Применение массажа в коррекции речевых нарушений
план-конспект по логопедии по теме

Щепотько Регина Анатольевна

Индивидуальное

коррекционное  логопедическое

занятие на тему:

 

«Применение массажа в коррекции речевых нарушений».

 

 

 

 

 

 

     Занятие проводилось в детском саду с ребёнком 5  лет, имеющим артикуляторные нарушения, нарушения произношения, пониженный мышечный тонус (мимическая мускулатура).

 

 

 

 

 

 

 

Цель занятия:  

1.     Активное механическое воздействие на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата.

2.     Нормализация мышечного тонуса языка.

3.     Нормализация мимической и артикуляционной мускулатуры.

4.     Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений.

5.     Пополнение пассивного и активного словаря словами прилагательными.

6.     Воздействие на мелкую мускулатуру рук.

Оборудование: бинт, вата, спирт этиловый, зонды, бумажные салфетки, карточки – схемы,  валик магнитный игольчатый  (продаётся в аптеке), игрушка кузнечик и заяц,  верёвка бельевая 2 метра,  русская народная сказка  «Коза – дереза» (издательство «Малыш» Москва 1983 г).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект..doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное

коррекционное  логопедическое

занятие на тему:

«Применение массажа в коррекции речевых нарушений».

     Занятие проводилось в детском саду с ребёнком 5  лет, имеющим артикуляторные нарушения, нарушения произношения, пониженный мышечный тонус (мимическая мускулатура).

Цель занятия:  

  1. Активное механическое воздействие на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата.
  2. Нормализация мышечного тонуса языка.
  3. Нормализация мимической и артикуляционной мускулатуры.
  4. Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений.
  5. Пополнение пассивного и активного словаря словами прилагательными.
  6. Воздействие на мелкую мускулатуру рук.

Оборудование: бинт, вата, спирт этиловый, зонды, бумажные салфетки, карточки – схемы,  валик магнитный игольчатый  (продаётся в аптеке), игрушка кузнечик и заяц,  верёвка бельевая 2 метра,  русская народная сказка  «Коза – дереза» (издательство «Малыш» Москва 1983 г).

                                             

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

       Карточки – схемы «Колобок настроения» (выяснить, с каким настроением ребёнок пришёл на занятие).

  • Улыбающееся лицо – заниматься хочется.
  • Грустное лицо – безразличен к занятию.
  • Злое лицо – не хочется заниматься.

  1. Повторение, с целью закрепления, артикуляционной гимнастики.

           Работа по тетради из предыдущих занятий.

      Ребёнок называет и показывает сам  артикуляционные упражнения, опираясь на картинки- символы в своей домашней тетради. Упражнения: «Заборчик», «Лошадка»,  «Качели»,  «Молоточек», «Звоночек»….

  1. Массаж лица магнитным  валиком (кровоснабжение лица).

 Магнитным  валиком  ребёнок проводит по мышцам окружности рта с небольшим нажимом в течение 3 – 5 минут. Идёт активное воздействие на состояние мышц и кровеносных сосудов.

Мышцы:  круговую мышцу рта; большую скуловую мышцу;  малую скуловую мышцу;  мышцу, поднимающую верхнюю губу; мышцу, поднимающая верхнюю губу и крыло носа; мышцу, поднимающую угол рта; мышцу смеха;  щёчную мышцу; мышцу, опускающую угол рта; мышцу, опускающую нижнюю губу;  подбородочную мышцу.

  1. Массаж языка.

Расслабляющий.

  • Указательным пальцем произвести лёгкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки. (Ребёнок выполняет самостоятельно).
  • Захватить кончик языка и производить покачивающие движения из стороны в сторону.
  • Захватить кончик языка и производить вытягивание языка вперёд из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости.
  • Повторить  все упражнения, увеличивая амплитуду  движения.

Поглаживание.

  • Правую сторону языка. Левую сторону языка.
  • От кончика к корню языка и обратно.
  • От боковой части языка до средней линии и обратно (с двух сторон).
  • Поглаживание боковых поверхностей языка от кончика к корню.

Растирание мышц языка.

  • Перетирание мышц языка с правой стороны.
  • Перетирание мышц языка с левой стороны.
  • Одновременное перетирание  мышц языка с двух сторон.

