Картотека дидактических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ранний возраст).
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Шек Ирина Юрьевна

Третий год жизни характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, появлением новых форм отношений между детьми. Работа с детьми этого возраста строится таким образом, что программный материал, который рассматривался в предыдущей образовательной ситуации, повторяется в последующей, затем закрепляется и усложняется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-_metodicheskoe_posobie.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для  детей

с ограниченными возможностями здоровья ( ранний возраст).

Третий год жизни характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, появлением новых форм отношений между детьми. Работа с детьми этого возраста строится таким образом, что программный материал, который рассматривался в предыдущей образовательной ситуации, повторяется в последующей, затем закрепляется и усложняется.

В различных образовательных ситуациях разные обучающие приемы   (пояснение, показ образца, игры), хоровые и индивидуальные ответы детей чередуются. Это делает работу интересной, помогает вовлечь в нее всех детей, повышает активность каждого ребенка. Использование разнообразного демонстрационного материала (игрушки,   картинки,   фигурки   настольного театра и др.) усиливает интерес к деятельности, помогает поддерживать внимание и активность детей.

Основные методические приемы, используемые в работе с детьми 3-го года жизни, - наглядность, слово и действие. Детям показывают предметы, игрушки, картинки, организуют наблюдения за явлениями природы, трудом взрослых, транспортными средствами и все это сопровождают комментариями. Затем необходимо создать условия для деятельности в которой ребёнок может применить полученную информацию от взрослого.  На музыкальных и физкультурных занятиях по конструированию ведущее место отводится двигательной активности детей.

Далее приводятся примерные сценарии игр.

Приготовление обеда

Цель: Формирование у детей раннего возраста математических представлений.

Задачи:

  1. Воспитывать внимание, доброту;
  2. Учить различать значения слов «большой», «маленький»;
  3. Закреплять понятия «один», «много».

Материал. Детские маски кота Матроскина и пса Шарика; две кастрюли (большая и маленькая); овощи (лук, морковь, капуста, помидоры), фрукты (лимон, апельсин, яблоко, груша).

Ход игры

Дети приходят в гости к Шарику и Матроскину, рассаживаются вокруг стола, на котором стоят подносы и тарелки с овощами и фруктами:

Матроскин: Здесь и овощи, и фрукты. Как же нам их разложить? Назовите нам продукты, чтоб компот и щи сварить.

Воспитатель: Давайте вспомним, как называются эти овощи и фрукты. Что это? Дети: Капуста.

Воспитатель: Что мы из нее будем варить - щи или компот?

Дети: Щи.

Воспитатель: А это что?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: А его мы куда положим?

Дети: В компот.

Воспитатель: Поможем Шарику и Матроскину приготовить обед? В большой кастрюле Шарик будет варить щи, а Матроскин в маленькой сварит компот. Наташа, дай Матроскину фрукты для компота, а ты, Витя, дай Шарику овощи для щей.

Шарик  и  Матроски готовят обед.

Воспитатель: Пока варится обед, Предлагаю вам секрет. Угадайте поскорей: Что в тарелочке вкусней?

Дети, давайте поиграем в игру «Узнай на вкус». Я дам вам попробовать овощ или фрукт, а вы скажете, какой он - горький? сладкий? кислый?

Найди цветок для бабочки

Цель: Развивать у детей сенсорные представления.

Задачи:

1. Воспитывать внимание;

2. Упражнять в умении различать и называть основные цвета;

3. Продолжать формировать интерес к игре с цветом;

4. Развивать сенсорные навыки и продолжать знакомить с понятием «Один», «много».

Материал: Маска Дюймовочки, бумажные бабочки (красные, синие, зеленые, желтые - по пять штук каждого цвета), цветы из бумаги (синие, желтые, красные, зеленые - по пять штук каждого цвета).

Ход игры

Воспитатель.   Сегодня мы в гостях у маленькой сказочной девочки - Дюймовочки.

Дюймовочка. Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы ко мне в гости пришли! Вот  это мой цветок, а на этих красивых цветах живут мои подружки-бабочки, да вот беда: они разлетелись и потеряли свои домики. Помогите, пожалуйста, каждой бабочке найти свой домик. Помните: красная бабочка живет на красном цветке, желтая - на желтом, зеленая -- на зеленом, синяя - на синем цветке.

Воспитатель. Давайте поможем бабочкам! Посмотрите, как много на поляне цветов! А сколько летает бабочек?

Дети. Много.

Воспитатель. Правильно. Мы должны на каждый цветок посадить по одной бабочке. Если бабочка, например, красного цвета, на какой цветок мы ее посадим?

Дети. На красный.

Воспитатель. Пожалуйста, возьмите каждый по одной бабочке и посадите их на цветы такого же цвета, как они.

Дети выполняют задание.

Ловись, рыбка!

Цель: Развивать у детей раннего возраста сенсорные представления.

