ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Сергеева Екатерина Витальевна

 

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к новым нетрадиционным технологиям, которые  широко используются: (в том числе и в логопедии) фитотерапия, звукотерапия, музыкотерапия, массаж и т.п.  Они воздействуют  на процессы происходящие в организме ребенка (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его речи. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющие основную роль в речедвигательном процессе.

В современной логопедии массаж применяется при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия (при которой отмечается паретичность артикуляционной и мимической мускулатуры), ринолалия, заикание, а также при поведенческих проблемах, которыми страдает большинство детей с речевой патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЯГКУ СО ЯО Реабилитационный центр «Здоровье» для детей

и подростков с ограниченными возможностями

МЕТОДИЧЕСКИЕ

 РЕКОМЕНДАЦИИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Учитель – логопед    

                       Сергеева Екатерина Витальевна

20 мая 2012год

         СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………2

Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых нарушений

1.1. Страницы массажной летописи………………………………………………………...3

1.2. Физиологическое действие массажа……………………………………………………6

1.3. Основные цели логопедического массажа и его значение в коррекции речевых нарушений………………………………………………………………………………..…...7

Глава 2. Методики и техники логопедического массажа

2.1. Виды массажа, используемые в логопедической практике……………………….......8

2.2. Гигиенические основы проведения логопедического массажа……………………..10

2.3. Основные приёмы классического массажа………………………...…………………12

2.4. Основные методы сегментарно- рефлекторного массажа…………………………...14

2.5. Методика использования точечного массажа………………………………...………15

2.6. Использование самомассажа в логопедической практике………..…………………17

2.7. Логопедическая гимнастика (пассивная, активная)………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………………... 20

Литература……………………………………….…………………………………….…...21

Приложение.............................................. ............................................................................22

    ВВЕДЕНИЕ        

   Здоровье  - «это состояние полного физического, душевного и           социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков».             Всемирная организация здравоохранения.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей,   но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число логопедических групп в ДОУ, коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемых результатов.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход  к коррекции речевого и сопутствующего ему  психического и соматического развития ребенка.

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к новым нетрадиционным технологиям, которые  широко используются: (в том числе и в логопедии) фитотерапия, звукотерапия, музыкотерапия, массаж и т.п.  Они воздействуют  на процессы происходящие в организме ребенка (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его речи. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющие основную роль в речедвигательном процессе.

В современной логопедии массаж применяется при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия (при которой отмечается паретичность артикуляционной и мимической мускулатуры), ринолалия, заикание, а также при поведенческих проблемах, которыми страдает большинство детей с речевой патологией.

Теоретической предпосылкой для его применения служат работы  М.Б.Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику.

Несмотря на то, что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные виды массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени очень мало  учебных пособий, представляющих логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии.

Обучение специализированному логопедическому массажу не носит  целенаправленного, систематизированного характера. Известно, что многие логопеды, работающие в социально - педагогических учреждениях, не достаточно грамотно владеют приёмами логопедического массажа так как, не имеют возможности получить квалифицированных знаний в этой области. А это значит, что дети с такими сложными речевыми диагнозами как дизартрия, ринолалия, заикание – лишены такого эффективного метода, как логопедический массаж. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения.

Актуальность выбранной темы вызвана необходимостью систематизировать и целенаправленно применять логопедический массаж в практической деятельности, с целью повышения уровня логопедического воздействия в комплексной реабилитации детей с речевыми нарушениями.

ГЛАВА 1.          Метод массажа в коррекции речевых нарушений.

1.1.Страницы массажной летописи

Целью данной главы является доказательство того, что массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности. Напротив, за последние десятилетия интерес к нему значительно возрос.

Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. До нас дошло множество источников (наскальные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли. Люди, зачастую не имея других средств врачевания, прибегали к единственному, которое было доступно, — рукам.

О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.

В древнеиндийских медицинских трактатах — «Аюр-Веды» — подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх.

Искусство массажа еще до нашей эры распространилось и в соседних с Индией Непале и Цейлоне. Письмена древних индусов рассказывают, что в 1000 году до н. э. на территории Непала существовали медицинские школы, в которых обучались этому методу врачевания.

Заимствовали его у индусов и китайцы. Но их массаж отличался от индийского включением приемов с применением растягивания суставов. Древнейшая из дошедших до нас книг о массаже — «Конг-фу» появилась в 2698 году до н. э. в Китае. В VI веке здесь впервые в мире был создан государственный медицинский институт, где массаж изучался как обязательная дисциплина. В каждой провинции Древнего Китая имелись врачебно-гимнастические школы, в которых готовили врачей - «таоссе», практикующих массаж и гимнастику. В XVI веке была издана энциклопедия «Сан-Тсай-Ту-Госи» (64 тома). В ней изложены техника и методика китайского массажа, систематизированы приемы.

Известно, что массаж с XII века до н. э. использовали в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют сохранившиеся папирусы, алебастровые рельефы, некогда украшавшие царские дворцы, надписи в пирамидах..

