Картотека игр для детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике
Игры для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития; с ЗПР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное автономное учреждение
«Детский сад № 15 с. Кабанск»
Картотека игр для детей с ОВЗ
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Мусонова О.В.
Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей:
- «Три стихии - земля, вода, воздух»
Цель - развитие слухового внимания, быстроты реакции.
Количество игроков - не ограничено.
1 Вариант
Ход игры:
Игроки размещаются по кругу, ведущий называет слово:
«Земля» - дети принимают положение: руки в стороны;
«Воздух» - дети выполняют круговые движения руками назад;
«Вода» - дети выполняют движения, имитирующие волны.
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остаётся в кругу последним.
Методические указания.
Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.
2 Вариант
Количество игроков - не ограничено.
Ход игры:
Площадка делится на три зоны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолёт), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».
Слово «Пароход» - играющие бегут в зону «Вода».
Слово «Дерево» - играющие бегут в зону «Земля».
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.
- «Кто сказал «Мяу»
Цель - побуждать детей называть друг друга по имени, обратить внимание на голос каждого участника группы.
Ход игры:
Дети сидят в произвольном порядке на ковре с закрытыми глазами. Ведущий касается одного из ребят, и то должен произнести: «Мяу!». После чего все игроки открывают глаза и угадывают, кто сказал «Мяу».
Вариант игры:
«Кого укусил комарик?». Только вместо «Мяу» ребёнок произносит «Ай!», когда ведущий дотрагивается до него.
Игры с нарушением зрения:
- «Гляделки»
Цель - учить детей устанавливать зрительный контакт.
Ход игры:
Ведущий во время игры (сначала взрослый, затем ведущими становятся дети) должен выбрать одного из детей и посмотреть ему в глаза. Тот, кому ведущий смотрит в глаза, должен сделать заранее оговоренное простое действие (сесть, встать, хлопнуть в ладоши, крикнуть и т.д.). Остальные дети действие не выполняют, пока не будет установлен зрительный контакт с ведущим.
- «Бусы»
Цель - закрепление зрительно-моторной координации; различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, мелкой моторики. Обучение приёмам работы по образцу и создание собственного произведения.
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.
- «Угадай, что исчезло»
Цель - развитие зрительного внимания, памяти.
Материал: 3-4 разные игрушки.
Ход игры: Выложите перед ребёнком игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернётся, надо убрать одну игрушку и попросить его угадать, какая игрушка спряталась. Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась.
Игры с нарушением речи:
- «Игра в слова»
Цель - формирование у детей умения синтезировать и группировать слова
по признаку, развитие внимания.
Ход игры:
Педагог говорит: «Сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван,
кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы?»
Вспомните вначале животных?
Перечислите животных.
Перечислите предметы мебели.
Педагог называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, снегурочка. Назовите слова, которые запомнили. Есть ли у этих слов что-то общее
(Начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква «С», напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.
Игры с нарушением опорно-двигательного аппарата:
«Игры с крупами»
Цель - способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.
- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки);
- «Волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные крупы);
- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха;
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв.
Игра на нарушение интеллектуального развития
«Чудесный мешочек»
Предназначена для детей с: лёгкой и средней степенью отсталости.
Цель - формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры:
В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске.
Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги). Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами. Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все - зелёные).
Игра с задержкой психического развития
«Хлопни в ладоши»
Цель - обучение способности к переключению внимания.
Ход игры:
Воспитатель говорит ребёнку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное - хлопни в ладоши».
Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка…
Игра с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
«Давайте поздороваемся»
Цель - снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Ход игры:
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определённым образом:
хлопок - здороваемся за руку;
хлопка - здороваемся плечиками;
хлопка - здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребёнку возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Ласковые лапки»
Цель - снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Ход игры:
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.
Игры с множественными нарушениями
(с ослабленным зрением, для детей с задержкой психического развития, с задержкой умственного развития)
«Закончи рисунок»
Цель - развивать умение ориентироваться на листе, умение моделировать, формировать художественный вкус, тактильную чувствительность.
Материал к заданию: лист бумаги с 12 кружками (диаметром 2-3 см), расположенными в 4 ряда по 3 кружка в каждом; лист бумаги с 12 незаконченными изображениями собачки.
Детям даётся задание дорисовать каждый кружок так, чтобы получились разные рисунки (например, лицо, солнце, мяч, цветок и др.). То же задание в отношении собачки: дорисовать каждую так, чтобы все собачки было разными, вплоть до изображения фантастического животного.
