Конспект интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития по теме "Весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

ГБДОУ Детский сад № 121

Компенсирующего вида

Выборгского района

Санкт - Петербурга

 

 

 

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПО ТЕМЕ «ВЕСНА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель – дефектолог:

С. В. Рябчикова

2014 год

 

Конспект интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития  по теме "Весна"

 

Цель:

1.Закреплять и активизировать словарь по теме “Весна”.

2. Совершенствовать навыки подбора и употребления грамматических средств языка: глаголов и прилагательных к существительным;

3. Закреплять умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.

4. Закреплять навыки словообразования: умение образовывать прилагательные и существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом, умение подбирать родственные слова. Развивать координацию речи и движений, память, внимание.

       5. Продолжать формировать навыки совместной деятельности: внимательно слушать педагога; умение отвечать полным предложением; при необходимости уметь помогать друг другу.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

       1. Закреплять умение считать до 5-ти, называть числительные по порядку, соотношение числа с количеством предметов, соотношение геометрических фигур с предметами.

2. Закреплять умения в сравнении предметов разного размера и величины, употреблении слов большой - маленький, высокий – низкий.

3. Закреплять пространственно – временные представления, правильное применение предлогов: на, под, за, около, перед, слева, справа.

4. Активизировать словарь по теме «Весна».

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать мышление, память, воображение (установление причинно – следственной связи, закономерности, зрительное восприятие  целостность, слуховое внимание).

2. Развивать общую  и мелкую моторику.

3. Развивать диалогическую речь.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Формировать познавательную активность.

2. Воспитывать навыки общения в играх и совместной деятельности.

Оборудование: фланелеграф; 3-и картины на весеннюю тему – по месяцам; цифры (на каждого ребенка) (1,2,3,4,5); набор геометрических фигур (на каждого ребенка); мяч; альбомные листы с недорисованным рисунком; счетные палочки.

 

Ход занятия.

Дефектолог:

-  Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение Ирины Токмаковой, но оно будет не законченно, и вы,  пожалуйста помогите мне его закончить. Слушайте внимательно:

К нам она шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у …(весны) (дети подсказывают слово -  весны)

Дефектолог:

_ Скажите, про какое время года говорится в стихотворении? (ответы детей полным предложением)

На доску выставляются картины.

Упражнение «Подбери действия и признаки предмета» к существительным

Дефектолог:

- Что изображено на картинах? (ответы детей полным предложением)

- Какие периоды весны вы знаете?  (ответы детей: весна бывает ранняя, середина весны и поздняя весна)

- Солнце весной что делает? (ответы детей: солнце весной сияет, греет, светит, ласкает, улыбается)

- Почки весной что делают? (ответы детей: весной почки набухают)

- Листочки весной что делают? (ответы детей: листочки весной появляются)

- А какие весной листочки? (ответы детей: листочки весной зеленые, молодые, клейкие)

- Трава весной что делает? (ответы детей: трава весной зеленеет, появляется, прорастает)

- Правильно, молодцы

Упражнение на развитие пространственно – временных представлений «Определи, что где находится»

Дети подходят к фланелеграфу, на котором находятся картинки: тучка за солнцем, высокое дерево и низкая елка, три птички, земля.

Дефектолог:

- Ребята, посмотрите внимательно, что находится на фланелеграфе? (ответы детей полным предложением: Здесь находится слева – высокое дерево, а справа – низкая елочка. Облако спряталось за солнце. Ворона ходит по земле. На ветке дерева сидит голубь. Около елки летает воробей).

Дефектолог:

- Правильно, молодцы.

Дети сели за стол.

Упражнение на развитие слухового внимания  “Что лишнее и почему?”

Дефектолог называет слова “Зима, весна, март, лето”, просит сказать какое слово лишнее и почему.

Дети:  лишнее слово - Март. Это месяц.

Дефектолог называет “Март, апрель, весна, май”.

Дети:  лишнее слово  - Весна. Это время года.

Упражнение на развитие слухового внимания “Выберите правильный ответ”.

На столе у каждого ребенка цифры.

Дефектолог:

-  Сейчас я буду задавать вам вопрос, вы слушайте внимательно, и показывайте  цифру – ответ

Дефектолог:

- Сколько времен года вы знаете? Поднимите цифру с ответом и назовите её

Дети поднимают карточку с цифрой 4 и называют времена года – осень, зима, весна, лето

Дефектолог:

- Сколько весенних месяцев вы знаете?  (называет цифры: 1, 2, 3, 4, 5).

