Методы и приёмы стимулирования речевых высказываний детей, формирования речевой и познавательной мотивации.
консультация по коррекционной педагогике
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ раскрывает условия успешного речевого развития дошкольников, роль педагога в этом процессе. Содержит перечень возрастных этапов формирования речевой и познавательной мотивации. А так же описание традиционных и авторских методов и приёмов стимулирования речевого и познавательного развития дошкольников .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей. Тема: Методы и приёмы стимулирования речевых высказываний детей, формирования речевой и познавательной мотивации. Учитель-логопед Ермолаева Лариса Вячеславовна. Школа 1253 г. Москва. |
Одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является речевое развитие детей.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Но целевые ориентиры не являются обязательными для ребенка, они являются руководством к организации работы педагога с детьми. Ответом на вопрос «чему и как учить, и в каком возрасте»
Речевое развитие дошкольников -это овладение ими языковыми средствами и умением применять эти средства для достижения определенных целей (коммуникативных или познавательных). И, как следствие, успешной социализации.
Мы рассматриваем способы активизации речевой активности детей в процессе коммуникативной и познавательной деятельности, тк доказано их прямое взаимовлияние и взаимозависимость. Поэтому речемыслительная деятельность - это неделимое понятие.
Принципы развития и активизации речи:
1. Речь развивается и активизируется только в процессе предметной практической деятельности и накопления сенсорного опыта, в процессе познания окружающего мира
Дошкольники обладают наглядно-действенным мышлением, им необходимо взаимодействие с предметами окружающего мира, с их функциями и свойствами на сенсорном и практическом уровне. Переход к наглядно-образному мышлению происходит постепенно, тогда дети способны понять картинку, представить себе знакомый предмет, описать не видя его. Но всё новое требует предметного исследования.
2. Речь развивается и активизируется в процессе общения, где отправной и ведущей точкой является взрослый. Речь -приобретенная социальная функция. Обучают детей речевому взаимодействию именно взрослые. Для маленького ребенка общение со взрослым имеет главенствующую роль, и только потом происходит перенос всех речевых умений, сформированных в процессе общения со взрослым, на взаимодействие со сверстниками.
3. Речь ребенка развивается и активизируется взрослым с опорой на положение о зоне ближайшего развития. Зона актуального и ближайшего развития у каждого ребенка своя. Отсюда вытекает принцип индивидуального подхода и развития ребёнка поэтапно от простого и доступного уровня или ЗАР, постепенно усложняя к ЗБР. Этот переход осуществляется только в совместной деятельности со взрослым.
4. Речь ребенка развивается и активизируется не сама по себе. Обучение ведет за собой развитие, а не наоборот. Взрослый целенаправленно обучает, количество переходит в качество, ребенок совершает скачок в развитии.
5. Речь ребенка развивается и активизируется благодаря мотивации. Если нет мотива говорить, познавать, то нет обучения и развития.
6. Важна поэтапность и постепенность в этом вопросе: от слова- к простому предложению, далее к распространенному и сложному, от диалога к монологу.
По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни) ; второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни) ; третий — внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет) . В основе этого преобразования лежит изменение мотива речепродукции, способа мышления и познания.
Виды мотивов, типичных для дошкольного возраста:
1. Интерес детей к миру взрослых, симпатия, подражание;
Искренняя эмоциональная вовлеченность и заинтересованность педагога в изучаемом предмете, которой он заражает ребенка.
2. Игровые ;
3. Установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;
Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых. Искреннее доброе отношение к самому ребенку
4. Самолюбие;
приписывают себе все известные им положительные качества
5. Самоутверждение;
притязания детей на исполнение главных ролей в играх
6. Познавательные, интерес к деятельности
почемучки, словотворчество;
7. Соревновательные
сравнение себя с другими, быть лучше, переживание неудач, хвастовство;
8. Нравственные- Общественные.
значение поступков для других развиваются позже на протяжении всего дошкольного детства и далее
Показатели выраженности познавательной мотивации:
1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
Что активизировать ?
Первым этапом в успешном речевом и интеллектуальном развитии является овладение языковыми средствами. И параллельно применение этих средств в ситуации общения и познания.
Основные направления работы по развитию речи детей по ФГОС.
1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя:
- Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)
- Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
- Словообразование
4. Развитие связной речи:
- Диалогическая (разговорная) речь
- Монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Приёмы стимулирования речи:
1. Организация и руководство разнообразными играми (сюжетно-ролевые, словесно-дидактические, подвижные с речью, игры-инсценировки и игры-драматизации) .