Из Египта массаж вместе с «умащиванием» маслами и мазями, широким использованием бани попал в Древнюю Грецию — колыбель европейской цивилизации. Величайшие врачи Древней Греции считали массаж обязательным элементом эллинской культуры, в которой телесное развитие ценилось превыше всего.

Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). Первым пропагандистом массажа для больных и здоровых людей является Геродикос (484— 425 до н.э.). Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь ежедневно занимался гимнастикой и массажем.

Благодаря Асклепиаду (128—56 до н.э.) — выдающемуся древнеримскому врачу — массаж получил особенно широкое применение и в медицине, и в физическом воспитании. Именно Асклепиад первым разделил массаж на сильный и слабый, кратковременный и продолжительный, с применением смазывающих средств и без них (сухой).

 Выдающийся древнеримский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 н. э.) описал методику основных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание). Он первым рекомендовал начинать массаж со слабых поглаживаний, постепенно их усиливать, растирая, разминая участки тела, и заканчивать процедуру также легкими поглаживаниями. (Предписания Галена сохранились до нашего времени практически без изменений.)

Своеобразный массаж практиковался и у славянских народов. Его называли «хвощевание», то есть нахлестывание тела веником во время мытья в бане. Такой массаж способствовал закаливанию организма. (По свидетельству современников, древние славяне, жившие в условиях сурового климата, отличались крепким здоровьем.)

С XIX века, особенно во второй его половине, медики пытались дать научное обоснование массажу.

В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его в лечебную практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли М.К.Барсов, И.В.Заблудовский, В.В.Гамолицкий, Е.Н.Залесова, Н. И.Рачинский, В.К.Крамаренко, К.Г.Соловьев, И. П. Каллистов, А. В. Янченко, И. М. Саркизов-Серазини.

Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до революции принадлежит русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И. В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву называют отцом современного массажа.

История точечного массажа, как и история других его видов, уходит корнями в глубокую древность. Существует множество легенд о возникновении точечного массажа, достоверность которых до сих пор не доказана. Но известно, что около           5 тысяч лет назад в Китае народные врачеватели эмпирическим путем обнаружили на коже человека точки (зоны), раздражение которых уколами (акупунктура) или прижиганием приводило к исчезновению болезненных явлений в организме, восстановлению его нарушенных функций (Хуанди-ней цзин, III в. до н. э.). Этот метод, основанный на философских принципах перемещения жизненной энергии ци (чи), называется «чжень-цзю». В 1026 году появился первый «Атлас точек»              (Ван Вэй-и 600 активных точек).

Древнейшие литературные источники свидетельствуют о том, что точечный массаж был широко распространен в Китае, Корее и других странах Востока уже          в I—II веках, а с VIII века был признан официально.

Европа же узнала о чудесных точках на теле человека от миссионеров и путешественников лишь в XIII веке. Восточный метод массажа на европейской почве приживался трудно. По-настоящему им заинтересовались только в XIX веке. В России первые упоминания об акупунктуре (иглоукалывании) можно встретить в научных работах ряда авторов XIX—начала XX века (П.Г.Чаруховский, 1828; А. А. Татаринова, 1853; П. А. Корниевский, 1863, 1878; А.Я.Виолина, 1903; В.В.Корсаков, 1928). Серьезное изучение и применение этого метода в нашей стране началось с 1957 года.  В XX веке не только совершенствовались методы акупунктуры, но и получили развитие новые системы воздействия на определенные активные точки (зоны), в том числе на зоны ушной раковины (Эрчжень-ляо, аурикулопунктура, П. Ножье), стоп и кистей рук (Су-джок, Ч. В. Пак).

Массаж стоп и кистей, ушных раковин (аурикул) и волосистой части головы как метод естественного оздоровления с глубокой древности был известен многим народам, представителям различных культур. Сегодня трудно сказать, где именно зародилась такая форма терапии.   Она,  вероятно, так же стара, как акупрессура и акупунктура. Из поколения в поколение передавались отдельные приемы этого метода исцеления, которые по прошествии веков образовали систему приемов массажа рефлексогенных зон.

В гробнице египетского врача из Саккары на стене изображена сцена массажа рефлексогенных зон на стопах и кистях человека.

Индейцы при лечении больного органа применяли массирование стопы.      Может быть, им уже с давних времен была известна концепция рефлексогенных зон, но возможно, ее применяли и неосознанно.

Труд американского врача Н. Фицджеральда (1872—1942) «Терапия зон» (1917) послужил фундаментом для существующей сегодня столь эффективной и плодотворной терапии рефлексогенных зон.

Другой американский врач, Д. Рейли, открыл терапевтические возможности этого метода. Ученица Рейли — Юника Ингам, интенсивно применявшая этот метод в своей практике, написала две книги, в которых отображала состояние терапии рефлексогенных зон того времени.

Из Америки этот метод распространился в немецкоязычные страны. Сегодня его используют тысячи врачей, физиотерапевтов и целителей во всем мире.

Массаж рефлексогенных зон является эффективным и простым методом достижения психического и физического расслабления человека, а также сохранения и умножения сил его организма.