Задачи:

  1. Воспитывать внимание;
  2. Учить различать цвета, соотносить предметы разной величины;
  3. Закреплять знание понятий «один», «много»;
  4. Развивать музыкальный слух, умение действовать по сигналу, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, упражнять в ходьбе по ограниченной площади;
  5. Развивать равновесие, ловкость, глазомер.

Материал: Мостик (дощечка или гимнастическая скамейка); четыре ведерка (красное, синее, желтое, зеленое); рыбки (красные, желтые, синие, зеленые; по четыре рыбки каждого цвета).

Ход игры

 Воспитатель.

Мы возьмем с собой ведерки,

Чтобы рыбки наловить.

Путь у нас непрост, нелегок,

Трудно будет нам в пути.

Дети, все готовы

На речку пойти?

Вот и быстрая река,

Глубока и широка,

Мы по мостику пойдем,

На тот берег перейдем.

Теперь друг за другом пойдем по мостику.

Воспитатель. Дети, вот ведерки разных цветов: красного, желтого, синего, зеленого. В речке плавают красивые рыбки этих же цветов. В ведерки надо положить рыбок того же цвета, каков цвет ведерка. Сколько плавает рыбок в речке?

Дети. Много.

Воспитатель. Эта рыбка какого цвета?

Дети. Красного.

Воспитатель. Мы ее положим в красное ведерко. А эта, какого цвета?

Дети. Синего.

Воспитатель. Ловите рыбок по одной и кладите в ведерки. (Дети выполняют задание под музыку.) Молодцы! Всех рыбок поймали и правильно разложили по ведеркам.

Поставь цветы в вазу

Цель: Развивать двигательную активность у детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Воспитывать внимание: учить различать цвета, ориентироваться на них;
  2. Развивать умение действовать по сигналу;
  3. Закреплять знание понятий «один», «много».

Материал: Маски Мишки и Машеньки; четыре вазы красного, желтого, синего, зеленого цвета; четыре красных цветка, столько же синих, желтых, зеленых.

Ход игры

Воспитатель.

Машенька в лесу заблудилась,

У чьей-то избушки очутилась.

В дверь тихонько постучала,

Голос грубый услыхала.

Мишка.

Здравствуй, Машенька, входи!

Дверь тихонько затвори.

Я медведь. Живу в избушке

На самом краю опушки.

Днем я по лесу хожу

И порядок навожу.

За это благодарные лесные жители подарили мне цветы. Их надо поставить в вазы.

Машенька.

Как же справиться мне с этим?

Может, мне помогут дети?

Воспитатель. Не переживай, Машенька, мы тебе поможем. Это вазы разного цвета, а это цветы. Надо в красную вазу поставить красные цветы, в желтую - желтые, в зеленую - зеленые, в синюю - синие. Сколько всего цветов у Мишки?

Дети. Много.

Воспитатель. Правильно, но каждый из вас может взять только по одному цветочку. (Дети выполняют задание.) Максим, какого цвета у тебя цветок?

Максим. Желтого.

Воспитатель. В какую вазочку ты его поставишь?

Максим. В желтую.

Воспитатель. Молодец! Все справились верно, с заданием. Правильно поставили цветы в вазы.

Украсим елочку

Цель. Формирование у детей раннего возраста умение воспринимать предметы и анализировать их.

Задачи:

  1. Воспитывать внимание, доброту;
  2.  Учить различать и называть основные цвета;
  3. Закреплять знания понятий «один», «много».

       Материал. Елки (из бумаги, пластмассы), три макушки желтого, красного, синего цвета; шарики для елки (красные, синие, желтые - по 10 штук каждого цвета).

Ход игры

Воспитатель.

Как на нашей на опушке

Три зеленые подружки -

Елки стройные стоят,

В гости ждут к себе ребят.

Возле елок есть игрушки -

Разноцветные шары.

Нужно елки нарядить

И гостей к нам пригласить.

Дети, посмотрите! Вот три елочки. Какого они цвета?

Дети. Зеленого.

Воспитатель: Правильно! Сами они зеленые, а макушки у них разного цвета: синего, красного и желтого. А вот шарики - синие, желтые, красные. Елочку, у которой макушка синего цвета, мы должны украсить шариками синего цвета, елочку с макушкой красного цвета - красными, а елочку с желтой макушкой - желтыми.

Дети берут шарики и вешают на елочку.

Воспитатель. Ваня, у тебя какого цвета шарик?

Ваня. Желтого.

Воспитатель. Правильно! Таким же шариком нужно украсить елочку с желтой макушкой.

Жить так здорово на свете.

Так и хочется сейчас

Всем пуститься в дружный пляс.

Дети встают в хоровод и поют какую-либо новогоднюю песню.

Поставь цветы в вазу

Цель: Развивать двигательную активность у детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Воспитывать внимание: учить различать цвета, ориентироваться на них;
  2. Развивать умение действовать по сигналу;
  3. Закреплять знание понятий «один», «много».

Материал: Маски Мишки и Машеньки; четыре вазы красного, желтого, синего, зеленого цвета; четыре красных цветка, столько же синих, желтых, зеленых.

Ход игры

Воспитатель.