«Аквариум»
Материал к заданию: разноцветные листы-аквариумы, ракушки, камушки, рыбки из стекла, морские обитатели, водоросли из пластмассы.
Ход игры: Предварительно дети наблюдают за обитателями и содержимым аквариума. Игра проводится с 1 – 2 ребёнком. Все получают листы-аквариумы, всё остальное лежит на подносе. Предлагается каждому создать свой аквариум. В начале игра проходит как задание - действие: (… На дне лежат красивые камешки, рядом лежат ракушки. Из под камешков растут водоросли. На камешках любят ползать звёзды, раки. Рыбки плавают в верхней части аквариума). Какие красивые аквариумы у нас получились. Усложнение - дети выкладывают фигурки самостоятельно.
«Красивые коврики»
Цель - способствовать развитию крупных мышц руки. Развивать внимание, память, формировать художественный вкус.
Материал: Вязаные коврики круглой формы, наборы камешков.
Ход игры:
Взрослый и ребёнок берут по одному коврику. Ребёнку предлагается сделать коврик красивым. Взрослый выкладывает камешки по краю, сопровождая действие речью и побуждая к этому ребёнка. Потом выкладывает узор в середине коврика. Варианты украшения могут быть любые: полоска, снежинка, лучики и т.д.
Усложнения: Несколько детей могут одновременно украсить коврики, используя камешки двух видов.
Сценарий развлечения для детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Игры с клоуном Кешей»
Звучит весёлая музыка
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы очень рады видеть вас в хорошем настроении! Приветствуем вас на программе с таким теплым и светлым названием «Дорогою добра».
Звучит весёлая музыка и появляется клоун с воздушными шариками.
Клоун: А вот и я!
Ведущий: Здравствуйте! А кто это вы? И зачем пожаловали к нам на праздник?
Клоун: Привет! А вы, что меня не знаете? Может, дети знают, кто я? Я сейчас у них спрошу… Дети, вы разве меня не узнали? А давайте вместе подумаем. Вот на кого я похож? Может, я Бармалей? Нет? А может быть тогда я злой и страшный серый волк? Тоже нет? А может я Колобок – румяный бок? Ну ладно, давайте я вам расскажу о себе. Я – клоун. А зовут меня Кеша. Я всегда и везде создаю хорошее настроение. И со мной мои верные друзья - смех и веселье. Но просто так они не появятся. Их нужно пригласить. Скорее повторяйте за мной: сначала нужно потопать…А потом похлопать.. И громко и весело засмеяться!
Ведущий: Очень приятно с тобой познакомиться, Кеша!
Клоун: Вот я уже и вижу моих постоянных спутников, они здесь среди вас в зале.
Ну, о себе я вам рассказал. Теперь хотелось бы и с вами познакомиться! Все громко скажите, как вас зовут? Не слышу… , ещё раз…, ой.., опять плохо …, давайте тогда лучше здороваться с вами! Сейчас я буду ко всем подбегать и здороваться! Вот так! (показывает с ведущим)
Музыка. Клоун бегает по залу и со всеми здоровается.
Клоун: Теперь я точно со всеми познакомился!
Ведущий: А я предлагаю всем ребятам, которые собрались сегодня в зале, поздороваться друг с другом. Для этого попрошу всех встать и занять свободную площадку.
Игра «Цветные кружки»
Ведущий держит три вырезанные из бумаги кружка - синий, красный, жёлтый. Здороваться надо разными способами: если ведущий поднимает красный кружок - надо пожать друг другу руку; синий - дотронуться до плеча; жёлтый - поздороваться спинками.
Клоун: Мне хочется сделать так, чтобы вы все надолго запомнили нашу встречу, чтобы хорошее настроение, улыбки и солнечный свет, долго-долго были с вами!
Ведущая: Кеша, ну это же очень просто! Для этого достаточно подарить ребятам что-нибудь!
Клоун: Я предлагаю отправиться в путешествие в Страну добра. Ведь в ней живут весёлые, улыбчивые и добрые люди. Такие, как вы! Эта страна необычная: её улицы, переулки, аллеи и площади открыты только для тех, кто умеет быть добрым, правильно себя вести, знает вежливые слова. Отправляемся на паровозике.
Игра «Паровозик» с остановками.
Ведущий: Ребята, мы прибыли с вами в Страну добра и попали в Солнечный город. Ответьте, когда вы утром просыпаетесь, и смотрите в окно, вы видите солнечные лучики? Видите. Они такие озорные, шустрые.
