План по самообразованию педагога «Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников с ЗПР»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Шаркова Анастасия николаевна

«План по самообразованию педагога»

«Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников с ЗПР»

Продолжительность: 2024-2025 уч. год

Возраст: 5-8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию педагога32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»

«План по самообразованию педагога»

«Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников с ЗПР»

Продолжительность: 2024-2025 уч. год

Возраст: 5-8 лет

Актуальность

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического и речевого развития уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией  к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Значительная часть детей с ЗПР, не справляется с содержанием программы. Дети данной категории нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям.

Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников с ЗПР является активное использование логических блоков Дьенеша.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Блоки Дьенеша являются средством для развития творческого воображения и пространственного мышления, умения верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха   в   профессиональной   и   личностной   сфере,   а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников с ЗПР логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

  • Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
  • Блоки Дьенеша способствуют развитию у дошкольников с ЗПР логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  • Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников с ЗПР умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
  • Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т. д.
  • Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников с ЗПР: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и профессиональной компетентности в вопросах познавательного развития дошкольников посредством логических блоков Дьенеша.

Задачи:

  • Повысить уровень собственных знаний путём изучения научно-методической
  • литературы и интернет - источников по вопросам использование логических блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников;
  • Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии;
  • Разработать систему, направленную на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша у детей и их родителей.
  • Создать условия для познавательного развития дошкольников с ЗПР с использованием логических блоков Дьенеша;
  • Совершенствовать        развивающую        предметно-пространственную        среду        группы, способствующую познавательному развитию детей.

В своей работе с детьми и родителями (законными представителями) ставлю следующие задачи:

  • Привлечь родителей к данной проблеме, познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию логического мышления с помощь использование логических блоков Дьенеша в домашних условиях.
  • Развивать умение придумывать и составлять самостоятельно детьми и их родителями новых упражнений, игр с логическими блоками.

Предполагаемый результат:

  • Повысилось качества воспитательно-образовательного процесса.      Разработаны детско-родительские проекты по теме самообразования.
  • Разработана система, направленная на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша у детей с ЗПР и их родителей (законных представителей).
  • Разработаны методические рекомендации, дидактические материалы.
  • Разработан перспективный план работы по развитию логического мышления с помощью логических блоков Дьенеша.
  • Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда новыми играми и пособиями для развития мелкой моторики рук.

Для детей:

  • При        систематической        работе        с        логическими        блоками        Дьенеша        у        детей разовьются:

речь, воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность.

Формы работы:

  • Чтение методической, педагогической литературы;
  • Обзор в Интернете информации по теме самообразования;
  • Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • Прохождение курсов повышения квалификации.
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.

План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год

Этапы и содержание работы

Сроки

Результат

1 этап - Организационно - диагностический

*  Изучение и анализ научно-методической литературы:

-Методическое разъяснение к комплекту «Логические блоки Дьенеша».

-«Дидактические игры-занятия в ДОУ». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, Панова Е.Н.

-        Набор        игр        с блоками Дьенеша        «Давайте        вместе поиграем», Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б.

-«Логика и математика для дошкольников», Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.

-«Современный детский сад: работа в режиме развития», Гордеева Т.И., Дудорова В.Д. и др.

*  Материалы Интернет сайтов maam.ru, infourok.ru.

*  Создание        материально        -        технических, организационных, научно - методических условий;

*  Изучение опыта педагогов, передового опыта из методических журналов и газет, сайтов, образовательных ресурсов:        «Воспитатель                ДОУ»,                «Дошкольное воспитание», «Ребёнок        в        детском        саду»,

«Обруч», «Дошколенок.ru», «Солнечный свет».

Август- сентябрь

Библиотека научно- методической литературы по данной теме в электронном виде

Составление плана работы по самообразованию

Сентябрь

План самообразования

*  Разработка перспективного плана работы с детьми с использованием        блоков        Дьенеша        в        познавательном развитии дошкольников.

до 1октября

Перспективный план работы с детьми на тему

«Использование блоков Дьенеша в познавательном

развитии дошкольников»

2 этап - Практический

*  Разработка        и        проведение        диагностики        по познавательному

развитию дошкольников на начало учебного года. Анализ по проведению диагностики.

Октябрь

Индивидуальные диагностические карты.

*   Посещение        и        участие        в        городских        семинарах- практикумах, методических объединениях.

*  Прохождение курсов повышения квалификации.

*  Участие        в        Международных,        Всероссийских,

Региональных дистанционных конкурсах.

*  Участие в городских конкурсах и конкурсах ДОУ.

*  Подготовка и проведение семинаров-практикумов в ДОУ.

*  Размещение методических материалов на Интернет-

ресурсах, в печатных изданиях

В течение года

Удостоверение о КПК. Грамоты.

Сертификаты. Материалы семинаров- практикумов, городских методических объединений.

Конспекты.

*  Подборка игр и упражнений для составления картотек с

*  логическими блоками Дьенеша.

В течение реализации плана

Картотека игр и упражнений.

*  Пополнение методической копилки.

Дидактические игры, математические упражнения и задания,

индивидуальные логические карточки и т.д.

*  Проведение мероприятий по перспективному плану работы с детьми.

Декабрь –май

Конспекты мероприятий по

перспективному плану работы с детьми.

*  Проведение открытого занятия.

По плану Годовому плану

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием блоков

Дьенеша.

*   Подготовка и проведение консультаций для родителей. *  Оформление        картотеки        дидактических        игр        и упражнений с логическими блоками Дьенеша для

использования детьми и родителями дома;

В течение реализации плана

-«Логические блоки Дьенеша» - что такое?

-«Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников»;

-«Логические игры с блоками Дьенеша»;

-«Играем дома с блоками Дьенеша».

-Картотека для дома.

3этап - Заключительный

*  Представление        анализа        работы        по        теме

самообразования        на        педагогическом        совете. Выступление с обобщением опыта работы.

Апрель - май

Презентация        по        теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Использование блоков Дьеныша в познавательном развитии дошкольников"

Целью работы над темой стало: создание условий для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста посредством игр...

Отчет по самообразованию "использование блоков Дьеныша в познавательном развитии дошкольников"

Дошкольники с развитым интелекто быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе....

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников младшего возраста»

Повышение профессиональной   компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками младшего возраста....

Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"

Программа профессионального самообразования педагога  " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников

Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками. Задачи:- Раскрыть ...

План работы по самообразованию. Тема «Использование метода макетирования для познавательного развития дошкольников».

План работы по самообразованию Тема: «Использование метода макетирования для познавательного развития дошкольников».Ф.И.О. педагога: Демиденко Юлия Сергеевна.Начало работы: 1 се...