О влиянии массажа рефлексогенных зон существует много различных мнений, но во всех подчеркивается связь между подлежащими воздействию зонами (стопы, кисти рук, уши, волосистая часть головы и т.д.) и общими процессами, происходящими в организме человека. Об этой связи известно еще с древних времен из учения об энергиях китайской медицинской философии. Поскольку, например, на стопах имеется более 70 тысяч нервных окончаний, то объяснение, что после воздействия массажа на эти зоны приходят в возбуждение связанные с ними функции тела и органов, звучит достаточно убедительно.

Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И. Н. Асадчих, А. В. Сироткина, Г. Р. Ткачева, В. И. Дубровский и др. В. И. Дубровский организовал в Москве школу массажа, в которую приезжают учиться из различных городов России и других стран.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

1.2.  Физиологическое действие массажа.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы.

Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС.

Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо -               и - кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.

Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы.  В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению

 активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппаратом.          Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

1.3. Основные цели логопедического массажа и его значение в коррекции речевых нарушений.

Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц,  нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих как нормализации произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями

Основные цели логопедического массажа:

  1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  2. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  3. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  4. Стимуляция проприоцептивных ощущений;
  5. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  6. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  7. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Логопедический  массаж проводится на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Логопедический массаж способствует гармонизации мышечного тонуса лицевой мускулатуры и органов речедвигательного аппарата. При логопедическом массаже проводится вторичная активизация корковых процессов моторной речи.

 В реабилитационном центре «Здоровье» логопедический массаж входит в систему комплексной  реабилитации детей и подростков, страдающих речевыми нарушениями:  дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание,  нарушения голоса, т.е. во всех  случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц лицевой и оральной  мускулатуры.

 Благодаря логопедическому массажу работа логопеда стала более результативной: сокращаются сроки постановки звуков, их автоматизация и введение в речь. Некоторые звуки после курса массажа могут появиться самостоятельно, отмечается синхронность в работе голосового и дыхательного отделов речедвигательного аппарата, улучшается качество речи детей в целом.

 Самое главное в методике логопедического массажа – систематичность, последовательность, огромное терпение.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

ГЛАВА  2       Методики и техники логопедического массажа.

2.1 Виды массажа, используемые в логопедической практике

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а так же плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба.

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа.

Практикующие логопеды:  И.Б. Карелина, Г.В. Дедюхина, Л.Д. Могучая, Е.А.Дьякова, в логопедической практике используют массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа, что на наш взгляд имеет большое практическое значение

Современные авторы: Е.А. Дьякова, И.В. Блыскина  считают, что всё таки  основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического.

И.В.Блыскина (логопед с двадцатилетним стажем работы) предлагает в работе с детьми, имеющими речевую патологию, использовать:

  • массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, аурикул, волосистой части головы), профессора Ауглина,
  • сегментарно-рефлекторный массаж
  • точечный массаж

И рекомендует при наличии временной и технической возможности  выполнять полный массажный комплекс - все виды массажа рефлексогенных зон, сегментарно-рефлекторный и точечный.

«В комплексе можно проводить отдельно точечный или сегментарно-рефлекторный массаж, но оптимальным является совмещение обоих их видов. В массажный комплекс входят:

1. Развитие ручного праксиса.

2. Развитие тактильных (осязательных) ощущений.

3.  Релаксация.

4. Собственно массаж.

5. Дифференцированная артикуляционная гимнастика.» (5.)

 Е.А. Дьякова (к.п.н. ведущий логопед  г. Москвы), использует в своей практике комплексы расслабляющего и активизирующего массажа, которые включают в себя:

1. Массаж плечевого пояса и шеи.

2. Массаж в области гортани.

3. Массаж лицевой мускулатуры, в который входит:

  • массаж в области лба,
  • массаж в области глаз,
  • массаж в области щёк и подбородка,
  • массаж мышц губ,
  • массаж мышц языка,
  • массаж мягкого нёба,
  • массаж уздечки языка,
  • массаж слизистой оболочки дёсен и твёрдого нёба.

 Елена Александровна Дьякова так же применяет методику точечного массажа и самомассаж.

          Изучив и проанализировав виды логопедического массажа, рекомендуемые современными авторами, логопеды реабилитационного центра «Здоровье» стали применять в своей практике дифференцированный логопедический массаж по методике Е.А. Дьяковой.

Нами применяется: массаж плечевого пояса, массаж в области гортани, массаж лицевой мускулатуры, внутриполостной массаж (массаж внутренней поверхности щёк, массаж мягкого и твёрдого нёба, массаж уздечки языка, массаж мышц языка).

При массаже языка,  нами используется как ручной так и инструментальный метод воздействия. В качестве специальных приспособлений используем зонды, шпатели, зубные щётки (используется щетинистая поверхность или рифлёная поверхность ручки), напальчники – имитирующие зубные щётки для детей первого года жизни.     Массаж с использованием этих приспособлений, как правило, хорошо дополняет ручной массаж, но не заменяет его так как, опираясь только на собственные тактильные ощущения, можно достаточно точно определить изменения в состоянии мышц, возникающие в результате массажного воздействия.