Машенька в лесу заблудилась,

У чьей-то избушки очутилась.

В дверь тихонько постучала,

Голос грубый услыхала.

Мишка.

Здравствуй, Машенька, входи!

Дверь тихонько затвори.

Я медведь. Живу в избушке

На самом краю опушки.

Днем я по лесу хожу

И порядок навожу.

За это благодарные лесные жители подарили мне цветы. Их надо поставить в вазы.

Машенька.

Как же справиться мне с этим?

Может, мне помогут дети?

Воспитатель. Не переживай, Машенька, мы тебе поможем. Это вазы разного цвета, а это цветы. Надо в красную вазу поставить красные цветы, в желтую - желтые, в зеленую - зеленые, в синюю - синие. Сколько всего цветов у Мишки?

Дети. Много.

Воспитатель. Правильно, но каждый из вас может взять только по одному цветочку. (Дети выполняют задание.) Максим, какого цвета у тебя цветок?

Максим. Желтого.

Воспитатель. В какую вазочку ты его поставишь?

Максим. В желтую.

Воспитатель. Молодец! Все справились верно, с заданием. Правильно поставили цветы в вазы.

Украсим елочку

Цель. Формирование у детей раннего возраста умение воспринимать предметы и анализировать их.

Задачи:

  1. Воспитывать внимание, доброту;
  2.  Учить различать и называть основные цвета;
  3. Закреплять знания понятий «один», «много».

       Материал. Елки (из бумаги, пластмассы), три макушки желтого, красного, синего цвета; шарики для елки (красные, синие, желтые - по 10 штук каждого цвета).

Ход игры

Воспитатель.

Как на нашей на опушке

Три зеленые подружки -

Елки стройные стоят,

В гости ждут к себе ребят.

Возле елок есть игрушки -

Разноцветные шары.

Нужно елки нарядить

И гостей к нам пригласить.

Дети, посмотрите! Вот три елочки. Какого они цвета?

Дети. Зеленого.

Воспитатель: Правильно! Сами они зеленые, а макушки у них разного цвета: синего, красного и желтого. А вот шарики - синие, желтые, красные. Елочку, у которой макушка синего цвета, мы должны украсить шариками синего цвета, елочку с макушкой красного цвета - красными, а елочку с желтой макушкой - желтыми.

Дети берут шарики и вешают на елочку.

Воспитатель. Ваня, у тебя какого цвета шарик?

Ваня. Желтого.

Воспитатель. Правильно! Таким же шариком нужно украсить елочку с желтой макушкой.

Жить так здорово на свете.

Так и хочется сейчас

Всем пуститься в дружный пляс.

Дети встают в хоровод и поют какую-либо новогоднюю песню.

Спрячь мышку

Цель. Развивать у детей раннего возраста восприятие предметов.

Задачи:

  1. Воспитывать внимание, отзывчивость и доброту, желание прийти на помощь тем, кто в ней нуждается;
  2. Продолжать учить соотносить предметы по цвету;
  3. Закреплять сенсорные навыки, знание желтого, зеленого, красного и синего цвета.

Материал. Десять масок Мышек и маска Кота; десять карточек с домиками разного цвета с мышками, десять - с дверцами, тоже разного цвета.

Ход игры

Воспитатель предлагает сыграть в подвижную игру «Кот и мыши». Дети-мышки прыгают, бегают, играют. Один ребенок в маске Кота в сторонке притворяется спящим.

Воспитатель.

Котик мышек сторожит,

Притворился, будто спит.

Тише, мышки, не шумите!

Котика не разбудите...

Кот. Мяу-мяу! Мышки, сейчас я вас поймаю!

Дети разбегаются и прячутся в свои норки, например, садятся на стулья.

Воспитатель. Молодцы! Вовремя спрятались от Кота. Перед вами домики, где живут мышки. Их, маленьких, беспомощных, тоже выслеживает Кот. Мы спасем мышат! Они будут жить в безопасности. Поможем мышкам?

Дети. Да, поможем!

Воспитатель. Вот двери! Мы их плотно закроем, чтобы мышек не было видно. Двери разного цвета, такого же, как и домики. Если домик зеленого цвета, нам нужна зеленая дверь. Если мы подберем дверь другого цвета, то Кот съест мышку. (Дети подбирают двери по цвету к домику и закрывают мышку от кошки.) Максим, какого цвета у тебя дверь?

Максим. Желтого.

Воспитатель. Какой домик надо закрыть этой дверью?

Максим. Желтый.

Воспитатель. Верно!

Прибегает Кот. Осматривает домики, огорченно разводит лапами.

Кот. Ускользнули в домики все мышки, крепко закрыли двери... Мышек мне не поймать.

Воспитатель. Не огорчайся, Котик! Мы тебе молочка нальем, а если захочешь, поиграем с тобой в игру «Кот и мыши».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"

Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...

«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

laquo;Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»...

Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....

«Технология лэпбук- эффективная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

Интерактивные тематические папки - лэпбуки,  представленные в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, вызва...

Картотека игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Картотека игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»

Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»...