Дети поднимают карточку с цифрой 3 и объясняют – почему.

Дети: март, апрель, май

Дефектолог:

- Какой по счету март, апрель, май?

Дети поочередно поднимают карточки с цифрами, дополняя ответом.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

Упражнение на соотношение геометрических фигур с предметами «Выложи картинку»

У каждого ребенка тарелочка с геометрическими фигурами разных размеров.

Дефектолог:

- Ребята, изображение каких предметов можно выложить из этих геометрических фигур?

Дети предлагают разные варианты: солнце, облака, дерево, елку

Дефектолог:

- Хорошо, приступайте к работе.

Дети выкладывают свои картинки, по окончании работы – задаются вопросы.

Дефектолог:

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

Упражнение на развитие зрительного внимания и развитие мелкой моторики «Дорисуй тучку»

Дефектолог:

- Перед вами картина, которую не дорисовала Весна, её надо закончить словами и деталями.

Дефектолог:

- Пожалуйста, возьмите карандаши и дорисуйте тучку с дождиком.

Дети самостоятельно выполняют работу.

Игра с мячом на развитие координации, согласование действия с речью.

Упражнение на умение образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме «Назови ласково»

Дефектолог:

- Как сказать ласково:  солнце, трава, облако, лист, дерево, почка – (ответы детей).

- Хорошо, молодцы.

Игра с мячом «Угадай – ка»  согласование существительного с прилагательным.

Дефектолог:

- А теперь послушайте меня внимательно и дайте мне правильный ответ.

Дефектолог читает предложения, дети подбирают по смыслу – правильный ответ

Дефектолог:

- Теплый – это весна или денек?

- Веселое – это солнце или настроение?

- Быстрый – это лужа или ручеек?

- Красивый – это лодочка или кораблик?

- Глубокая –это лужа или ручеек?

- Молодцы, хорошо отвечали.

Дети подходят к доске.

Упражнение на развитие зрительного внимания, логического мышления, установления причинно – следственной связи «Что неправильно нарисовал художник?»

Дефектолог:

- Ребята, посмотрите внимательно на эту картину и скажите, что неправильно нарисовал художник?

Дети ведут рассуждения и дают ответы.

Дети садятся за стол. Перед каждым ребенком лежит коробочка с счетными палочками.

Упражнение на развитие конструктивной деятельности «Построй кораблик»

Дефектолог читает стихотворение:

Плывет, плывет кораблик,

В далекие края,

Кто капитан кораблика?

Конечно, это я.

Дефектолог:

- О чем говорится в стихотворении?  (ответ детей: о кораблике) .

- Предлагаю каждому сделать свой кораблик из счетных палочек по предложенному образцу (образец лежит перед каждым ребенком).

Дети выкладывают кораблики.

Дефектолог:

Молодцы, каждый справился с заданием хорошо.

Итог занятия.

Дефектолог:

- Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами беседовали, о каком времени года? (дети дают свои ответы).

- Какие характерные признаки весны вы знаете? (дети дают ответы полным предложением).

- Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали, правильно отвечали на поставленные вопросы.

Хочу вас поблагодарить и вручить каждому по золотой медали. Всем спасибо. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Один дома" № 1. (Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития)

Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития. Цель: Научить детей адекватным способам поведения в трудной ситуации. Снятие уровня тревожности....

Необходимость логоритмических занятий для детей с задержкой психического развития

В статье излагается необходимость  интегрированной работы над речью детей с задержкой психческого развития ....

Интегрированое занятие с детьми с задержкой психического развития "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" На этом занятии продолжается работа по расширению представлений у  детей об осени;  закрепляются знания о характерных признаках сезонных явлений ...

Игровой подход к проведению занятий для детей с задержкой психического развития.

Обучающий процес детей с задержкой психического развития затрудняется многими факторами. Основным препятствием служит неспособность концентрировать внимание, эмоционально-волевые отклонения не позволя...

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»...

Конспект комбинированного занятия для детей с задержкой психического развития"Поиграй со мной"

Цели: Развитие и активизация воображения, а также социальных эмоций и чувств, при использовании эмоционально близких ребенку фактов и явлений; Дальнейшее формирование: Представление о геометрическ...

Конспект психокоррекционного занятия для детей с задержкой психического развития 6-7 лет на тему «Зима»

Задержка психического развития это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пр...