Методы и приёмы стимулирования речевых высказываний детей, формирования речевой и познавательной мотивации.
консультация по коррекционной педагогике

Ермолаева Лариса Вячеславовна

Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ раскрывает условия успешного речевого развития дошкольников, роль педагога в этом процессе. Содержит перечень возрастных этапов формирования речевой и познавательной мотивации. А так же описание традиционных и авторских методов и приёмов стимулирования речевого и познавательного развития дошкольников .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Тема:

Методы и приёмы стимулирования речевых высказываний детей,

формирования речевой и познавательной мотивации.

Учитель-логопед

Ермолаева Лариса

Вячеславовна.

Школа 1253 г. Москва.

Одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является речевое развитие детей. 

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Но целевые ориентиры не являются обязательными для ребенка, они являются руководством к организации работы педагога с детьми. Ответом на вопрос «чему и как учить, и в каком возрасте»

Речевое развитие дошкольников -это овладение ими языковыми средствами и умением применять эти средства для достижения определенных целей (коммуникативных или познавательных). И, как следствие, успешной социализации.

 Мы рассматриваем способы активизации речевой активности детей в процессе коммуникативной и познавательной деятельности, тк доказано их прямое взаимовлияние и взаимозависимость. Поэтому речемыслительная деятельность -   это неделимое понятие.

Принципы развития и активизации речи:

1. Речь развивается и активизируется только в процессе предметной практической деятельности и накопления сенсорного опыта, в процессе  познания окружающего мира

Дошкольники обладают наглядно-действенным мышлением, им необходимо взаимодействие с предметами окружающего мира, с их функциями и свойствами на сенсорном и практическом уровне. Переход к наглядно-образному мышлению происходит постепенно, тогда дети способны понять картинку, представить себе знакомый предмет, описать не видя его. Но всё новое требует предметного исследования.

2. Речь развивается и активизируется в процессе общения, где отправной и ведущей точкой является взрослый. Речь -приобретенная социальная функция. Обучают детей речевому взаимодействию именно взрослые. Для маленького ребенка общение со взрослым имеет главенствующую роль, и только потом происходит перенос всех речевых умений, сформированных в процессе общения со взрослым, на взаимодействие со сверстниками.

3. Речь ребенка развивается и активизируется взрослым с опорой на положение о зоне  ближайшего развития. Зона актуального и ближайшего развития у каждого ребенка своя. Отсюда вытекает принцип индивидуального подхода и развития ребёнка поэтапно от простого и доступного уровня или ЗАР, постепенно усложняя к ЗБР. Этот переход осуществляется только в совместной деятельности со взрослым.

4. Речь ребенка развивается и активизируется не сама по себе. Обучение ведет за собой развитие, а не наоборот. Взрослый целенаправленно обучает, количество переходит в качество, ребенок совершает скачок в развитии.

5. Речь ребенка развивается и активизируется благодаря мотивации. Если нет мотива говорить, познавать, то нет обучения и развития.

6. Важна поэтапность и постепенность в этом вопросе: от слова- к простому предложению, далее к распространенному и сложному, от диалога к монологу.

По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни) ; второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни) ; третий — внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет) . В основе этого преобразования лежит изменение мотива речепродукции, способа мышления и познания.

Виды мотивов, типичных для дошкольного возраста:

1.  Интерес детей к миру взрослых, симпатия, подражание;

Искренняя эмоциональная вовлеченность и заинтересованность педагога в изучаемом предмете, которой он заражает ребенка.  

2.  Игровые ;

3. Установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

 Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых. Искреннее доброе отношение к самому ребенку

4. Самолюбие;

приписывают себе все известные им положительные качества

5. Самоутверждение;

притязания детей на исполнение главных ролей в играх

6. Познавательные, интерес к деятельности 

почемучки, словотворчество;

7. Соревновательные 

сравнение себя с другими, быть лучше, переживание неудач, хвастовство;

8. Нравственные- Общественные.

значение поступков для других развиваются позже на протяжении всего дошкольного детства и далее

          Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Что активизировать ?

Первым этапом в успешном речевом и интеллектуальном развитии является овладение языковыми средствами. И параллельно применение этих средств в ситуации общения и познания.

Основные направления работы по развитию речи детей по ФГОС.

1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя:

  • Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)
  • Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
  • Словообразование

4. Развитие связной речи:

  • Диалогическая (разговорная) речь
  • Монологическая речь (рассказывание)

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Приёмы стимулирования речи:

1. Организация и руководство разнообразными играми (сюжетно-ролевые, словесно-дидактические, подвижные с речью, игры-инсценировки и игры-драматизации) .

