Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие связной речи детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой»
методическая разработка по коррекционной педагогике

ОГУРЦОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

для работы с детьми ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»

города Невинномысска

Конспект мастер-класса для воспитателей

«Развитие связной речи детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой»

(Образовательная область «Речевое развитие»)

Место проведения: МБДОУ № 154 г. Невинномысска

Воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ № 154 г. Невинномысска

Огурцова С. С.

г. Невинномысск, 2024г.

Мастер-класс для воспитателей

«Развитие связной речи детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой»

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.

Задачи: актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников. Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.

План мастер – класса:

#1042;ступление «Развитие речи детей посредством художественной литературы»

2. Теоретический курс «Задачи в работе над развитием речи дошкольников».

3. Консультация «Место художественной литературы в всестороннем развитие дошкольника с ТНР» (из опыта работы).

#1052;астер – класс «От теории к играм с дошкольниками»

Материал: микрофон 2 шт.

1. Вступление «Развитие речи детей посредством художественной литературы»

Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

2. Теоретический курс «Задачи в работе над развитием речи дошкольников».

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их Исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и др.). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.

Перед педагогом стоят задачи:

- заложить в детях с тяжелыми нарушениями речи любовь к художественному слову, уважение к книге;

- определить тот круг художественных произведений, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть;

- воспитывать у детей любовь к книге;

- художественной литературе;

- способность чувствовать художественный образ;

- развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи;

-воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

В коррекционной работе с детьми используются разнообразные методы и приемы, каждый из которых выбирается и используется в зависимости от характера речевого нарушения, целей и задач коррекционной работы, этапа работы, а также возрастные и индивидуально-типологические особенности конкретного ребенка. Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, используют разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод:

-показ иллюстраций, картин, игрушек;

-элементы инсценировки;

-просмотр видеофильмов;

-оформление выставок: тематических, одного писателя, об одном герое из разных произведений.

Словесный метод:

-чтение произведений с просмотром иллюстраций;

-вопросы по содержанию произведений;

-пересказ произведений;

-заучивание наизусть;

-беседа по произведению;

-прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приёмы реализуются через:

-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

-элементы инсценировки;

-игры-драматизации;

-дидактические игры;

-театрализованные игры, использование разных видов театра;

-игровая деятельность.

3. Консультация «Место художественной литературы в всестороннем развитие дошкольника с ТНР» (из опыта работы)

Ведущий: Эффективным средством социализации детей с тяжёлым нарушением речи является художественная литература. В процессе овладения языком и речью у ребёнка развиваются коммуникативные качества личности. Особое место художественная литература занимает в всестороннем развитие ребёнка-дошкольника с ТНР:

1. Только в устной речи ребёнок может услышать звук, выделив его в словах. Что очень важно для развития фонематического слуха, усвоения правильного звукопроизношения. При восприятие аудиозаписей и мультфильмов ребёнок этого сделать не может.

2. Иллюстрации в книгах способствуют пониманию прочитанного (обращённой речи), развитию внимания, мышления и памяти. Ребёнок имеет возможность остановиться подольше и тщательно рассмотреть каждый рисунок. Просмотр диафильмов способствует развитию связной речи, подготавливает малыша к пересказу с опорой на серии сюжетных картин. В мультфильмах же быстрая смена картинок, что затрудняет их восприятие, а следовательно, соотнесения того о чём говорят в мультфильме с тем, что происходит - понимание сюжетной линии ограничено.

3. Известно, что маленький ребёнок воспринимает всё как реальное. Поэтому надо рассказывать (читать) правдивые или правдоподобные истории в которых главный герой может претерпеть множество неудач любого рода, но в конце концов он должен попасть туда, где сбывается то к чему он стремился в начале сказки. Что благотворно отразиться на формировании личностных качеств ребёнка.

Ведущий: Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике. В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи. В своей практике при коррекции речевых нарушений я использую чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняю и объясняю смысл пословиц и поговорок. Считаю, что пересказ литературных произведений важен в логопедической работе, положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражая, правильно выстраивая фразы. В своей коррекционной работе я использую различные виды пересказа, в зависимости от сложности речевого дефекта у ребёнка.

Пересказы развивают память, умение интонационно передать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, выразительно и фонетически правильно пересказать содержание текста. Подбирая произведения для пересказа, я стараюсь, чтобы они были доступны детям по содержанию и объему. Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого и русские народные сказки. Для работы над пересказом используем красочные книжки-малышки, также дети создают свои книжки-малышки в рамках лексических тем. Дети являются как авторами, так и иллюстраторами своих работ. Например: «Как ёлочка из леса к детям на праздник пришла», «Зимующие птицы», «Моя дружная семья», «Космос» т.д.

Дети участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, разыгрывают сценки с использованием пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

В работе над стихами, потешками, прибаутками, скороговорками, обращаю внимание на ритмическую сторону речи, провожу коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, развивая слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание). Уделяю внимание и развитию фонематического слуха, развиваю у детей общую и мелкую моторику, сопровождая говорение жестами и движениями. Использование в логопедической практике скороговорок, дразнилок, нелепиц помогает закрепить чёткую дикцию автоматизированного звука. Отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания. Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала мы скороговорки проговариваем в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного убыстряется. Для запоминания текстов я использую карточки-картинки, которые очень любят дети.

Стихотворения используются для автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Для этой цели подходят небольшие двустишия и трехстишия, включающие слова с отрабатываемыми звуками.

Что, трусишка, загрустил? – я у заиньки спросил.

Я от волка убегал и морковку потерял. [р] - [л]

Плыл на лодочке Платон,

В речку он крошил батон.

Рыбы съели полбатона,

Славный завтрак от Платона. [л]

При автоматизации звуков может использоваться и такой прием, как договаривание фраз:

Солнце светит очень ярко, бегемоту стало … (жарко). (С. Маршак)

А рядом бегемотики схватились за … (животики). (К. Чуковский)

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Главная особенность считалки в коррекции речи - это отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова. Считалки тесно связаны с играми, в которых развивается общая моторика, умение выполнять правила игры.

#1052;астер – класс «От теории к играм с дошкольниками»

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира. Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровое действие: ведущий, обращается «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Вариант 1: Ведущий даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.»(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

Вариант 2: Угадай, сказку по трём словам:

1) Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).

2) Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета.

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.

Словесно- дидактическая игра «Гуси-лебеди» (с элементами мнемотехники)

Цель: развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

Задачи: расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.

Игра состоит из нескольких этапов.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:

#1069;моциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

#1057;пособность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

#1057;лушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.

#1042;ыполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.

#1057;пособность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.

#1056;ассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

#1044;ети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.

#1059;чатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.

Ведущий: Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Ведущий: закончить наш мастер – класс можно словами В.А. Сухомлинского «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

«Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге....

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....

Конспект - мастер класса «Сторителлинг как метод развития связной речи детей дошкольного возраста».

Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «ст...

Конспект мастер-класса «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей» с детьми и родителями подготовительной группы

Мастер-класс направлен на повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  технологии – педагогически...

Перспективный план работы по развитию связной речи детей 5-6лет через ознакомление с художественной литературой

Перспективный план работы по развитию связанной речи детей 5-6 лет через ознакомление с художественной литературой...