Главные вкладки

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звуки М-Мь. Вгости к трём медведям".
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Савченко Светлана Геннадьевна

     Представляю конспект еще одного открытого логопедического занятия. Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Zvuki_m-m._V_gosti_k_tryom_medvedyam..doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  

    учреждение детский сад компенсирующего вида № 85

    Конспект открытого логопедического занятия

    в старшей группе для детей с ОНР

    Тема «Звуки м - м’. В гости к трём медведям»

    подготовила

    учитель-логопед

    Савченко Светлана Геннадьевна

    г. Хабаровск

    2011г.

    Тема открытого занятия «Звуки м - м’. В гости к трём медведям»

            Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение сло варя по теме «Весна»; закрепление навыка дифференцировки звуков [м], [м’], умения определять позицию звука в слове.  Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных (волчий, лисий, беличий, медвежий, заячий); употребление в речи слов сложной слоговой структуры;

     Коррекционно-развивающие цели. Развитие мелодико-интонационной стороны речи, зрительного внимания и памяти, творческого воображения. Развивать умение передавать содержание описательного рассказа по цепочке с опорой на мнемотаблицу. Учить вести диалог свободно, выразительно, не нарушая последовательности событий в рассказе. Формирование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса и графических навыков.

    Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование. Предметные картинки со звуками [м], [м’], доска с маркером, декорации: колодец, маки, речка, игрушки диких животных, домик Б.Яги; льдинки с буквами. Мнемотаблица и карточки-вкладыши, игрушки со звуками [м], [м’].

    Ход занятия

    1. Слышится стук в дверь.

    Логопед:  К то же к нам стучится?  (входит девочка).

    Машенька: Здравствуйте, дети.

    Л: Девочка, как тебя зовут?

    М: Меня зовут Машенькой.

    Л: А почему ты такая грустная?

    М: Я в чаще заблудилась,

          К трём медведям в дом явилась.

          Суп у мишки похлебала,

          Стульчик маленький сломала.

    Л: Машенька огорчилась, что сломала стульчик у Мишутки.

         Что же ты решила, Машенька?

    М: Я решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения.

    Л: - Ребята, давайте поможем Машеньке отыскать дом трёх медведей.

          Какой 1й звук мы слышим в имени Маша?  А в слове Мишутка?

        - Произнесём звук [м], [м’].

        - Чем мы произносили звуки [м], [м’]?

       - Обозначим звук [м] звуковым кружочком.

       - Обозначим звук [м’] звуковым кружочком.

       - Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».

    Характеристика звуков по акустическим признакам.

    Л: - Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?

           Звук [м]                                                         Звук [м’]

       Согласный                                                       согласный

       Твёрдый                                                           мягкий

       Звонкий                                                            звонкий

       Обозначаем син.                                            Обозначаем зел.

     - Чем отличаются эти звуки?

     - Чем они похожи?

    Звуковой анализ и синтез слогов.

    Л: - Я рядом с синим кружочком (со зв. [м]) поставлю красный (гл. звук).

        - Что это?      (это слог)

        - Как вы догадались?    (слоги состоят из звуков)

        - Если это звук А, как будет звучать слог?  (МА)

        - Вместо синего, поставлю зелёный кружок, как звучит слог?   (МЯ)

        - Гласный звук превращается в И, слог звучит   (МИ)

        - Меняем зелёный на синий.

        - Как будет звучать слог?    (МЫ)

    2. В гости к трём медведям.

    Л: - Ребята, пойдёмте искать домик трёх медведей.

        - Вон там зайчики сидят. Они подскажут нам, куда идти.

        - Ой, какие зайчики сидят хорошенькие.

        - Какие ушки у зайчика?  (белые) 

        - Значит он какой?    (белоухий) 

    Аналогично:  белогрудый, белохвостый.   

        - Назовите ласково зайцев  (зайчики, зайчата, зайки, зайчишки, заиньки). 

    Дети: - Зайки-зайки, помогите, зайки-зайки, подскажите, как нам найти дорогу к трём медведям.

    З: Поможем, если вы правильно разложите картинки.

    Дети определяют позицию звука в слове и раскладывают картинки, комментируя свои действия.

    Белоухому – картинки со звуком [м] в начале слова.

    Белогрудому - картинки со звуком [м] в середине слова.