2. Прием словесных поручений. Например: попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья игрушек и отчитаться о выполненном поручении.

3. Специально организованные речевые ситуации: два мальчика поссорились – помири их; тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы - попроси его; ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним;

4. Чтение литературных произведений, анализ поступков, характеров, обсуждение возможных вариантов развития событий. Не только непосредственное участие в речевом общении, но и анализ ситуации речевого общения других  даёт толчок к развитию.

5. Совместная деятельность дошкольников: участие детей в инсценировках сказок, украшение групповой комнаты к празднику, совместное конструирование из строительного материала по заданной теме, участие детей в празднике, сбор игрушек после прогулки и так далее.

6. Коллективные разговоры. Примеры тем бесед с детьми: «Как нужно вести себя во время разговора?»; «Как правильно приветствовать друг друга?»; «Наши четвероногие друзья»; «Обитатели городского парка»; беседы о профессиях, беседы о природных явлениях.

7. Прием комментированного рисования. К примеру, воспитатель сообщает детям, что хочет нарисовать картину о том, как дети сегодня гуляли. Затем дети рассказывают, что рисуют.

8. Приём отзеркаливания и побуждение детей к адекватным коммуникативным действиям: «Узнай у Саши, почему…», «Поинтересуйся у Иры, где….», «Задай Тане вопрос, куда…», «Спроси у Сережи…», «Поделись с Петей новостью, расскажи…», «Анечка, теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь поговорить? Спроси у него, в какую игру он играет?». Таким образом, воспитатель побуждает детей вступать в активное общение друг с другом, соблюдая основные принципы ведения диалога.

9. Презентация игры или поделки

10. Ситуация одобрения, поддержки, ситуация успеха.

11.  Приёмы для формирования взаимодействия и диалога: слушай, смотри, скажи, покажи, спроси, попроси, помоги, исправь ошибку, научи и тп. Очень полезен разбор небылиц и нелепиц, исправление намеренных ошибок взрослого.

12. Использование предметного и картинного наглядного материала, адекватно возрасту и познавательной ситуации,   игровые приемы, привлечение игрового персонажа, создание игровой ситуации,

13. Предварительная подготовка к теме (беседы, рассматривание, игра, изучение свойств объекта )

14. Показ образца ответа. Хоровое проговаривание, повторение более слабыми детьми за взрослым или сильным сверстником.

15. Объяснение смысла слов и выражений детьми и взрослым путём обращения к личному опыту детей и связи с ним.

16. Подсказка начала слова или фразы воспитателем.  Договаривание фразы, начатой взрослым.

17. Совместное проговаривание, совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях,

18. Отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз,

19. Игра-драматизация или инсценировка текста.

20. Приём рефлексии: что делали, что понравилось, что порадовало, насмешило и т.п.

21. Мотивы речемыслительной деятельности формируются и в   процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам, те продолжать диалог.

22. Не торопиться отвечать на вопрос –стимулировать ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Показать ему характерные и существенные признаки, которые он сам не может выделить. Целесообразно задать ребенку ряд встречных, наводящих вопросов, чтобы подвести его к самостоятельному ответу.

23. Недопустимо равнодушное отношение к вопросам детей, высмеивание вопросов детей, небрежные, неверные ответы, отмахивания. Это способно погасить любопытство в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы.

24. Полезно взрослым как можно больше задавать вопросов ребенку. Важен характер вопросов, которые задаёт педагог.  Часто задаются  вопросы типа: что это? что делает? какой ? – это начальные вопросы для изучения незнакомого объекта, его свойств и функций, уточнения представлений об объекте.  Эффективность таких знаний для умственного и речевого развития детей невелика: эта информация быстро забывается.

Детям нужно задавать вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи?  И вопросы, стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья? ;

Итак, наибольшую побудительную силу к речемыслительной деятельности имеют: теплые, доверительные отношения с педагогом, общение с педагогом, задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников – интеллектуальные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Методы и приёмы стимулированияречевой деятельности у детей дошкольного возраста»...

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

   Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской речевой деятельности.      Ценность детского фольклора заключается в том, что ...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

Обобщение опыта. «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детейдошкольного возраста»             Овладение речью – это сложный процесс, который...

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное о...

Консультация для воспитателей. "Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей с системными нарушениями речи".

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей с системными нарушениями речи»....