изображены задания под номерами 1,2,3,4 задания.

1 Задание карточка с Говорушкиным.

Звучит аудиозапись: «С Говорушкиным играй и заданья выполняй».

Учитель-дефектолог: Отправляемся по волшебной тропинке в гости к Говорушкину, что же он для нас приготовил сегодня?

Ребенок: Конечно.

Далее выполняется моторная программа с ортоковриками и световой панелью Волшебной комнаты и трубками Pop. Ребенок передвигается по массажным коврикам согласно цвету на панели, при этом на каждом цвете растягивает  Poр - трубу.

Учитель-дефектолог:

По дорожке мы пойдем траву высокую найдем.

Учитель-дефектолог: Тут нам предстоит узнать, кто же друзья у Милы, поиграем в игру “Чей голос?”.

Учитель-дефектолог: Отгадай по звуку, кто это? Когда услышишь голосок, покажи карточку с нужным изображением.

Звучит  аудиозапись писк комара, жужжания мухи, пчел, стрекотание кузнечика, порхание бабочек и стрекоз.

(Ребенок называет, кто звучит на аудиозаписи, и показывает карточку с изображением насекомого. Ответ верный, загорается зеленый свет, если нет, то панель светится красным светом.)

Учитель-дефектолог: Отлично. Сколько много друзей у нашей божьей коровки Милы, а как мы можем назвать их одним словом?

Ребенок: Насекомые.

Учитель-дефектолог:

Совершенно верно, ты прав.

Пора возвращаться.

Через трубу шагаю и ноги поднимаю,

На коврик наступаю и громко топаю

Трубу в руках сжимаю

И сильно разжимаю

И громко топаю.

На коврик наступаю и громко топаю!

По дорожке мы пойдем травку низкую найдем. Ты на коврик наступай и трубу сгибай. Через траву шагаю, на красный коврик наступаю и сильно топаю!

(Ребенок передвигается по массажным коврикам согласно цвету на панели, при этом на каждом цвете складывает  Pop - трубу.

2 задание  «Балансир».

Учитель-дефектолог: Вот и следующее задание для нас. Посчитаем, сколько же друзей спряталось?

Перед ребенком карточки с цифрой и изображением насекомых.

Ребенок стоит на доске Бильгоу и слушая инструкцию учителя-дефектолога выполняет задание. Кузнечик один, мухи/стрекозы 2, 3 пчелы,4 муравья,5 бабочек. 

Учитель-дефектолог:

Кто изображен на картинке?

Ребенок: На картинке кузнечик.

Учитель-дефектолог:

Сколько кузнечиков спряталось?

Ребенок: Один кузнечик.

Учитель-дефектолог:

Зеленый мешочек бросай на цифру 1;

Учитель-дефектолог:

Кто изображен на картинке?

Ребенок: на картинке муха

Учитель-дефектолог:

Сколько мух?

Ребенок: две мухи.

Учитель-дефектолог:

Бросай голубой мешочек на цифру 2;

Учитель-дефектолог:

А тут кто?

Ребенок: это пчела

Учитель-дефектолог:

Сколько пчел улетело?

Ребенок: три пчелы.

Учитель-дефектолог:

Желтый мешочек бросай на цифру 3;

Учитель-дефектолог:

Посмотри, тебе знакома эта цифра?

Ребенок: 4.

Учитель-дефектолог:

Сколько муравьев убежало?

Ребенок: убежало четыре муравья.

Учитель-дефектолог:

Красный мешочек на цифру 4;

Учитель-дефектолог:

Ну, эту цифру ты точно узнаешь!

Ребенок: 5.

Учитель-дефектолог:

С этой красавицей ты точно знаком!

Ребенок: бабочка.

Учитель-дефектолог:

Сколько бабочек подружек у Милы?

Ребенок: у Милы пять бабочек.

Учитель-дефектолог:

Оранжевый мешочек бросай на цифру 5.

Учитель-дефектолог: Какой ты умный, ловкий и как здорово умеешь считать!

3 задание «Теневая фотография»

Проводится игровое упражнение «Найди тень», необходимо соединить изображение с тенью.

Учитель-дефектолог: Насекомые оставили свои фотографии, но все перепуталось. /Педагог показывает шаблон с тенью от насекомых, и  их изображениями, необходимо маркером соединить картинку и тень./ Учитель-дефектолог: Какое интересное задание думаю, ты с ним справишься отлично! Где, чей снимок?

Ребенок: С радостью помогу.

Ребенок выполняет задание, сидя за столом, педагог следит, чтобы ребенок правильно держал маркер.

Учитель-дефектолог:

Ты замечательно выполнил задание, все снимки нашли своих хозяев.

Ребенок: Спасибо.

Вот и следующее задание для нас.

Учитель-дефектолог:

Мы приближаемся к завершению задания. Отправляемся на поиски. Проводится игровая ситуация

4 «Найти насекомого».

Перед ребенком несколько сенсорных коробок с различным наполнением: деревяшки, крупа, пластмассовые крышки, вода, в них спрятаны насекомые, задача ребенка их отыскать.

Учитель-дефектолог:

Ой, вот и наши муравьи, после дождя они попали в лужу и увязли в ней.

Скорей будем спасать их.

Ребенок: Нужно им помочь, вытащить из лужи.

Учитель-дефектолог:

Что же делать, как быть, у них такие грязные лапки?

Ребенок: Нужно им лапки помыть.

Ребенок вытаскивает муравьев из «Лужи» - слайма, и аккуратно моет лапки муравьям в емкости с водой и кладет и на бумажную салфетку.

Учитель-дефектолог:

Кто же спрятался тут, проверим?

Ребенок: посмотрим кто там спрятался.

Далее ребенок проверяет содержимое всех сенсорных коробок, по окончании всех насекомых переносит на поляну.

Учитель-дефектолог:

-Посади муравья под листик;

-Спрячь муху за шишку;

-Посади божью коровку около красного цветка;

-Стрекоза взлетит на розовый цветок;

-Пусть пчела;

-Муравьишек посади около пня.

Ребенок выполняет словесную инструкцию.

Заключительная часть. Рефлексия. Ритуал прощания.

Учитель-дефектолог:

Божья коровка  очень рада, что мы помогли ее друзьям вернуться на полянку, и она совсем не будет грустить. Нашей Миле теперь скучать не придется, столько замечательных друзей появилось на весенней полянке. Что тебе понравилось больше всего?

Предполагаемые ответы ребенка:…

И за твою доброту, дарит подарок! Открытку со своими друзьями.

Учитель-дефектолог:

Ну, теперь пора прощаться в группу нужно возвращаться! Ты героя своего бери до свиданья говори!

Ребенок и педагог берут своих «героев».

Вместе:

Мы сегодня поиграли и немного посчитали. До свиданья говорю снова в гости тебя жду!

Кладут игрушечку на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Один дома" № 1. (Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития)

Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития. Цель: Научить детей адекватным способам поведения в трудной ситуации. Снятие уровня тревожности....

Необходимость логоритмических занятий для детей с задержкой психического развития

В статье излагается необходимость  интегрированной работы над речью детей с задержкой психческого развития ....

Конспект интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития по теме "Весна"

ГБДОУ Детский сад № 121Компенсирующего видаВыборгского районаСанкт - Петербурга   КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА»...

Игровой подход к проведению занятий для детей с задержкой психического развития.

Обучающий процес детей с задержкой психического развития затрудняется многими факторами. Основным препятствием служит неспособность концентрировать внимание, эмоционально-волевые отклонения не позволя...

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»...

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития...

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития

Адресат: дети 6-го года жизни.  Диагноз «Задержка психического развития»....