Развитие сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра: почему ребенок так себя ведет и как ему помочь
статья по коррекционной педагогике

В статье раскрывается важность развития сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). приводятся аргументы к тому, что необычное поведение ребенка (стереотипии, самоизоляция, гиперчувствительность) — это не капризы, а следствие нарушений в обработке мозгом сенсорной информации. Статья подробно описывает три ключевые сенсорные системы (тактильную, вестибулярную и проприоцептивную) и предлагает практические игры и упражнения («бутерброд», «сухой бассейн», «тяжелая работа») для помощи ребенку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Пушкарева А.М

Развитие сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра: почему ребенок так себя ведет и как ему помочь

Первое, с чем сталкиваются педагоги при работе с детьми с РАС, — это не речевые трудности сами по себе, а необычное поведение: ребенок может кружиться, раскачиваться, трясти руками перед глазами, отказываться от лепки, зажимать уши от малейшего шума, обнюхивать предметы или, наоборот, быть вялым и «находиться в прострации». Долгое время эти проявления считали просто «странностями» аутизма. Однако ключ к пониманию и коррекции такого поведения лежит в области сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция — это неврологический процесс, при котором мозг организует и обрабатывает информацию, поступающую от всех органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, вестибулярного и проприоцептивного аппарата), чтобы дать адекватный ответ окружающей среде. Проще говоря, это основа взаимодействия с миром.

У многих детей с РАС этот процесс нарушен. Их мозг можно сравнить с неумелым дирижёром, который не может свести в гармоничный танец звуки от разных инструментов. Одни сигналы оглушительно громки (свет бьет в глаза, звук режет слух), другие — едва слышны (тело не чувствует границ). И чтобы как-то справиться с этим хаосом, ребенок вырабатывает свои стратегии — уходя от него (самоизоляция) или пытаясь его упорядочить (стереотипии).

Здесь можно выделить прямую связь: не наладив базовый сенсорный фундамент, практически бесполезно требовать от ребенка четкого произношения звуков или построения фраз. Ребенок, теряющий силы на борьбу с гравитацией на протяжении всего занятия, чтобы просто усидеть на стуле, не может сконцентрироваться на артикуляции. Ребенок, для которого прикосновение к пластилину мучительно, никогда не полюбит логопедический массаж или развитие мелкой моторики.

Три «кита» сенсорной интеграции: на что обратить внимание.

Чтобы понять ребенка, необходимо рассмотреть три основные сенсорные системы, чьи нарушения наиболее ярко проявляются при РАС.

1. Тактильная система (осязание).

«Кожаная» броня и главный источник информации о мире.

Что бывает? У детей часто наблюдается «тактильная защита» — гиперчувствительность. Легкое прикосновение может восприниматься как боль или угроза (отсюда — истерики при одевании, стрижке волос, умывании). Либо, наоборот, гипочувствительность — ребенок может не чувствовать боли, жары, холода, стремится к сильным давлениям, кручению.

-«Как проявляется в речи и поведении»?

Отказ от игр с песком, крупами, красками; трудности с артикуляцией (прикосновение зонда к языку может быть невыносимым); избирательность в еде (консистенция пищи вызывает отвращение).

2. Вестибулярная система (чувство равновесия и движения).

Она расположена во внутреннем ухе и отвечает за то, где находится наше тело в пространстве — движется оно или неподвижно.

-«Что бывает»?

Ребенок может либо постоянно находиться в движении (раскачиваться, кружиться, прыгать — гипочувствительность), либо, наоборот, бояться любого движения, высоты, качелей, испытывать головокружение от малейшего качания (гиперчувствительность).

-«Как проявляется в речи и поведении»?

Трудности с удержанием позы, «непоседливость», нарушение плавности глазодвигательных движений (а значит, и трудности с прослеживанием строки при чтении), слабый мышечный тонус, влияющий на силу выдоха и голоса.

3. Проприоцептивная система (чувство тела).

Рецепторы в наших мышцах и суставах сообщают мозгу о положении частей тела друг относительно друга без участия зрения. Это наша «внутренняя карта тела».

-«Что бывает»?