После курса логопедического массажа у некоторых детей появилась синхронность в работе голосового и дыхательного отделов речедвигательного аппарата, у других улучшилось качество звукопроизносительной стороны речи, нормализовалось  речевое дыхание, что благоприятно влияет на качество речи детей в целом.

Таким образом: применение различных видов массажа в логопедической практике делает коррекционный процесс более дифференцируемым и динамичным.

2.2. Гигиенические основы проведения логопедического массажа.

Для получения от логопедического массажа максимального эффекта необходимо выполнять основные гигиенические требования.

        Желательно для выполнения процедуры подготовить специально оборудованную комнату площадью 10—16 квадратных метров. Если такой возможности нет, массаж можно выполнять прямо в логопедическом кабинете, однако необходимо, чтобы он имел достаточную звукоизоляцию, хорошо освещался, вентилировался, отапливался (при температуре ниже 22°С мышцы ребенка не расслабятся, и, естественно, максимального эффекта от воздействия не будет).

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Для проведения массажа используются специальная кушетка, которая отличается от обычной медицинской отсутствием подголовника, удобные стулья, соответствующие росту ребенка (стопа сидящего на стуле должна полностью стоять на полу, а бедро располагаться параллельно полу). Не рекомендуется проводить массаж как на жестких, так и на мягких покрытиях. Лучше всего подходит для этого уплотненный ватный детский матрасик, покрытый чистой простынкой (отдельной для каждого ребенка).

 Высота массажной кушетки должна соответствовать росту логопеда. Необходимо также иметь плоскую подушку такого размера, чтобы она во время массажа доходила до середины лопаток ребенка (это расслабляет шейный отдел, где, собственно, и кроется значительный процент от общего числа проблем у детей с патологией речи, особенно страдающих дизартрией), и небольшие валики для лучшего расслабления его нижних конечностей. Валик подкладывается под голеностопные суставы ребенка   (рис. 1) при его положении лежа на животе (так удобно проводить массаж стопы — она полностью расслаблена), а при положении лежа на спине — под коленные суставы  (рис. 2).

Рис.1

Рис. 2

Особые требования предъявляются к рукам массирующего. Они должны быть без царапин, ссадин, трещин, грибковых заболеваний, мозолей, с коротко остриженными ногтями. На руках не должно быть перстней, колец, часов, браслетов и других украшений, которыми можно повредить кожу ребенка. Массаж следует делать только теплыми, чистыми руками (холодные вызывают спазм сосудов, мышц). Если кожа рук сухая, то ее периодически смазывают питательным кремом. Если отмечается потливость рук, перед началом процедуры их следует протереть водкой или спиртовым раствором.

Сеанс массажа — это процедура, выполняемая один раз в день.

 Курс массажа — это количество сеансов, проводимых в течение определенного количества дней.

Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов. Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностнее речевое нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции.

Так как воздействие массажа происходит поэтапно, то в его начале объектом воздействия является кожа, затем — мышцы, сосуды, лимфатическая система, суставы.

Исследуя кожу, необходимо определить ее цвет (он зависит от количества пигмента, разветвленности сосудистой сети), степень влажности, наличие на ней отеков, сыпи, гематом, повреждений.

Ключевым моментом в исследовании тела ребенка является определение тонуса мышц. Он может быть нормальным, повышенным (гипертонус) и пониженным (гипотонус). При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная; при гипертонусе — напряжена, иногда болезнена; при гипотонусе — вялая, излишне мягкая, повисшая. Состояние тонуса мышц является исходной точкой (критерием) при выборе приемов массажа. На это надо обратить особое внимание.

Логопед, выполняющий массаж, должен: обладать хорошим осязательным чувством кожи; владеть техникой массажа; четко ориентироваться в диагностике речевой патологии; иметь ясное представление о физиологическом действии отдельных приемов массажа; знать, в каких случаях необходимо применять тот или иной прием и переходить от одного к другому. Кроме того, логопед должен хорошо знать анатомию речевого аппарата, топографию мышц, сосудов, нервов, показания и противопоказания к выполнению массажа.

Массируемая часть тела должна находиться в устойчивом положении и быть максимально расслаблена. (Чаще всего это касается конечностей.) Если нет прочной основы для массируемой части тела, то расслабления не наступит; для удержания конечности ребенок будет напрягать мышцы, что приведет к утомлению и снизит эффект от массажа.

Таким образом:  для получения от массажа максимального эффекта необходимы: 

  • методическая и техническая подготовленность логопеда;
  • условия для проведения процедуры;
  • правильное положение ребенка во время массажа;
  • информация о степени тяжести нарушения функционального состояния речи ребенка;
  • продолжительные сеансы и курсы массажа.

2.3.  Основные приёмы классического массажа

В классическом массаже применяют пять  основных приёмов :

 1.  Поглаживание (поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное).

 2.  Плотное нажатие(по биологическим точкам)

3.  Растирание

4.  Разминание

5. Вибрация.

