План по самообразованию педагога «Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников с ЗПР»
рабочая программа по коррекционной педагогике
«План по самообразованию педагога»
«Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников с ЗПР»
Продолжительность: 2024-2025 уч. год
Возраст: 5-8 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»
«План по самообразованию педагога»
«Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников с ЗПР»
Продолжительность: 2024-2025 уч. год
Возраст: 5-8 лет
Актуальность
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического и речевого развития уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Значительная часть детей с ЗПР, не справляется с содержанием программы. Дети данной категории нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям.
Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников с ЗПР является активное использование логических блоков Дьенеша.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Блоки Дьенеша являются средством для развития творческого воображения и пространственного мышления, умения верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников с ЗПР логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
- Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
- Блоки Дьенеша способствуют развитию у дошкольников с ЗПР логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
- Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников с ЗПР умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
- Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т. д.
- Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников с ЗПР: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и профессиональной компетентности в вопросах познавательного развития дошкольников посредством логических блоков Дьенеша.
Задачи:
- Повысить уровень собственных знаний путём изучения научно-методической
- литературы и интернет - источников по вопросам использование логических блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников;
- Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии;
- Разработать систему, направленную на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша у детей и их родителей.
- Создать условия для познавательного развития дошкольников с ЗПР с использованием логических блоков Дьенеша;
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы, способствующую познавательному развитию детей.
В своей работе с детьми и родителями (законными представителями) ставлю следующие задачи:
- Привлечь родителей к данной проблеме, познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию логического мышления с помощь использование логических блоков Дьенеша в домашних условиях.
- Развивать умение придумывать и составлять самостоятельно детьми и их родителями новых упражнений, игр с логическими блоками.
Предполагаемый результат:
- Повысилось качества воспитательно-образовательного процесса. Разработаны детско-родительские проекты по теме самообразования.
- Разработана система, направленная на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша у детей с ЗПР и их родителей (законных представителей).
- Разработаны методические рекомендации, дидактические материалы.
- Разработан перспективный план работы по развитию логического мышления с помощью логических блоков Дьенеша.
- Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда новыми играми и пособиями для развития мелкой моторики рук.
Для детей:
- При систематической работе с логическими блоками Дьенеша у детей разовьются:
речь, воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность.
Формы работы:
- Чтение методической, педагогической литературы;
- Обзор в Интернете информации по теме самообразования;
- Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год
Этапы и содержание работы | Сроки | Результат |
1 этап - Организационно - диагностический | ||
Изучение и анализ научно-методической литературы: -Методическое разъяснение к комплекту «Логические блоки Дьенеша». -«Дидактические игры-занятия в ДОУ». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, Панова Е.Н. - Набор игр с блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем», Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. -«Логика и математика для дошкольников», Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. -«Современный детский сад: работа в режиме развития», Гордеева Т.И., Дудорова В.Д. и др. Материалы Интернет сайтов maam.ru, infourok.ru. Создание материально - технических, организационных, научно - методических условий; Изучение опыта педагогов, передового опыта из методических журналов и газет, сайтов, образовательных ресурсов: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч», «Дошколенок.ru», «Солнечный свет». | Август- сентябрь | Библиотека научно- методической литературы по данной теме в электронном виде |
Составление плана работы по самообразованию | Сентябрь | План самообразования |
Разработка перспективного плана работы с детьми с использованием блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников. | до 1октября | Перспективный план работы с детьми на тему «Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников» |
2 этап - Практический | ||
Разработка и проведение диагностики по познавательному развитию дошкольников на начало учебного года. Анализ по проведению диагностики. | Октябрь | Индивидуальные диагностические карты. |
Посещение и участие в городских семинарах- практикумах, методических объединениях. Прохождение курсов повышения квалификации. Участие в Международных, Всероссийских, Региональных дистанционных конкурсах. Участие в городских конкурсах и конкурсах ДОУ. Подготовка и проведение семинаров-практикумов в ДОУ. Размещение методических материалов на Интернет- ресурсах, в печатных изданиях | В течение года | Удостоверение о КПК. Грамоты. Сертификаты. Материалы семинаров- практикумов, городских методических объединений. Конспекты. |
Подборка игр и упражнений для составления картотек с логическими блоками Дьенеша. | В течение реализации плана | Картотека игр и упражнений. |
Пополнение методической копилки. | Дидактические игры, математические упражнения и задания, индивидуальные логические карточки и т.д. | |
Проведение мероприятий по перспективному плану работы с детьми. | Декабрь –май | Конспекты мероприятий по перспективному плану работы с детьми. |
Проведение открытого занятия. | По плану Годовому плану | Конспект НОД по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша. |
Подготовка и проведение консультаций для родителей. Оформление картотеки дидактических игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша для использования детьми и родителями дома; | В течение реализации плана | -«Логические блоки Дьенеша» - что такое? -«Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников»; -«Логические игры с блоками Дьенеша»; -«Играем дома с блоками Дьенеша». -Картотека для дома. |
3этап - Заключительный | ||
Представление анализа работы по теме самообразования на педагогическом совете. Выступление с обобщением опыта работы. | Апрель - май | Презентация по теме самообразования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование развивающих игр при познавательном развитии дошкольников» Период работы над темой: 2015-2018 год
Использование развивающих игр при познавательном развитии дошкольников 2015-2018гг....
Самообразование "Использование блоков Дьеныша в познавательном развитии дошкольников"
Целью работы над темой стало: создание условий для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста посредством игр...
Отчет по самообразованию "использование блоков Дьеныша в познавательном развитии дошкольников"
Дошкольники с развитым интелекто быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе....

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников младшего возраста»
Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками младшего возраста....

Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...
Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников
Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками. Задачи:- Раскрыть ...

План работы по самообразованию. Тема «Использование метода макетирования для познавательного развития дошкольников».
План работы по самообразованию Тема: «Использование метода макетирования для познавательного развития дошкольников».Ф.И.О. педагога: Демиденко Юлия Сергеевна.Начало работы: 1 се...

