Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения детей.
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме

Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения дошкольников значимая проблема, требующая высокого уровня профессионализма, особенных средств обучения, но она может быть решена если спроектирована система работы и осуществляется личностро-ориентированный подход к проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kopiya_Chupahina_konferenciya.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР  НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.

Автор: Чупахина Т.Н. , учитель-логопед

Актуальность проблемы.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуются развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Для преодоления данной проблемы и достижения положительного результата в обучении и воспитании детей, как одного из составляющих, мы решили познакомить детей с рыбами и подводным миром. В процессе познавательно-продуктивной деятельности ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Таким образом, усиливается интерес к данной проблеме. Мы разработали проект «Монетки в аквариуме».

Считаем, что работа по данной проблеме будет доступна и интересна детям 5-7 лет с ООП.

Гипотеза.

Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения дошкольников значимая проблема, требующая высокого уровня профессионализма, особенных средств обучения, но она может быть решена, если:

  • выявлены индивидуальные особенности грамматического строя речи детей;
  • разработаны методы и приемы развития грамматического строя речи и звукопроизношения дошкольников;
  • спроектирована система работы по развитию грамматического строя речи и звукопроизношения детей;

Проблема.

 Узнать, для чего нужны рыбы в природе.

Цель. 

Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения детей, на основе метода проекта.

Особенности проекта.

По составу участников : детско-взрослый;

По виду: творческий;

По типу: познавательно-развивающий;

По сроку реализации: долгосрочный.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы КРС, родители воспитанников, воспитатели группы.

Задачи проекта.

  1. Коррекционно-развивающие.

Развивать:

  •  психические процессы: внимание, память восприятие, воображение;
  • анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный, кинестетический;
  • моторику: координацию, целенаправленность движений;
  •  эмоционально-волевую сферу, фонетико-фонетические процессы.

2.  Коррекционно-образовательные:

  • расширять и углублять знания детей в процессе решения проблем;
  • совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение и выразительность речи;
  • учить управлять своим эмоциональным состоянием;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • создавать у детей эмоционально- познавательное настроение;
  • прививать стремление познавать новое;
  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

Для реализации задач разработана технологическая карта проекта (Приложение №1), календарно-тематическое планирование деятельности на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности (Приложение № 2).

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Методы психодиагностики являются ведущими при определении результативности работы. Отслеживаются начальные и итоговые данные.

Методы диагностики результатов работы.

1. Диагностический материал И.Д. Коненковой.(«Обследование речи дошкольников с ЗПР»  М.:2005).  Данная диагностика позволяет выявить уровень развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Результаты выполнения заданий оценивается по пятибальной системе.

2. Методика Д. Векслера.

Проводится с целью определения уровня интеллектуального развития, эмоционально-волевой и личностной сферы, степень выраженности которых вычисляется по единой двадцати бальной шкале.

Метод анализа продуктов деятельности.

Анализ рисунков и конструктивной деятельности детей для исследования понимания ребенком метафоричности загадки.

Метод опроса.

Беседы с детьми с целью выявления уровня развития речи. Оценивается понимание возникшей проблемы и ее решение.

Распределение работы по этапам проекта:

1 этап - Моделирование ситуации, выявление проблемы.

  • Задача. Подвести детей к проблеме.

2 этап – Подготовительный.

  • Задача. Определение цели и темы.

На данном этапе дети занимаются поиском ответов на возникшие вопросы.

Узнают у родителей: «Для чего существуют рыбы, ведь на земле и так много животных?»

3 этап - Практический.

  • Задача: Подведение  детей к решению проблемы.

Занятия.

  • «Кто живет в аквариуме?»
  •  «Условия жизни морских обитателей»
  •  «Как отличить рыб от других животных?»
  •  «Я рыбка, ты рыбка!»
  • «Я рыбка, ты рыбка!»
  • «Расскажем о рыбках в загадках» (Приложение № 3).

4 этап - Презентация проекта.

Дать детям возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

      Оформление группы.

      Организация вернисажа детских поделок и рисунков.

  5 этап – Анализ проективной деятельности.  

            Оценка показателей речевого развития детей дошкольного возраста с ЗПР по И. Д. Коненковой.      

                     

Мониторинг  психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР, по Д. Векслера.                

        Совместная деятельность по проекту не только улучшила речевые компетенции детей, но и создала атмосферу доверия и творчества, а творчество возникает и живет там, где есть уважение к личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Рекомендации по развитию грамматического строя речи для родителей детей с ОНР"

Материал содержит рекомендации для развития детей с ОНР....

Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи у детей с диагнозом "Общее недоразвитие речи"

Своевременное овладение правильной речью имееет важное значение для последующего обучения . Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений  и устранения речевых нарушений. Поэтом...


 

Комментарии

Я взяла за основу решения проблемы рыб и морских обитателей. Кому будет интересно, то позже могу добавить подробные конспекты и фотографии по результатам работы с детьми.