Каждый из них имеет вспомогательные приёмы, которые сохраняя сущность основного движения, дают возможность достичь наибольшего эффекта применительно к особенностям анатомической конфигурации массируемой области.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.

А.  Поверхностное поглаживание

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

B.        Граблеобразное поглаживание.

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2.        Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

3.        Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц.   Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

4.        Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

5.        Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Следует учитывать, что выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.

2.4. Основные методы сегментарно-рефлекторного массажа.

Способ массажа, основанный на принципе использования сегментарного строения тела, называется сегментарным массажем.

При коррекции речи предусматривается массаж только определенных отделов тела (шейного, верхнегрудного, так называемой воротниковой зоны, волосистой части головы, лица).

Все органы, ткани и функционирующие системы организма человека, находясь в неразрывных взаимоотношениях, представляют собой единое целое. В связи с этим ни одна проблема, в том числе и касающаяся речи, не может быть рассмотрена как процесс локальный. Всегда появляются рефлекторные изменения в сегментарно-связанных функциональных образованиях, иннервируемых теми же сегментами мозга. Эти изменения могут возникать в коже, мышцах, соединительной ткани и в свою очередь влиять на первичный очаг нарушения речи и поддерживать патологический процесс. Устраняя с помощью массажа произошедшие изменения, можно содействовать ликвидации первичного патологического процесса и восстановлению нормального состояния организма.

Взаимосвязи нашего организма осуществляются путем рефлексов.

Основы развития сегментарно-рефлекторных методов массажа заложены установлением функциональных связей между всеми частями человеческого организма. Исследователи доказали, что, воздействуя на поверхность тела в определенных зонах, связанных с кожей сегментарными взаимоотношениями, можно влиять на трофические процессы, процессы обмена, работу внутренних органов, секреторную деятельность и другие важные функции организма.

При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа (поглаживание, растирание, разминание, вибрация

и поколачивание, плотное нажатие).  При этом не ограничиваются воздействием только на патологический очаг, а дополнительно используют приемы внеочагового воздействия на системы организма и ткани. Такие приемы оказывают более полное нормализующее влияние на функции организма.

Сегментарно-рефлекторный массаж базируется на применении специально разработанных и научно обоснованных, дифференцированных для различных заболеваний методик. Выбор приемов массажа, техника их проведения и дозирование воздействий зависят от формы и стадии патологического процесса, индивидуальной переносимости и реактивности организма ребенка.

Но основным критерием при выборе приемов в логопедическом массаже является зависимость их от тонуса мускулатуры ребенка. При гипотонусе мускулатуры (паретические состояния) используются возбуждающие, стимулирующие приемы: интенсивное прерывистое поглаживание, растирание и разминание. При гипертонусе (спастические состояния) применяются в основном неинтенсивное поверхностное поглаживание и легкое растирание.

Например, при паретичных мимических мышцах левой стороны применяют тонизирующий массаж в виде растирания, разминания, а на здоровой, правой, половине - поглаживание.

Сегментарно – рефлекторный логопедический массаж подробно описала в своей книге «Логопедический массаж», логопед с двадцатилетним стажем работы Ирина Викторовна Блыскина. ( ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

2.5. Методика использования точечного массажа

В настоящее время уже известно более 1700 биологически активных точек (БАТ), из них полным признанием пользуются 695 (так называемые классические точки). В лечебной практике наиболее популярны приблизительно 150 точек воздействия. Для выполнения точечного массажа лишь с узкой целью коррекции речевых расстройств логопедам или непрофессионалам, например родителям, достаточно знать порядка 40 точек, анатомо-топографические ориентиры которые приведены в приложении..

БАТ - это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создается биологически активная зона. 

Она оказывает влияние на образование связей между данным участком кожи и определенным внутренним органом. В области точки происходит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, сильнее инфракрасное излучение, отмечается болезненность при пальпации. Потому такие точки получили название «активные точки», что характеризует их физиологически.

По данным В. Г. Адаменко (1969), диаметр активных точек изменяется в зависимости от состояния человека. Так, во время сна и при сильной усталости точки имеют диаметр менее 1 мм. Когда же человек просыпается, диаметр точек увеличивается до 1 см, а когда находится в состоянии эмоционального напряжения или бывает болен, площадь отдельных точек настолько увеличивается, что образуются целые участки (зоны) с повышенной проводимостью. В случае заболевания человека заметно повышается электрический потенциал активных точек, причем не всех, а дифференцированно, что происходит с участием коры больших полушарий головного мозга.

Одни точки откликаются на заболевания органов грудной клетки, другие - печени, почек и т.д. Это явление позволило врачевателям древности сгруппировать точки по линиям, которые называются каналами, или меридианами.

Широкому распространению этого метода способствуют простота, с которой выполняется точечный массаж, его эффективность, отсутствие вредных влияний.

Точечный массаж применяют как метод рефлекторной восстановительной терапии при понижении рефлекторной возбудимости мышц, находящихся в спастическом состоянии; для укрепления паретичных мышц, улучшения в них кровообращения и обменных процессов; восстановления нарушенных двигательных функций.

