Семинар - практикум для воспитателей
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Карабанова М.В.

Семинар - практикум для воспитателей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_massazh.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Самарская область

Семинар — практикум:

«Игровой массаж»

Подготовила:

Карабанова М.В.

2010 г.

      Применение массажа в оздоровительных целях зародился около пяти тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Древние врачеватели создали учение об организме как о целостной системе, в которой каждый орган находится в тесном единстве со всеми остальными.

      В дальнейшем массаж шеи и лица стали применять в логопедии. Логопедический массаж является показанием при любом виде речевых нарушений: дизартрии, дислалии, ринолалии. заикании, алалии.

      В работах Е.Ф.Архиповой, Г.В.Дедюхиной, Т.А Яньшиной освещаются виды, методы и приемы логопедического массажа.

К основным видам логопедического массажа относятся:

- Классический ручной;

- Точечный;

- Аппаратный.

Основные приемы ручного классического массажа это:

-Поглаживание:

-Растирание;

-Разминание;

-Вибрация.

     При поглаживании кисть массажиста без напряжения. Сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно. поперечно, кругообразно, спиралевидно).Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно. Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1—2-м пальцами.

       Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами.

  Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

      Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное. При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щинцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.

   Разминание— прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой области: сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

     Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.

     Растягивание — разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга. При вибрации массирующая рука (или вибрационный аппарат) передает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием пунктирования. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами, кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.

    Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.

Условия проведения логопедического массажа.

        При составлении схемы логопедического массажа для коррекции нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия.

1)Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в

детском учреждении.

2)Частота. Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.

З) Положение ребенка. При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка.

Правила проведения массажа.

- Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка);

- Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разработавших специальные массажные комплексы;

- Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;

- Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

• Лихорадочное состояние;

• Острые воспалительные процессы;

• Носовые кровотечения и склонность к ним;

• Конъюнктивиты (воспаления оболочки глаз);

• Различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);

• диатезы и другие аллергические реакции;

стоматиты или другие инфекции полости рта;

• герпес на губах;

• отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов);

• увеличение лимфатических узлов;

• резко выраженная пульсация сонных артерий;

• тошнота, рвота;

• чрезмерная физическая или психическая усталость.

      В ряде случаев противопоказания к назначению логомассажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.

Рассмотрим схемы логопедического массажа:

Упражнение для лба № 1.

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Методические рекомендации.

Поглаживания осуществляются указательными, средними и безымянными

пальцами обеих рук. Массажные движения выполняются 6-8 раз, 2-З раза в день.

Упражнение № 2.

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: разминание лба от середины к вискам.

Методические рекомендации.

Разминания осуществляются вторыми фалангами указательных, средних и

безымянных пальцев, сжатых в кулак. Разминающие движения выполняются 6-8

раз в день, 2 раза в день.

Упражнение для мышц щек №1.

 Цель: укрепление мышц щек.

Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц щек. Методические рекомендации.

Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам в течении 6-8 секунд, 2 раза в день.

Упражнение №2.

Цель: стимуляция мышц, подшмающих угол рта.

Описание: вращательньЫе поглаживающие движения по поверхности щек.

Методические рекомендации.

Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются против часовой стрелки, 8-10 раз, 2-З раза в день.

Упражнение для скуловой мышцы №1.

Цель: укрепление скуловой мышцы.

Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8-10 раз, 2-З раза в день.

Упражнение для мышц губ № 1.

Цель: укрепление и активизация мышц губ.

Описание: производят легкое растирание губ от середины к углам.

Методические рекомендации.

Растирающие движения следует производить указательными пальцами обеих рук. Губы должны растягиваться, и ребенок должен ощущать легкое покалывание в губах. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2-З раза в день.

Упражнение № 2.

Цель: укрепление и активизация мышц губ.

Описание: пощипывание губ от середины к углам.

Методические рекомендации.

Пощипывающие движения осуществляются указательными и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняют 6-8 раз, 2 раза в день. Для закрепления материала по данной теме предлагается тестовое задание.

Тест по теме «Игровой массаж».

1. Историческая Родина массажа:

А) Дальний Восток

В) Китай

С) Россия

2. Какой вид логопедического массажа используется воспитателями:

А) Аппаратный, точечный

В) Ручной классический, точечный

С) Аппаратный, ручной классический

З. Что не является противопоказанием к проведению логопедического массажа:

А) Носовые кровотечения и склонность к ним;

В) Тошнота, рвота;

С) Ушиб колена

4. Что не является причиной развития плоскостопия:

А) Слабость мышц и связок голени и стоп.

В) Малоподвижный образ жизни.

С) Неправильно подобранная обувь.

5. Какую обувь для профилактики плоскостопия необходимо носить в детском

и подростковом возрасте:

А) По размеру

В) По назначению.

С) на небольшом каблуке.

Используемая литература:

1. Краус Е. Логопедический массаж», Санкт-Петербург, КОРОНА-ВЕК,

2007.

2. Бирюков А.А. «Массаж в борьбе с недугами», М., 1991.

З. Дьякова Е.А. «Логопедический массаж», М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...