    Белохвостому - картинки со звуком [м] в конце слова.

    З: - Идите к колодцу волшебному, он подскажет дорогу к медведям.

         

    3. Игра «Волшебный колодец».

    Л: - Надо достать картинки из волшебного колодца с помощью волшебного ведёрка. Определить 1й звук в названии картинок и по первым звукам слово, а оно укажет, куда идти дальше.

    (картинки: мороженое -1,

                        аист – 2,

                        кошка -3)

    Л: -Молодцы, ребята. Машенька, тебе уже не так грустно, правда?!

       

    4. Игра «Цветочная полянка»

    Л: - Посмотрите, а вот и полянка цветочная. А что это за цветы?

        - Да цветы-то не простые, под ними звери лесные спрятались.

        - Догадайтесь, какие это звери. Чтобы правильно ответить, необходимо использовать такие слова:

    «Мне кажется, …»

    «Наверное, …»

    «Я думаю, …»

    «Потому что …»

    Р: - Мне кажется, что на полянке сидит лиса, потому что это лисий хвост.

    (ответы детей)

    Дети: - Звери-звери, помогите, звери-звери, подскажите, как нам найти дом трёх медведей.

    Звери: - Подскажем, если выполните наше задание.

    1. На карточке соедините точки, и у вас получится буква. Какая буква получилась?
    2. Вставьте пропущенную букву и прочитайте слова.

    (МАМА   МУХА   МОХ   МАК   МАКИ   КОМ   МУКА  ДОМ   ДЫМ   БУМ   ТОМ   СОМ   ЛОМ   ТИМ)

    Звери: - Идите к речке, она вам укажет дорогу дальше.

    5. Динамическая пауза «У речки».

    К речке быстро мы спустились,

    Наклонились и умылись

    Раз, два, три, четыре

    Вот как славно освежились.

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Одной рукой, другой рукой

    И вышли на берег крутой.

    6. Игровое упражнение «Льдинки».

    Л: - Ребята, а какое время года сейчас?

        - Да, весна. На реке скоро тронется и пойдет лёд, как называется это явление?     (ледоход)

       - Смотрите, льдинки плывут по реке. Буквы замёрзли на них. Возьмите по льдинке и допишите.

       - Назовите свои буквы.

       - Посмотрите, а речка то о чем-то сказать хочет.

    (дети составляют из красных букв слово «домик»)                      

       - Речка подсказала, что живёт в этом домике Баба Яга.

    7. Игра «Заколдованный ковёр».

    Л: - Баба Яга улетела в своей ступе, но оставила письмо для нас.

    (логопед читает письмо)

    Письмо: Там за воротами и живут медведи с маленьким Мишуткой, но войдёт в ворота только тот, кто поможет мне починить заколдованный коврик, который прогрызли мыши.

    Л: - А починить его помогут маленькие картинки. Надо взять картинку, поставить её на своё место и составить предложение о весне.

    (составление по цепочке рассказа о весне с использованием мнемотаблицы)

    Рассказы 1-2 детей.

    8. Итог занятия «У медведей».

    - Вот мы и пришли к медведям. Машенька прошения попросила. А мы подарим маме-медведице и Мишутке игрушки со звуками [м], [м’].

    Сюрпризный момент: медведи благодарят детей и угощают их бочонком мёда.     

         

           

    Список использованной литературы

    1. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999
    2. Лопатина Л. В. Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд – во «Союз», 2001
    3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003
    4. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование. – М.: Айрис – пресс, 2006
    5. Брехунова Г. Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед. – 2007. - № 4. – С. 76-80.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Весна идёт».

    Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прил...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

    Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

    Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

    Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ФФНР Тема «Звуки м - м’»

    Тема «Звуки м - м’»Тема открытого занятия «Звуки м - м’» Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м\' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в...

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для родителей "Зима недаром злится..."

    Каждый год в феврале наш детский сад проводит День открытых дверей. В этот день проводятся открытые занятиях в группах, спортивные соревнования, консультации специалистов. В этом году мы решили совмес...

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе "Звуки А и У"

    Предлагаю вашему вниманию конспект по обучению грамоте в старшей логопедической группе первый год обучения....


     

    Комментарии

    Ляхова Надежда Николаевна

    СПАСИБО!