Точечный массаж стимулирует или успокаивает вегетативную нервную систему, регулирует деятельность желез внутренней секреции, организует энергетический баланс, причем вызывает ответную реакцию в зоне, не имеющей тесной анатомической связи с зоной раздражения.

Прежде чем приступить к точечному массажу, необходимо чётко изучить расположение биологически активных точек. Непременным условием правильного выполнения точечного массажа (для достижения нужного эффекта) является попадание в биологически активную точку, регулировка силы воздействия, верная постановка пальцев.

Критерием попадания в точку является появление предусмотренных субъективных ощущений (неинтенсивная боль, ломота, распирание, онемение, эффект электрического тока), тогда как рядом находящиеся области при воздействии на них не дают подобных ответных реакций.

Приемы массажа, проводимого детям, те же, что и для взрослых, но раздражение должно быть в пределах нейтрального, гармонизирующего. Используется надавливание средней силы (не более 2 кг).

При односторонних парезах применяется так называемая асимметричная методика точечного массажа (надавливание на симметричные точки выполняется с разной силой в зависимости от состояния тонуса мышц на симметричных частях тела).

Принцип, по которому выбирается прием воздействий, прост: он определяется состоянием мускулатуры (гипо- или гипертонус). Существует несколько приемов точечного массажа, но при воздействии на ребенка с логопедическими проблемами достаточно освоить два основных, наиболее часто употребляемых:

1. Расслабляющий.

2. Возбуждающий

Расслабляющий прием. При повышенном мышечном тонусе задачей является расслабление (седативное воздействие), снятие спазм.

При этом применяется седативный (успокаивающий) прием массажа: на проекции точки устанавливают I и II (или III) пальцы, держат их так в течение              1-2 секунд, затем производят вращательные движения по часовой стрелке в течение    5-6 секунд (палец не сходит с области проекции точки) и углубляют, слегка надавливая на точку. Далее фиксируют достигнутый уровень в течение 1-2 секунд. Потом производят противоположные действия - «вывинчивают» палец против часовой стрелки, постепенно уменьшая силу надавливания. Выполняют вращательные движения в течение 5-6 секунд. (При воздействии седативным способом в течение        1 минуты производят 4 входа и выхода, каждый по 15 секунд.)

Возбуждающий прием. При пониженном тонусе и атрофиях мышц, парезах применяется тонизирующий, возбуждающий прием массажа: в течение 12 секунд находят точку, в течение 3-4 секунд производят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец. Затем, максимально надавив на область проекции точки, палец резко отрывают. Движения в такой последовательности повторяют 8-10 раз, что составляет 40-60 секунд воздействия.

Эффект массажа непропорционален числу задействованных точек.                    Их максимальное количество в одном сеансе должно быть равно восьми.

В первые сеансы обычно массируют не более 3-4 точек общего действия, которые расположены на верхних и нижних конечностях, ниже локтевых и коленных суставов. Симметричные точки используют попарно и по возможности одновременно. В дальнейшем точки общего действия заменяют на локальные, но обязательно в каждый сеанс должны быть включены 1-2 точки общего действия.

 Количество сеансов точечного массажа зависит от тяжести речевой патологии у ребенка. Возможно проведение 10, 12, 15 и 20 сеансов в одном курсе массажа. Количество используемых в сеансе точек к середине курса должно возрастать, к концу курса постепенно уменьшаться. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

Для правильного подбора приемов и дозировки коррегирующего раздражения необходимо установить состояние ребенка: путем пальпации и осмотра определить тонус мышц верхней половины туловища, мимических мышц и мышц языка. Учитываются также конституциональные особенности ребенка и его эмоциональный фон.

В логопедическом массаже используется, как правило не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей.

Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются:

  • нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов;
  •  регуляция вегетативных функций и обменных процессов;
  •  регуляция эмоционального состояния;
  • профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.

2.6. Использование самомассажа в логопедической практике

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а так же в определённой степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приёмов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные  моменты в условиях дошкольного учреждения. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки),  дневного сна.

В своей работе мы применяем самомассаж на логопедических занятиях, как правило, в игровой форме. Длительность одного сеанса самомассажа составляет            5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем  4 – 6 раз.

Дети обучаются приёмам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приёмов самомассажа дети, сидя на стульчиках, принимают спокойную, расслабленную позу. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его.

 Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приёмы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подовранную тихую музыку в медленном ритме. Это метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно - проприоцептивную стимуляцию в определённом ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

Общие правила проведения самомассажа.

*    перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;

*  движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются           в занятия в полном объёме;

*    стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

* удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

*   ритм стиха задаёт ритм массажных движений;

*   темп произнесения текста взрослыми замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначал его движения.

Таким образом: самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Самомассаж является дополнительным воздействием основного логопедического массажа.    (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)

2.7. Логопедическая гимнастика.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы.) Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В.Фомичева и др.)

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Принцип отбора артикуляционных упражнений – характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.

Логопедическую гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся          в спокойном состоянии.

Логопедическая гимнастика делится на активную и пассивную.

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия   к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических и артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемежаются с приемами массажа и реже предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т. е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц                   и суставов. Пассивные движения должны быть  активны, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает        на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3 — 5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя  лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.  (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики.