2. Прием словесных поручений. Например: попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья игрушек и отчитаться о выполненном поручении.
3. Специально организованные речевые ситуации: два мальчика поссорились – помири их; тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы - попроси его; ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним;
4. Чтение литературных произведений, анализ поступков, характеров, обсуждение возможных вариантов развития событий. Не только непосредственное участие в речевом общении, но и анализ ситуации речевого общения других даёт толчок к развитию.
5. Совместная деятельность дошкольников: участие детей в инсценировках сказок, украшение групповой комнаты к празднику, совместное конструирование из строительного материала по заданной теме, участие детей в празднике, сбор игрушек после прогулки и так далее.
6. Коллективные разговоры. Примеры тем бесед с детьми: «Как нужно вести себя во время разговора?»; «Как правильно приветствовать друг друга?»; «Наши четвероногие друзья»; «Обитатели городского парка»; беседы о профессиях, беседы о природных явлениях.
7. Прием комментированного рисования. К примеру, воспитатель сообщает детям, что хочет нарисовать картину о том, как дети сегодня гуляли. Затем дети рассказывают, что рисуют.
8. Приём отзеркаливания и побуждение детей к адекватным коммуникативным действиям: «Узнай у Саши, почему…», «Поинтересуйся у Иры, где….», «Задай Тане вопрос, куда…», «Спроси у Сережи…», «Поделись с Петей новостью, расскажи…», «Анечка, теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь поговорить? Спроси у него, в какую игру он играет?». Таким образом, воспитатель побуждает детей вступать в активное общение друг с другом, соблюдая основные принципы ведения диалога.
9. Презентация игры или поделки
10. Ситуация одобрения, поддержки, ситуация успеха.
11. Приёмы для формирования взаимодействия и диалога: слушай, смотри, скажи, покажи, спроси, попроси, помоги, исправь ошибку, научи и тп. Очень полезен разбор небылиц и нелепиц, исправление намеренных ошибок взрослого.
12. Использование предметного и картинного наглядного материала, адекватно возрасту и познавательной ситуации, игровые приемы, привлечение игрового персонажа, создание игровой ситуации,
13. Предварительная подготовка к теме (беседы, рассматривание, игра, изучение свойств объекта )
14. Показ образца ответа. Хоровое проговаривание, повторение более слабыми детьми за взрослым или сильным сверстником.
15. Объяснение смысла слов и выражений детьми и взрослым путём обращения к личному опыту детей и связи с ним.
16. Подсказка начала слова или фразы воспитателем. Договаривание фразы, начатой взрослым.
17. Совместное проговаривание, совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях,
18. Отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз,
19. Игра-драматизация или инсценировка текста.
20. Приём рефлексии: что делали, что понравилось, что порадовало, насмешило и т.п.
21. Мотивы речемыслительной деятельности формируются и в процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам, те продолжать диалог.
22. Не торопиться отвечать на вопрос –стимулировать ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Показать ему характерные и существенные признаки, которые он сам не может выделить. Целесообразно задать ребенку ряд встречных, наводящих вопросов, чтобы подвести его к самостоятельному ответу.
23. Недопустимо равнодушное отношение к вопросам детей, высмеивание вопросов детей, небрежные, неверные ответы, отмахивания. Это способно погасить любопытство в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы.
24. Полезно взрослым как можно больше задавать вопросов ребенку. Важен характер вопросов, которые задаёт педагог. Часто задаются вопросы типа: что это? что делает? какой ? – это начальные вопросы для изучения незнакомого объекта, его свойств и функций, уточнения представлений об объекте. Эффективность таких знаний для умственного и речевого развития детей невелика: эта информация быстро забывается.
Детям нужно задавать вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи? И вопросы, стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья? ;
Итак, наибольшую побудительную силу к речемыслительной деятельности имеют: теплые, доверительные отношения с педагогом, общение с педагогом, задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников – интеллектуальные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»
laquo;Методы и приёмы стимулированияречевой деятельности у детей дошкольного возраста»...

"Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Проблема задержки речевого развития. Из опыта работы....
«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской речевой деятельности. Ценность детского фольклора заключается в том, что ...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».
Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...
Обобщение опыта. «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»
«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детейдошкольного возраста» Овладение речью – это сложный процесс, который...

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное о...

Консультация для воспитателей. "Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей с системными нарушениями речи".
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей с системными нарушениями речи»....
- Мне нравится (1)
