Профилактика синдрома эмоционального выгорания
консультация по коррекционной педагогике
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
На тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
На тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Оборудование: мяч, лист А4 с написанными междометиями, карточки с устойчивыми выражениями («лопнуть от смеха», «вставлять палки в колеса», «не верить глазам своим», «пришел, увидел, победил», «выйти сухим из воды»), соль белая, соль цветная, стаканы пластиковые, шпажки деревянные, ложки пластиковые, гофрированная бумага двух цветов, нитки.
Ведущий. Сегодня мы увидели сколько разнообразных приемов по сохранению здоровья применяются в работе с детьми. Еще один немаловажный аспект, что воспитать здорового ребенка, может только здоровый взрослый, будь то родитель, либо педагог. Мы затронем тему профессионального выгорания в деятельности педагога, которое немаловажно в решении нашей проблемы. Мы с вами отработаем («проиграем») некоторые приемы, которые помогут справиться с отрицательными эмоциями (поскольку именно «неотработанные» отрицательные эмоции вызывают стресс). Кроме того, эти приемы вернут вас в состояние эмоционального равновесия. Окунемся немного в историю.
Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император «сгорел» на работе.
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях, связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.
Наша профессия относится именно к данной энергоемкой категории, поскольку педагог работает в системе «человек – человек» (работа с людьми) и использует в работе ресурсы своей психики, в процессе работы мы взаимодействуем и с детьми, и с родителями, и с коллегами, иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций педагога может оказаться переполненной, и любое взаимодействие в системе «человек-человек» будет восприниматься как нежелательное и травмирующее.
Если не уделять должного внимания своему эмоциональному состоянию, возможен вариант возникновения таких эмоциональных нарушений, как тревожность, раздражительность, беспокойство и депрессия, что сказывается негативно на здоровье человека.
Практическая часть.
1. Упражнение «Имя – профессиональное качество» (создание благоприятной, непринужденной обстановки участников мастер – класса).
Ведущий. Коллеги, предлагаю познакомиться (участники тренинга сидят за столами, мяч). Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вторую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная.
2. Упражнение "Междометия"(снятие эмоционального напряжения)
Ведущий: Усталость, напряжение, недовольство и другие негативные эмоции мешают нам жить, работать и в том числе воспринимать информацию. Поэтому я предлагаю вам один из способов, с помощью которого мы можем освободиться от всего не нужного (на столах листы А4 с написанными междометиями). Перед вами листы, на них междометия, каждый из вас выбирает любое и мы громко произносим их одновременно, попробуем!
Образец:
ай
ах
ого
ох
о
ух
фи
эх
а
ну
Ой
ей-богу
о-го-го
ха-ха-ха
ой-ой-ой
Увы
Эх-эх-эх-эх-эха…
фу
Ай-ай-ай
ого-го
ну-ну
3. Упражнение «Толстое стекло» (сохранение психологического равновесия)
Ведущий. Мы постоянно испытываем трудности при приеме и передаче полученной информации. Порой они возникают из-за того, что мы сами не можем правильно и точно выразить свое эмоциональное состояние, а также оценить состояние своего собеседника.
Поэтому для полноценного выражения наших чувств нам необходимы слова, чтобы окружающие смогли понять наше психологическое состояние, а также для предотвращения ситуаций недопонимания.
Попрошу выйти 5 человек. Каждый получает карточку с устойчивым, всем известным выражением (карточки с написанными устойчивыми выражениями, например, дело в шляпе, водить за нос, открыть Америку). Вам нужно без помощи слов донести информацию, которая написана на вашей карточке, нашим участникам. Для этого представьте, что вы общаетесь друг с другом через толстое стекло, т.е. вы прекрасно видите друг друга, но не слышите. В течение 2 минут вы должны будете придумать, как донести информацию до других участников (это может быть сценка, пантомима). Задача остальных – догадаться, о чем идет речь. Предположения высказываются только после того, как выступающий закончит сценку.
Обсуждение. Какие чувства Вы испытали? Трудно ли было распознавать и передавать информацию без слов?
4. Дыхательное упражнение (релаксация и снятие эмоционального дискомфорта)
Ведущий. Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох – пауза – выдох. Начните с 5 секунд. Предлагаю, встать и попробовать подышать именно таким способом (дышим).
Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того, чтобы поднять общий тонус, собраться с силами, чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.
5. Опыт «Радужная соль» (создание модели с помощью соли, которая сохраняет психическое здоровье человека)
Ведущий. Сейчас мы попробуем с помощью соли научиться сохранять нашу психику. На столе стоят стаканчики с солью. Какая она по цвету? Какие ощущения, глядя на нее?
Предлагаю создать радугу настроения, с помощью цветной соли и шпажки (стаканы с солью белой и цветной, деревянные шпажки стоят на столе). Возьмите цветную соль, соедините с белой, перемешав ее (обсуждение результатов).
Также, это релаксационное упражнение можно проводить в группах с воспитанниками и рекомендовать родителям.
6. Упражнение «Я не хвастаюсь, но…» (повышение самооценки и уровня удовлетворенности участников мастер – класса)
Ведущий. Коллеги, у каждого из вас есть свое хобби, увлечение, талант, то, что приносит радость, удовлетворение, и что не связано с профессиональной деятельностью педагога.
Предлагаю вам, немного «похвастаться», каждому из нас, есть чем поделиться. Уважаемые педагоги, прошу вас, не скромничать. Я не хвастаюсь, но… Продолжите фразу.
Обсуждение. Легко ли было говорить о своих достоинствах? Если сложно, то с чем это связано? Как часто вы себя хвалите?
7. Релаксация «Цветы» (расслабление с помощью тактильных ощущений)
Ведущий. Педагоги – профессия творческая, предлагаю сделать из гофрированной бумаги цветы (на столе гофрированная бумага двух цветов, нитки). Поверьте, это не только эстетическое удовольствие от красивой поделки, но и прекрасный способ снятия эмоционального напряжения. При соприкосновении с бумагой мы развиваем мелкую моторику рук, что не только существенно снижает уровень стресса в организме, но и активизирует высшие психические процессы, такие как память, мышление и внимание (показ изготовления цветка).
Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Сегодня мы познакомились с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы и активизировать внутренние ресурсы личности.
Коллеги, не забывайте себя хвалить, не копите внутри негатив и переживания, давайте выплеск вашим эмоциям, чтобы сохранить свое психическое здоровье и не «сгореть» на работе, как римский император Диоклетиан.
8. Упражнение «Аплодисменты» (создание позитивного настроения участников мастер – класса)
Ведущий. Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве, чтобы полученные сегодня навыки саморегуляции и положительные эмоции остались с вами надолго. Поаплодируем друг другу, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
В настоящее время, во время модернизации дошкольного образования вопрос здоровья педагогов всает наиболее остро. Ведь от того насколько педагог комфортно чувствует себя на рабочем месте, настолько ком...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...

Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"
В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .
Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Данный конспект предназначен для психологов ДОУ и школьных психологов. Цель данного семинара - создание условий, способствующих профилактики синдрома эмоционального выгорание у педагогов ДОУ и учителе...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания посредством изготовления экзотических сувениров
Цель урока: Цель :Овладение нетрадиционным приёмом снятия стрессового состояния, внутреннего напряжения, установления психического равновесия.Задачи :Познакомить педагогов с нетрадици...