 Цель активной гимнастик - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

 Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т. п. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

В логопедической практике реабилитационного центра «Здоровье»,                  мы применяем методики авторов: Т.В.Буденной «Логопедическая гимнастика»             М.Е. Хватцевым «Артикуляционная гимнастика», И.И. Панченко «Артикуляционная гимнастика», И.А.Смирновой «Логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей с ДЦП», Т.А Воробьёвой и О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения», ит.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)

Длительность проведения логопедических упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. При тяжёлых поражениях речи её рекомендуют проводить длительно.

Выполнение артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения.

Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в процессе её проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности. Напротив, за последние десятилетия интерес к нему значительно вырос. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

Массаж является эффективным и простым методом достижения психического и физического расслабления человека, а также сохранение и умножение сил его организма. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы.

Логопедический массаж – это специальная логопедическая техника, которая способствует гармонизации мышечного тонуса лицевой мускулатуры и органов речедвигательного аппарата.

Отличие общего массажа от логопедического в том, что мышцы речевого аппарата мелкие и при пальпации их трудно определить, по этому логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых проводится логопедический массаж.

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Особое значение логопедический массаж оказывает на мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба, повышает эластичность мышечных волокон, их объём, силу и биоэлектрическую активность мышц.

Использование логопедического массажа на начальных этапах, считается более эффективным и значимым.

Применение различных видов массажа в логопедической практике делает реабилитационный процесс более дифференцируемым и динамичным.

Сочетание логопедического массажа с артикуляционной гимнастикой, способствуют быстрому восстановлению фонетической стороны в целом.

Чтобы получить от логопедического массажа максимального эффекта, необходима методическая и техническая подготовленность логопеда.

Логопед, выполняющий массаж, должен: обладать хорошим тактильным чувством кожи; ( так как при массаже руками идёт обратная связь), владеть техникой массажа; четко ориентироваться в диагностике речевой патологии; иметь ясное представление о физиологическом действии отдельных приемов массажа; знать, в каких случаях необходимо применять тот или иной прием и переходить от одного к другому (состояние тонуса мышц является исходной точкой (критерием) при выборе приемов массажа.) Кроме того, логопед должен хорошо знать анатомию речевого аппарата, топографию мышц, сосудов, нервов, показания и противопоказания к выполнению массажа

Таким образом: логопедический массаж является надёжным помощником в работе логопеда и делает процесс коррекции речи более эффективным, динамичным и творческим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1997.

2. Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный.  – М., 1998.

3. Белая Н.А. Ещё раз о массаже. – М., 1977.

4. Бирюкова А.А. Массаж  - спутник здоровья. – М., 1992.

5. Блыскина И.В.  Логопедический массаж.  – СПб., 2004.

6. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 2001

7. Гревцева Е.В.  Логопедический тренинг.  – СПб., 2002.

8. Дедюхина Г.В, Могучая Л.Д., Яньшина Т.А.  – Логопедический массаж и      лечебная физкультура с детьми 3-5лет, страдающими детским церебральным параличом.  – М., 2003 9. Дорох Н.В. «Коррекционные возможности массажа», статья в научно-методическом журнале  «Логопед» № 3 2004г..

10. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005.

11.Игнатьева С.А., Карелина И.Б., Российская Е.Н., Эльбаева А.Д. коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. –  Курск 1997.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Линии, по которым выполняется сегментарно-рефлекторный

логопедический массаж.

Область лица

Движения массирующего должны быть направлены (рис. 1)

  • от середины лба к вискам;
  • середины лба до ушных раковин;
  • латеральных концов бровей к волосистой части головы;
  • медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз;
  • спинки носа к ушным раковинам;
  • крыльев носа к ушным раковинам;
  • середины верхней губы до ушных раковин;
  • середины верхней губы на подбородок;
  • крыльев носа по носогубным складкам к углам рта;
  • середины подбородка до ушных раковин.

Область шеи

Передняя и боковые поверхности шеи сильными приемами не массируются.

Следует массировать:

  • переднюю поверхность снизу вверх, к подбородку;
  • боковые поверхности - от ушных раковин вниз;
  • заднюю поверхность - снизу вверх, к волосистой части головы (если же у ребенка наблюдается гипертензионный или гидроцефальный синдром, массировать необходимо сверху вниз).

10

Язык

Желательно массировать участок языка от кончика до середины (чтобы не вызвать рвотного рефлекса). Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные. Они должны быть направлены:

  • от середины языка к его кончику и обратно;
  • центра языка влево и вправо («елочка»);
  • левого края языка до правого и наоборот (поперек языка).
  • Далее следует:
  • перекатывание пальца по языку в разных направлениях;
  • пощипывание и растягивание краев языка.

Верхний плечевой пояс

Направление движений произвольное: снизу вверх, сверху вниз, слева направо, от одного плечевого сустава к другому и наоборот (обязательно массируется сам плечевой сустав). Возможны движения от позвоночника в стороны. Заканчивается массаж всегда движениями сверху вниз.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики

Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе

1. Расслабляющий массаж мышц шеи.

