Творческий проект в группе компенсирующей направленности «Изотерапия как метод психокоррекционного воздействия на детей с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Назаренко Ирина Викторовна

У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие мелкой моторики, успокаивает психику,  через рисунок позволяет выразить свои эмоции. Этот метод используется для коррекции поведенческих проблем: устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, ревность, чувство одиночества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izoterapiya.docx54.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

Творческий проект

в группе компенсирующей направленности №4 «Ступеньки»

«Изотерапия как метод

психокоррекционного воздействия на детей с ОВЗ»

                                                                                                 

 Автор:

                                                                                                         Назаренко И. В., воспитатель группы

компенсирующей

направленности

                                                                                                             

                                                       

                                                       Кулунда 2025

Вид: творческо-познавательный.

Продолжительность проекта: кратковременный (4 недели).

Участники проекта: педагоги (воспитатели), дети с ОВЗ, родители воспитанников группы.

Образовательная область: 

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

Актуальность:

В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья.

Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой – зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.

Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Изотерапия создает положительный эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику,  через рисунок позволяет выразить свои эмоции. Этот метод используется для коррекции поведенческих проблем: устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, ревность, чувство одиночества.

Согласно статистике, в нашей стране ежегодно наблюдается увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера. Сегодняшние дети - это наше будущее, это будущее нашей страны.

Образование детей с особыми потребностями - необходимое условие создания действительно инклюзивного общества. Каждый ребенок, независимо от его потребностей и других обстоятельств, должен иметь возможность реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Поэтому сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. В последние годы всё более активно идёт поиск, разработка и внедрение новых коррекционных педагогических технологий работы с детьми дошкольного возраста. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? Дети с различными нарушениями развития, дети с ОВЗ являются особой категорией воспитанников дошкольных учреждений.  Основой развития каждого ребенка является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем в виду ту часть двигательного развития, которая обеспечивает  перемещение тела в пространстве.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения - это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику малышей  важно как можно раньше. В практике работы с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности, широко используется арттерапия (коррекция искусством).  Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, где присутствует наличие определенной нозологии у ребенка. Этот метод просто незаменим.

Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Одним из наиболее широко используемых видов арттерапии в дошкольном образовании является изотерапия. Под изотерапией, в широком аспекте, понимают воздействие на эмоционально-волевую сферу ребенка средствами изобразительного творчества, в первую очередь рисованием. В более конкретном смысле, это форма творческого (художественного) самовыражения с применением рисования, живописи в условиях, обеспечивающих поддержку ребенка с целью стимулирования темпа его личностного роста, развития и коррекции.

В своей работе активно использую различные  упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, одним из которых является изотерапия.  

Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребёнка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья.

 В ситуациях, когда вербальные контакты между детьми в группе нарушены или затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.

Рисование широко используют в терапевтических и психокоррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции неврозов, страхов.

Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Данный проект направлен на заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива посредством использования в работе изотерапии. Суть работы заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные техники, используя специально подобранные материалы, получали возможность выразить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции, поделиться своими переживаниями и, таким образом,  улучшить свое эмоциональное состояние.

Исходя из этого, была выявлена цель.

Цель проекта:

Создание системы работы для развития у детей с ОВЗ творческих способностей, достижения психологической комфортности, развития навыков социально-коммуникативной сферы,  навыков эмоционально-волевой сферы и поведения   путем внедрения в педагогический процесс  техник изотерапии.

 Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

для детей:

1. Погашение гиперактивности, формирование умения выпускать накопившуюся агрессию социально приемлемым  способом.

2. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

3. Развитие  речевых и коммуникативных умений в процессе непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы.

4. Создание благоприятных условий для успешного развития ребенка и гармонизации его эмоционального состояния.

 5. Обогащение сенсорного опыта и стимулирование сенсорной активности, тактильности.

6.  Коррекция и развитие мыслительных операций, познавательных процессов,

7. Формирование и развитие  алгоритмов продуктивных предметных действий.

