Взаимодействие педагогов и семьи по формированию духовно – нравственных качеств у детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Дети с ОВЗ имеют значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. В связи с этим у детей резко падает самооценка, снижается интерес к жизни. Это усугубляется снисходительным отношением к людям с ограниченными физическими возможностями членов их семей, окружающих, невостребованностью обществом их возможностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и семьи
по формированию духовно – нравственных качеств у детей с ОВЗ
В последнее время в нашей стране во многом наблюдается ориентация на западные ценности, в том числе навязывается чуждая нам идеология и культура. У целого поколения формируется новое мировоззрение, основанное не на русской духовной традиции, а на идеалах только материального благополучия. Сегодня в общественном сознании получило распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность.
В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, душа человека, ценились вера и верность, милосердие и сострадание, чтилась семья, уважались старость. Продолжается разрушение института семьи. Именно семья является для ребёнка единственным местом получения опыта социального взаимодействия.
Особенно трудно происходит процесс воспитания детей с ограниченными возможностями. Основой системного подхода в воспитании духовно-нравственной культуры является принцип комплексного решения спектра проблем с такими группами учащихся. Проблема формирования и развития духовно-нравственных чувств и убеждений у детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется средствами разнообразных форм систематической внешкольной и внеклассной деятельности.
В связи с этим работа по духовно – нравственному воспитанию в детском саду включает в себя и систему мер, адресованных семье.
Дети с ОВЗ имеют значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. В связи с этим у детей резко падает самооценка, снижается интерес к жизни. Это усугубляется снисходительным отношением к людям с ограниченными физическими возможностями членов их семей, окружающих, невостребованностью обществом их возможностей.
Практика показывает, что отношение родителей к ребенку, к его дефекту формирует у ребенка отношение к себе. Какой либо дефект сам по себе обычно вызывает у детей особенности поведения. Если позиция родителей не будет адекватной, то ребенку будет очень сложно пережить некоторые моменты жизни, принять и понять себя, у него возникает чувство незащищенности. Это те случаи, когда семья просто не понимает своей важнейшей функциональной значимости в духовно - нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное, что нужно, что бы родители поняли и глубоко осознали свою значимость в воспитании ребёнка, были рядом с ребенком нетолько физически, но и духовно.
Поэтому в нашем детском саду применяются различные формы работы при участии родителей по духовно-нравственному воспитанию: тематические беседы, досуговые мероприятия и развлечения, выставки, конкурсы, экскурсии. Особое место занимают в работе творческие мастер – классы: изготовление поздравительных открыток к 8 марта, изготовление рамочек для семейного фото, «Пасхальный сувенир», выпуск стенгазеты «Наши папы».
Очень важным представляется возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русским традициям и обычаям. Ежегодно проводятся веселые «Рождественские посиделки», на масленичной неделе играем в народные игры и, конечно - же все угощают друг друга традиционными блинами. В группах проводятся семейные выставки поделок к празднику Великой Пасхи. Приобщая детей к православной вере, мы вкладываем в них духовно-нравственные ценности.
Знакомство с родным краем мы начинаем каждый учебный год с экскурсии детей, родителей и педагогов в музей. Ежегодно воспитанники в детском саду учувствуют в возложении венков к обелиску погибшим в Великой Отечественной войне.
В реализации этих мероприятий принимают активное участие не только родители, но и бабушки, дедушки. Для родителей проводились родительские собрания и тренинг: «Какой вы родитель?»
Привлечение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к этим формам духовно-нравственного воспитания помогает взрослым увидеть, как раскрывается их ребенок в той или ином виде деятельности, помогает им поверить в способности и возможности своего ребенка, понять важность духовно-нравственного развития детей.
Подводя итог, хочется сказать, что любя ребенка, родители обучают его любви к миру людей. Привязанность к своему городу, стране, любовь к близким, уважение старших – это ответ ребенка на любовь родителей к нему самому. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям с ограниченными возможностями здоровья, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития и является непременным условием воспитания духовно-нравственной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»
Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. ...

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»
Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....
Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»
На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...
Взаимодействие педагога с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста.
В статье представлен опыт работы с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста....

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ.
Конспект деления опытом на педагогическом совете...