Массаж следует выполнять методом непрерывного поглаживания и легкого растирания. Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Очень эффективно следующее упражнение.

Положить ребенка на кушетку лицом вверх так, чтобы голова свисала. Затем логопед руками плавно, медленно производит головой ребенка круговые движения.

Целесообразно применять гимнастику. Предложите ребенку:

  • голову уронить, «уснуть»;
  • голову запрокинуть, наклонить вправо-влево;
  • голову медленно опустить, затем, вернув в исходное положение, резко «уронить»

Каждое упражнение повторить 5-6 раз.

2. Расслабляющий массаж верхнего плечевого пояса.

3.Расслабляющий массаж лицевой мускулатуры и мышц губ.

4.Расслабляющий массаж мышц языка легким поглаживанием по предложенным ранее направлениям.

Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе

1. Укрепление лицевой мускулатуры.

Для этого используют приемы интенсивного прерывистого поглаживания, глубокого растирания, разминания.

Поглаживание и растирание проводятся по линиям, описанным выше.

Разминание скуловой и щечной мышц выполняют следующим образом (рис. 1). Поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части висков, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 легких движений силу оказываемого на мышцы давления следует увеличить. Однако воздействие на них не должно быть болезненным и вызывать отрицательную реакцию у ребенка.

.

Рис. 1. Положение рук массирующего при разминании скуловой и щечной мышц

2. Укрепление губной мускулатуры.

С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание и пощипывание губ.

Рис. 2. Линии выполнения массажа для укрепления губной мускулатуры.

 Массаж выполняют в следующих направлениях

1 - от середины верхней губы к углам рта;

2 - от середины нижней губы к углам рта;

3 - от углов губ к их середине (пощипывание)

3.        Укрепление язычной мускулатуры.

При вялости языка проводят (с помощью деревянного шпателя или пальцами) следующий массаж:

  • на продольные мышцы языка воздействуют, поглаживая его от средней части к кончику;
  • вертикальные мышцы языка подвергают ритмичному надавливанию;
  • на поперечные мышцы языка воздействуют, поглаживая его из стороны в сторону или от центра в стороны;
  • на края языка воздействуют посредством пощипывания.

4. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

5. Массаж слизистой оболочки полости рта и десен.

При этой процедуре губы ребенка должны быть сомкнуты. Массирующий с усилием, энергично проводит пальцем (кругообразно) справа налево (и наоборот) над верхней и под нижней губами (проекция десен).

6. Массаж твердого неба.

Если у ребенка с ринолалией образовался после операции на небе рубец, то его ребенок может научиться массировать языком самостоятельно.

Можно массировать одним пальцем твердое небо продольным или поперечным поглаживанием.

Растирание выполняется прямолинейное, спиралевидное и кругообразное.

Разминание неба производится надавливанием и раздвиганием.

Необходимо соблюдать указанную последовательность выполнения массажа при различном тонусе мышц.

Начинать логопедический массаж с массирования языка нецелесообразно (низкий эффект).

Изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления и нормализации мышц шеи, губ, языка

Упражнение для мышц шеи

Ребенок сидит на стуле, голову держит прямо. Логопед стоит за спиной ребенка, положив ему левую руку на левое надплечье. Затем правой рукой поворачивает голову ребенка за подбородок вправо и удерживает ее в таком положении  Далее просит ребенка вернуть голову в исходное положение. В момент наивысшего напряжения логопед отпускает руку.

Упражнение повторяется в противоположном направлении.

Упражнения для мышц губ

1. Губы ребенка не напряжены. Логопед фиксирует пальцами углы губ ребенка и просит его с силой изобразить улыбку. Пальцы от углов губ отрывает в момент наиболее сильного их напряжения.

2. Логопед просит ребенка улыбнуться. Зафиксировав пальцами углы его губ в улыбке, предлагает ребенку вытянуть их в трубочку.

3. Отрывает пальцы от губ в момент наиболее сильного их напряжения

1 - фиксация пальцами углов рта; 2 - фиксация пальцами углов рта в улыбке

Упражнения для мышц языка

  1. Язык ребенка высунут. Логопед просит ребенка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.
  2. Язык ребенка находится в полости рта у нижних зубов. Логопед пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребенка с силой высунуть язык, вытолкнув палец.
  3. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.

При помощи вышеописанных упражнений ребенок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что тоже способствует быстрейшей постановке звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение массажа в коррекции речевых нарушений

Индивидуальноекоррекционное  логопедическоезанятие на тему: «Применение массажа в коррекции речевых нарушений».           Занятие проводилос...

Семинар – практикум для учителей - логопедов Тема «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях».

      Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж - это нетр...

«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...

Логопедический массаж в коррекции дизартрических нарушений.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи начинается  с нормализации тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводится логопедический массаж. Механическое воздействие изменяет сост...

Необходимость использования логопедического массажа в коррекции речевых нарушений

В статье приведены примеры эффективности использования логопедического массажа и самомассажа, описаны речевые случаи для техник массажа....