8. Формирование и развитие мелкой моторики рук.

9. Развитие художественно-эстетического вкуса, творческих способностей.

для родителей:

1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении изотерапии в повседневной жизни ребенка.

2. Заинтересовать родителей в необходимости совместной продуктивной деятельности с ребенком путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях.

3. Развивать понимание родителей к ценности изобразительного творчества для детей с ОВЗ.

для педагогов:

1. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

2. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.

3. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

4. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

5. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их  уверенность в собственных педагогических возможностях.

 Предварительная работа: сбор информации, работа с методической литературой; изучение многообразия техник изотерапии и выявление приемлемых для работы с детьми с ОВЗ; составление плана работы над проектом; подготовка консультаций для родителей.

 

                                              Этапы работы:

  • Подготовительный:

Подбор методической литературы.

Составление плана работы.

Знакомство с методами и приемами изотерапии.

Планирование деятельности по изотерапии в режиме дня, в ходе НОД.

Определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)

Разработка проекта.

Составление картотек, папок-передвижек, консультаций для родителей и педагогов.

Подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Изотерапия как метод психокоррекционного воздействия на детей с          ОВЗ».

  • Практический:

Просвещение родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования.

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

Применение методов изотерапии в НОД с детьми.

Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми; совместных мероприятий с родителями и педагогами.

Мультимедийная презентация инновационного опыта на педагогическом совете.

Мастер – класс для родителей: « Кративный бум ».

Так как дети у нас «особенные», то и стандартные методы работы с ними не всегда эффективны. Простой рассказ и показ не работает с детьми  с ОВЗ, самой большой проблемой тут является привлечение и удержание внимания и работоспособности на необходимый промежуток времени. Поэтому дети должны быть включены непосредственно в процесс, и он должен быть для них интересен.

Задания необходимо подбирать,  придерживаясь некоторых правил:

1.Подбирать задания с учетом их постепенно возрастающей сложности.

2.Учитывть индивидуальные особенности ребенкатемп его развитиявозможностинастроение.

3.Работу проводить регулярносистематически.

 4.Соблюдать временной регламентчтобы не вызвать переутомления ребенка.

5. Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиямпревратив их в занимательную игру.

 6. Заботиться о томчтобы деятельность ребенка была успешнойтогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

  • Заключительный:

Обработка результатов в ходе реализации проекта.

Выставка индивидуальных и коллективных работ.

Фотоотчет, открытое занятие для педагогов.

 

Предполагаемый результат:

1.Стойкая положительная динамика у детей в формировании умения выпускать накопившуюся агрессию социально приемлемым  способом.

2.Преобладание у детей положительного эмоционального фона.

3. Стойкая положительная динамика в формировании мелкой моторики руки.

4 Повышение познавательной активности, мотивации к обучению.

5.Формирование более полных представлений об окружающем мире.

6.Стойкая положительная динамика во взаимодействии и общении со взрослыми и детьми.

7. Развитие телесного контакта ребенка со взрослым.

                                            Продукты проекта:

Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования», « Изотерапия как метод психокоррекционного воздействия на детей с  ОВЗ»,  папка-передвижка «Знакомство с техниками изотерапии», «Как важно правильно держать карандаш!».

Фотоотчёт о проведенных мероприятиях.

Презентация проекта по теме « Изотерапия как метод психокоррекционного воздействия на детей с  ОВЗ».

Мастер-класс для родителей по теме «Креативный бум».

Учебные дидактические пособия: лепбук «Нетрадиционное рисование», веер «Средства изобразительного искусства»; картотеки « Методы и приемы изотерапии»,  «Стихотворения и загадки о цвете»; дидактические игры «Получи нужный цвет», «Цветные звездочки», «Собери гусеницу», «Жуки на цветах», лото «Народные промыслы»; книжка «Цветные сказки», книжка – самоделка с применением техник нетрадиционного рисования «Колобок».