Чаще всего — гипочувствительность. Ребенок плохо ощущает свое тело в пространстве. Ему нужны сильные, «давящие» ощущения, чтобы понять, где он заканчивается.

-«Как проявляется в речи и поведении»?

Неловкость, неуклюжесть (может врезаться в косяки, ронять предметы), трудности с планированием движений (апраксия), что напрямую влияет на способность выстроить сложную артикуляционную позу для звука. Такой ребенок может ходить на цыпочках, чтобы усилить проприоцептивный сигнал от стоп, любить висеть на дверях, давить подбородком на плечо взрослого, жевать все подряд.

Когда эти три системы работают несогласованно, мир для ребенка становится непредсказуемым и пугающим. Его поведение — это не манипуляция и не «плохой характер», а отчаянная попытка саморегуляции.

-«Как помочь»? Практические игры и упражнения.

Цель занятий — не подавить сенсорные потребности, а помочь нервной системе стать более устойчивой и организованной.

Все игры вводятся постепенно, с учетом желания ребенка. Давление недопустимо!

«Умный» массаж и глубокое давление:

«Бутерброд»: заворачивайте ребенка в тяжелое одеяло, аккуратно прижимая его со всех сторон. Между «ломтиками» бутерброда (одеялами) можно класть подушки. Это дает мощный проприоцептивный сигнал, успокаивает.

«Раскатка теста»: катайте ребенка по ковру большим гимнастическим мячом (фитболом), слегка надавливая.

«Скалка»: прокатывайте по его рукам, ногам и спине плотный валик или бутылку с водой.

Тактильные игры (преодоление защиты):

«Сухой бассейн»: наполните большую коробку фасолью, горохом, гречкой или кинетическим песком. Прячьте внутри игрушки, пусть ребенок ищет их руками и ногами.

«Волшебные мешочки»: сшейте мешочки из разных тканей (вельвет, шелк, мех, джинса) и наполните их разными крупами, песком, ватой.

Игры с тестом, пластилином, пальчиковыми красками. Начинайте не с прикосновений к ребенку, а с его манипуляций с материалом. Рисуйте на подносе с манкой.

Вестибулярные и проприоцептивные «перекусы»:

Качели и гамак: раскачивание в гамаке или на качелях — лучшая стимуляция вестибулярного аппарата. Начинайте с медленных, ритмичных движений.

«Тачка»: ребенок идет на руках, а взрослый держит его за ноги.

Тяжелая работа: поручите ребенку носить «тяжеленные» книги, толкать стул, переставлять бутылки с водой. Это прекрасно организует и успокаивает перед занятием.

Полоса препятствий: из подушек, стульев, коробок создайте маршрут, где нужно проползти, перелезть, пройти по линии.

Роль педагога в сенсорной интеграции ребенка, заключается в создании сенсорно-безопасной и обогащенной среды, нужно всегда смотрю на ребенка через призму его сенсорных особенностей.

Перед артикуляционной гимнастикой можно сделать «разминку» — попрыгать на фитболе или покачаться в гамаке, чтобы «разбудить» тело.

Если ребенок не переносит тактильные ощущения, не стоит настаивать на массаже, можно предложить сначала поиграть с крупами или тестом.

Главная задача - научить родителей видеть в «стереотипиях» не врага, а союзника. Если ребенок кружится, можно покружиться вместе, а потом лечь на пол и почувствовать головокружение, описывая свои ощущения. Так самостимуляция превращается в совместную игру и развитие диалога.

Развитие сенсорной интеграции — это не отдельные упражнения, а образ жизни и мышления. Это долгий и тернистый путь, но он ведет к огромным победам. Когда нервной системе ребенка помогают стать более организованной, открывается ему дверь в мир коммуникации, эмоций и познания. Ребенок, который чувствует свое тело безопасным и понятным, обретает ресурс для того, чтобы научиться говорить, слушать и общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Развитие мелкой моторики для детей с расстройствами аутистического спектра

Кратко представлены задания, которые способствуют развитию мелкой моторики ребёнка....

Развитие имитации действий у детей с расстройством аутистического спектра

Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое».Дети с РАС часто самостоятельно не овладев...