Разминание мышц языка.

  • Надавить на язык от кончика к корню с постепенным передвижением и обратно. Правую и левую сторону разминаем отдельно. Движения лёгкие, без сильного нажима.
  • Круговые движения  от кончика языка к корню и назад.

Вибрационные (колебательные движения).

  • Лёгкое потряхивание языка.
  • Лёгкое похлопывание по языку зондом (рамочкой).
  • Лёгкое покалывание по языку зондом (для бокового и носового сигматизма).

Игра «Силачи».

     Скрученным марлевым жгутом перетираем (пилим)  по языку из стороны в сторону.

     Надавливаем жгутом на кончик языка, а  кончик языка, сопротивляясь, поднимается вверх. Жгутом стараемся приподнять кончик языка  вверх, а язык не даёт его поднять, сопротивляется.

      Проглаживаем жгутом по языку в направлении от корня к кончику языка. Расслабляем  мышцы языка.

Расслабляющий массаж.                  

          Расслабляющим массажем всегда заканчивается массаж языка.

      Во время проведения массажа языка рассказывается сказка, принесённая  как сюрприз кузнечиком – игрушкой. Сказка «Коза - дереза», то есть задира, драчунья коза. Кузнечик не умеет читать, но ему очень понравились картинки – иллюстрации. Мы будем рассказывать сказку и одновременно нажимать кузнечику на туловище, ведь он не простой, а для массажа  пальчиков. Внутри кузнечика находятся мелкие бусы, которые помогают массировать  мелкую мускулатуру пальчиков.

Сказка.

     Жили – были дед да баба да внучка Маша. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки – одна коза. Коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз послал дед бабку козу пасти. Она пасла, пасла и домой погнала. А дед сел у ворот и спрашивает:

     -Коза моя. Коза, что ты ела, что пила?

     - Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, - вот и вся моя еда.

     Рассердился дед на бабку, раскричался и послал внучку козу пасти. Та пасла, пасла да домой пригнала. А дед сел у ворот, да и спрашивает:

     -Коза моя, коза, что ты ела, что пила?

А коза в ответ:

     -Я не ела, не пила, меня внучка  не пасла. Как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, - вот и вся моя еда.

     Рассердился дед на внучку, раскричался, пошёл сам козу пасти. Пас, пас, досыта накормил и домой погнал. А сам вперёд побежал, сел у ворот,  да и спрашивает:

     -Коза моя, коза, что ты ела, что пила?

     -Я не ела, не пила. Как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, - вот и вся моя еда.

     Рассердился дед на обманщицу, стал её ругать. А коза обиделась и в лес убежала. А в лесу забралась в домик зайчика, двери закрыла, на печку залезла. Пришёл зайка домой – дверь закрыта. Постучал зайка домой да и говорит:

     - Кто мой домик занимает, кто меня в дом не пускает?

     - А коза ему страшным голосом:

     - Я коза-дереза, чёрные глаза, острые рога.

     - Испугался зайчик. Сидит, плачет. Идёт мимо волк.

     - О чём ты, заинька,  плачешь?

     Рассказал зайчик ему о своём горе, а волк решил ему помочь выгнать козу из домика. Но не смог он выгнать козу, она и волка напугала.

     Сидит  зайчик,  опять плачет. Идёт мимо медведь.

     Рассказал зайчик  и ему о своём горе, а медведь  решил ему помочь выгнать козу из домика. Но не смог он выгнать козу, она и  медведя  напугала.

     Сидит  зайчик,  опять плачет. Идёт мимо петушок Петя.

     Рассказал зайчик  и ему о своём горе,  и петушок Петя  решил ему помочь выгнать козу из дома.

     Пришёл Петя к избушке да как закричит:

     -Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу!

     Испугалась коза. Выскочила из домика и убежала в лес.

     А зайка снова в своёй избушке живёт, морковку жуёт.

III. Работа с иллюстрациями к сказке.

1. Изобразить мимикой всех персонажей сказки, оказавшихся в разных ситуациях.