                       

                           

                      Основные формы реализации проекта:

С детьми

С родителями

С педагогами

Применение техник изотерапии в НОД (ежедневно). Рисование:

- тычком жесткой кистью;

- тычком трубочкой;

- штампами;

- мыльными пузырями;

- тычком цикорием;

- песком;

-отпечатками осенних листьев;

- восковыми мелками (свечой);

- пеной для бритья;

- на воде (Техника Эбру).

Рисование под слушание релаксационной музыки (ежедневно).

Рассматривание рисунков с различными техниками изотерапии. Обсуждение способа получения изображения.

Беседы «Кто такой художник?», «Чем рисует художник?», «Наши помощники в рисовании».

Упражнение «Рисуй под счет».

Чтение русской народной сказки «Колобок», создание книжки-самоделки «Колобок». Чтение книжки «Цветные странички».

Дидактические игры: «Получи нужный цвет», «Теплые и холодные цвета», «Собери гусеницу», «Подбери средства изображения», «Жуки на цветах», «Заплатки», «Цвета и их оттенки», настольное лото «Народные промыслы».

Консультации: «Нетрадиционные техники рисования», « Изотерапия как метод психокоррекционного воздействия на детей с  ОВЗ»,  папка-передвижка «Знакомство с техниками изотерапии», «Как важно правильно держать карандаш!»

Мастер-класс «Креативный бум».

Индивидуальные

консультационные беседы.

Коллективное обсуждение по теме «Изотерапия как метод работы педагога с детьми дошкольного возраста».

Взаимодействие с психологом: обсуждение способов и методов  развития социально- коммуникативных умений у детей с ОВЗ, чувства эмпатии.

Взаимодействие с учителем-логопедом: применение наиболее эффективных методов альтернативной коммуникации для детей с ОВЗ (карточки ПЭКС).

 

    Психофизические особенности дошкольников неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельностив том числе и изобразительной

Отсюда следует отметитьчто изобразительная деятельность детей с ОВЗ во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме Для таких детей часто важен процесс рисованияа не его результатЭти особенности необходимо учитывать при построении системы коррекционно - развивающего обучения с данной категорией детей

Список использованной литературы

Грегг М.Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А.А.

Иванов И.  Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 2009.

Неретина , Т . Г., Клевесенкова С. В. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе : учебное пособие / под общ. ред. Т. Г. Неретиной. 3 - е изд ., перераб. и доп. М. : ФЛИНТА : Наука, 2013. 276 с.  Шевченко , М. А. Я рисую успех и здоровье . Арт - терапия для всех / М. А. Шевченко. СПб.: Питер, 2007. 96 с.

Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999

Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.

Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации

Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми

Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».

Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод.рекоменд. / Е.А. Антипина. – М., 2009.

Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. – Ростов н/д: Радуга, 2007.

Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.

Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 1993.

Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет

Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.

Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.

Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.

Информация из интернета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР "Моя мама лучше всех"

—Проект направлен на углубление знаний детей о женских профессиях, о роли мамы в их жизни; на развитие интереса ребёнка к своим близким; на воспитание доброго и заботливого отношения к маме.— ...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ АТАВИНОЙ Н.М.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ АТАВИНОЙ Н.М....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ТЕМУ: «Городецкая роспись»

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригина...

Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности «Березка». «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой»

Актуальность.Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.       Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга вхо...

Творческий проект в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет. Тема : «Народные промыслы России».

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТАФормирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.ЗАДАЧИ   ПРОЕКТА1. Познакомить детей...

Творческий проект в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема:«Хорошо рядом с мамой»

ТИП    ПРОЕКТАПо предметно-содержательной  деятельности -  познавательно - речевой.По числу участников проекта – групповой.По времени проведения -  краткосрочный (1...

Познавательно - практический проект в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 6 до 7 лет «Юные финансисты»

Познавательно - практический проект в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 6 до 7 лет«Юные финансисты»...