Консультация для родителей "Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений у дошкольников"
консультация (старшая группа)

Проникова Елена Владимировна

В коррекции речевых нарушений у дошкольников логопед часто использует логопедический массаж. Родители могут также проводить массаж в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический массаж

при коррекции речевых нарушений у детей.https://sun9-21.userapi.com/impg/27xTN3v0jz3sHnOqijW_pa7d9qQTQuImBZ-X9A/fhD4V6xC6jU.jpg?size=837x807&quality=95&sign=26a68f80ad0d201efcbf85f945961222&c_uniq_tag=yzcML-Qx59pW_t_TwE-H_ji4h-_pRA8d7GMfSs-3S_4&type=album

Для детей с речевыми нарушениями логопед часто использует в своей практике логопедический массаж.

Логопедический массаж имеет несколько основных видов:

  • Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.
  • Точечный. Направлен на биологически активные точки, где скапливаются сосуды и нервные окончания.
  • Аппаратный. Применяются вакуумные или вибрационные приспособления.
  • Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам.

Логопедический массаж помогает решать следующие задачи:

 - нормализовать тонус мышц артикуляционных органов;

 - улучшить кровоснабжение;

- повысить эластичность мышечных волокон, силу и объём их сократительной функции;

 - снизить гиперсаливацию (повышенное слюнотечение);

 - растянуть подъязычную уздечку.

Родители могут проводить массаж в домашних условиях. При выполнении массажа в домашних условиях ребенку должно быть комфортно. Он не должен чувствовать тревогу, важно отыскать к нему подход и отвлечь чем-то. Маленьким деткам сеансы проводят, когда они находятся в коляске или на руках у мамы. Более взрослые детки могут располагаться на спине с маленькой подушкой либо валиком под шеей или в кресле с подголовником.

Со временем дети привыкают к манипуляциям и воспринимают их спокойно.

Процедуру можно проводить не ранее, чем спустя два часа после еды. Предварительно нужно хорошо прополоскать рот ребенка.

Предварительная разминка

Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:

  • Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
  • Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
  • Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
  • Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.

Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.

Методика массажа

Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.

Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.

Для массажа языка используются специальные приспособления.  В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.

Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается до 25 минут.

Простые игровые приёмы массажа, стимулирующие работу органов речевого аппарата ребенка.

1. «Нарисуем усы». С помощью указательных и средних пальцев «рисуем» усы, выполняя движения от середины верхней губы к уголкам рта.

2. «Весёлый смайлик». Двигаем пальцами от средней точки нижней губы к уголкам рта, а потом – по направлению к скулам.

 3. «Грустный смайлик». Выполняем движения двумя пальцами от середины к уголкам верхней губы, и дальше – до углов нижней челюсти.

 4. «Клюв». Указательным и средним пальцами собираем верхнюю губку в «клювик», затем то же делаем с нижней губой.

5. «Бородка». Тыльной поверхностью ладоней поглаживаем от центра подбородка к ушкам.

6. «Три дорожки». Двигаемся пальцами к ушам: сначала – от центральной точки нижней губы, затем – от центра верхней губы, и потом – от крыльев носа.

7. «Рисуем кружки». Выполняем круговые движения подушечками пальцев по щёчкам.

8. «Греем щёчки». Выполняем растирающие движения кончиками пальцев по щекам в разные стороны.

 9. «Паровозик». Сжимаем ладони в кулаки, приставляем их к щекам, производим круговые движения, смещая щёчные мышцы сначала по часовой стрелке, а затем – в противоположном направлении. Можно сопровождать массажные движения ритмичными звуками: «Чух-чух».

Самомассаж языка.

Самомассаж языка ребенок может выполнять сам перед зеркалом под наблюдением взрослого.

1. Погладить язык губами. Язык двигается вперед-назад через сомкнутые губы, как бы «выглядывая» изо рта и «прячась» в него.

2. Пошлепать язык губами. Язык лежит на нижней губе, а ребенок шлёпает по нему, произнося пя-пя-пя.

3. Почесать язык. Губы – в улыбке, зубы сомкнуты. Язык двигается вперед-назад. Зубки чешут «спинку» и «животик» языка.

4. Покусать язык зубами (не сильно).

5. Выполнять движения в обратном порядке.

Можно применять зубную щетку для массажа языка в домашних условиях.

Массаж языка

.

        :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение массажа в коррекции речевых нарушений

Индивидуальноекоррекционное  логопедическоезанятие на тему: «Применение массажа в коррекции речевых нарушений».           Занятие проводилос...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.В последние несколько десятил...

«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...

Необходимость использования логопедического массажа в коррекции речевых нарушений

В статье приведены примеры эффективности использования логопедического массажа и самомассажа, описаны речевые случаи для техник массажа....