  • Изобразить оханье бабушки.
  • Изобразить печальное лицо внучки.
  • Изобразить злость деда.
  • Изобразить удивление зайца, когда он не смог попасть домой.
  • Изобразить грусть зайца, как он плачет.
  • Изобразить испуг волка.
  • Изобразить добродушие медведя.
  • Изобразить смелость петуха.
  • Изобразить радость зайца.

Подобрать слова (существительное + прилагательное).  Охающая бабушка, печальный заяц, злой волк, грустный зайчик,   добродушный медведь, испуганный медведь, злая коза, вредная коза, отважный и смелый петух, радостный зайчик, улыбающийся зайчик.

2. Кто были самые главные персонажи сказки? О ком чаще упоминается в сказке?  (коза и заяц)

3. Мелкая моторика.

    Правой рукой  из пальчиков изображаем козу.

    Левой рукой  - изображаем зайца.

IV. Физминутка.

     Мы сейчас покажем зайчику, по какой дорожке убежала  коза  в лес.

    Из длинной верёвки  ребёнок прокладывает  дорожку, по которой убегала коза в лес. В начале верёвки ставится игрушка – заяц, а от него на полу змейкой  выкладываем верёвку. По этой выложенной дорожке проходит ребёнок без обуви.

V. Упражнения для развития подвижности губ.

     А теперь мы покажем зайчику и кузнечику, как мы занимаемся. В домашней тетради записано домашнее задание. Отрабатываем задания с гласными, а с согласными на самостоятельную отработку дома с родителями.

  1. Растянуть губы в улыбке без обнажения зубов.
  2. Растянуть губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
  3. Плотно сомкнутые губы вытянуть вперёд.

Чередовать упражнения 1,2,3, («трубочка» - «улыбочка»).

  1. Произносить гласные звуки протяжно:
  • Без голоса, но с подчёркнутой артикуляцией;
  • С голосом  

          и  и  и  и   (губы растянуты в улыбке)

      о  о  о  о   (губы овалом)

     у  у  у  у    (губы трубочкой)

     5. Произносить согласные звуки:

  • Беззвучно;
  • С голосом.

          С  с  с    з   з   з     (губы растянуть в улыбке)

          Ш ш ш  ж ж ж   (губы вытянуты вперёд овалом)

    6. Слитно и протяжно произнести несколько звуков на одном выдохе:

                       И и и  у у у  (губы сначала растянуты «И», затем принимают             форму  «трубочки»)

                                  О о о  у у у  и и и  ( губы из формы «трубочки» переходят в форму «улыбочки»)

                                 А а и и у у ы ы ,   с с ш ш , ж ж з з    и т.д.

На следующем занятии мы продолжим эти упражнения, но с усложнением.

VI. Итог занятия.

  1. Вспомнили артикуляционные упражнения и повторили их.
  2. Сделали массаж язычку.
  3. Прослушали сказку «Коза-дереза» и мимикой обыграли героев сказки.
  4. Работали пальчиками.
  5. Учились развивать подвижность губ (домашнее задание).
  6. Карточка – схема.

Используем  карточки – схемы «Колобок настроения»  (выяснить, с каким настроением ребёнок уходит с занятия).

Понравилось ли сегодня заниматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированный японский массаж и массаж дарами природы в коррекции речевых нарушений у детей.

В материале для родителей раскрывается роль осязательных ощущений в механизме формирования речи, описывается методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями и технология лечебного массажа с дарам...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.В последние несколько десятил...

«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...

Необходимость использования логопедического массажа в коррекции речевых нарушений

В статье приведены примеры эффективности использования логопедического массажа и самомассажа, описаны речевые случаи для техник массажа....

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование  логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Консультация для родителей "Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В коррекции речевых нарушений у дошкольников логопед часто использует логопедический массаж. Родители могут также проводить массаж в домашних условиях....


 

Комментарии

Уважаемая Регина Анатольевна! С большим интересом изучила конспект логопедического занятия, в котором Вы подробно описываете методику применения логопедического массажа. Материал, безусловно, полезен для практикующего логопеда, так как во многих случаях успеху работы по постановке звуков способствует именно логопедический массаж.В занятие включены увлекательные задания, выполняя которые ребенок развивает мимическую и артикуляционную мускулатуру. Подобные упражнения я буду включать в занятия с младшими школьниками. Спасибо.