И вы, наверное, в ответ им дарите свои улыбки. Друзья мои, а вы знаете, что ваши улыбки волшебные? Сегодня они помогут согреть всех, кто очутился с нами в стране Добра.
Клоун: А давайте подарим друг другу наши улыбки?
Ведущий: Давайте! И я даже знаю, как. Предлагаю передать по кругу весёлый шарик.
Звучит музыка, дети передают шарик по кругу. Музыка обрывается, у кого остался шарик, тот выполняет задание. (похлопать в ладоши, покружиться с другом за руки, потопать ножками, послать всем воздушный поцелуй, помахать друзьям ручкой…)
Ребята, присаживайтесь на свои места.
Клоун: А сейчас я предлагаю заполнить листок хорошего настроения весёлыми солнышками.
Игра «Нарисуем солнышко». 2 мольберта для 2 команд по 6 человек в каждой. Задача: приклеить солнышки к мольберту.
Ведущий: Пусть у вас всегда будут радостные и счастливые лица, много улыбок и добра. Когда улыбаешься и на душе весело, и всегда хочется петь.
И сейчас предлагаю спеть песню.
Песня.
Ведущая: А мы продолжаем знакомиться со Страной добра. Смотрите, мы попали с вами в Парк народной мудрости. В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно. Это означает, что каждому нравится, когда к нему относятся с добротой.
Игра «Продолжи пословицу».
Про доброе дело - говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
Добро творить - себя веселить.
На добрый привет - добрый ответ.
Доброе слово дороже богатства.
Ведущая: В обиходе вежливого и воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «Волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Мы прибыли в переулок под названием «Волшебные слова». Здесь мы проведём небольшое соревнование, проверим: какие волшебные слова вы знаете.
Игра «Волшебные слова».
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(Добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем…(До свидания)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(Извинить)
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(Спасибо)
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста - (Извините)
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(Не перебивай)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(Добрый день)
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…(Здравствуй)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(Простите, пожалуйста)
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на тёрке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»(Так добры)
Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал.
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «Здравствуйте» сказать?
(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)
Клоун: А я знаю одну игру со словом «Пожалуйста».
Я обращаюсь к вам с просьбами, заданиями, вы выполняете, но при условии, если я скажу вам слово «пожалуйста». Во время игры будьте, пожалуйста, внимательны:
- Поднимите правую руку…;
- Поднимите левую руку, пожалуйста…;
- Прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста…;
- Закройте глаза…;
- Поднимите обе руки вверх, пожалуйста;
- Повернитесь к соседу справа;
- Повернитесь к соседу слева, пожалуйста;
- Пожалуйста, улыбнитесь...
Ведущий: Молодцы! Вы все старались быть внимательными.
Клоун: А сейчас, друзья, мы с вами попали в город разноцветных шаров. И я предлагаю поиграть с воздушными шарами.
Игра с шариком. Шарик подбрасывается вверх. Пока он не коснулся пола, все смеются. Как только он коснулся пола, смех прекращается.
Ведущий: Продолжим наше путешествие. Мы с вами на улице Дружбы. Как вы думаете, какие люди живут на этой улице? Я вам подскажу.
Здесь живут люди с доброй душой (добродушные)
Люди с добрым сердцем (добросердечные)
Люди, которые делают добро (добродетельные)
Те люди, которые, желают добра (доброжелательные).
Клоун: Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг).
Ведущий: Ребята, цените дружбу, старайтесь всегда прийти на помощь другу, поддержать его теплым словом. Будьте добрыми!
Клоун: И сейчас мы хотим пригласить вас на танец дружбы.
Хоровод дружбы.
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по волшебной стране Добра. Ещё осталось много улиц и площадей в Стране добра, которые мы с вами не посетили сегодня. Но все еще впереди.
Клоун: Мне понравилось путешествие. А вам, ребята?
Ведущий: Страна Добра красивая и добрая. Она дарит всем улыбки и хорошее настроение. Если хотите, можете пригласить нас с Кешей в гости, и мы продолжим наше путешествие.
Перед тем, как нам расстаться,
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Клоун: Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами,
Говорили вы с друзьями.
Ведущий: Расстаёмся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!
Клоун: До свидания, ребята!
Звучит весёлая музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ранний возраст).
Третий год жизни характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, появлением новых форм отношений между детьми. Работа с детьми этого возраста строитс...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....

Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья
Это подборка подвижных игр для детей с нарушением слуха. зрения и т.д....
Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет.
Картотека коррекционно-развивающих игр и упражненийдля детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет....

Картотека игр и упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие эмоционально-волевлй сферы у детей с ОВЗ...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ
в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...
