Открытое занятие (старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

 

Тема: «В гости к Морозу Ивановичу».

(старшая группа)

Цель:

·         Совершенствование связной речи, формирование культуры общения;

·         Дать равные стартовые возможности каждому ребенку для поступления в школу.

 

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

·         Создание условий для развития у детей речевого общения со взрослыми и детьми;

·         Обогащение словарного запаса детей, подбор однокоренных слов к слову «снег»;

·         Развитие звуковой стороны речи: автоматизация и введение в речь поставленных звуков [р; р'], [л; л'].

·         Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

Коррекционно- развивающие:

·         Развитие речевого дыхания, темпа речи, выразительности речи;

·         Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;

·         Развивать фонематический слух, мелкую моторику, тактильное восприятие, логическое мышление, воображение;

·         Укрепление мышц языка.

Воспитательные:

·         Формировать доброжелательное отношение друг к другу;

·         Развивать эстетическое воспитание;

·         Воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

              Шарики (наполненные крахмалами); несколько искусственных елок; Кар- Карыч (мягкая игрушка, одевается на руку); зимующие птицы, чашки с фасолью, зерном, крупой для развития мелкой моторики рук; «ёжики» (Су-Джок шарики); свеча в подставке; сундучок, картинки в нем; ворота.

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

(Дети входят в зал, звучит фонограмма зимней вьюги).

Воспитатель.

Звонкая погода, снега кутерьма

Это время года мы зовем …

Дети. Зима!

(Выходит логопед переодетый зимой)

Зима. Здравствуйте ребята!

А вот я и сама

С вьюгой, ветром холодами

Русская Зима.

Вы меня не испугались?

К теплой печке не прижались?

Не пожаловались маме?

- Вы ребята из детского сада «Искорка»?

Д. Да.

З. Мой батюшка, Мороз Иванович, рассказывал мне, что в «Искорке» ребята, дружные, добрые, трудолюбивые. Это правда? И для вас он передал письмо.

(Зима, читает письмо ребятам)

Письмо:

Дорогие ребята из д/с «Искорка».

Много дел у меня в зимнем лесу, один не справлюсь,

Не могли бы вы мне помочь?

Д. Поможем.

З.Ребята, путь у нас долгий. Мороз Иванович живет очень далеко, давайте немного разомнемся.

Разминка:

Птичка скачет, словно мячик                   Дети прыгают под музыку

Птичка крылышками машет                    Изображают полет птички.

И взлетают без оглядки –

Это птичкина зарядка!

 

Раз – присядка, два – прыжок.                 Дети приседают и прыгают по показу логопеда

И опять присядка,

А потом опять прыжок –                            дети показывают прыжки зайчика

Заячья зарядка.

А у нас с вами необычная зарядка.

 

З. Подойдите к зеркалу, посмотрите на свою улыбку. Присядьте, чтобы вам было удобно.

(Дети проходят и садятся напротив зеркала на скамейки)

·         Упражнение «Слоненок»

·         Упражнение «Лягушка»

·         Упражнение «Собачка»

·         Упражнение «Чашечка», попили сока на дорожку.

З. Теперь мы готовы, отправляемся в путь. Давайте оденемся потеплее, ведь на улице холодно.

(Дети, показывают, как одеваются)

- А на чем же нам поехать? (Зима, цокает языком)

Д. На лошадке!

З. Ну, что ж, приготовились. Поехали.

Едем, едем на лошадке (дети щелкают язычком)

По дороге зимней гладкой (щелкают язычком)

Сани скрипят (нажимают руками на два шарика с крахмалом)

Бубенчики звенят (дети звенят колокольчиками)

Дятел стучит (тук, тук, тук)

Вьюга свистит (с-с-с то тише, то громче)

Едем, едем на лошадке (щелкают языком)

Холод, холод, стужа, стужа(у-у-у то тише, то громче)

Ехали мы ехали, на конец доехали.

Тпру-у, приехали!

З.

Мы попали в зимний лес,

Там полным – полно чудес.

В гости я вас приглашаю

И ворота открываю,

Имя по слогам скажи

И в ворота поспеши!

(Дети произносят свои имена по слогам и проходят в ворота)

З. Хорошо в лесу, красиво. Только снега я не вижу. Ребята, давайте потрогаем елочку, понюхаем. Какая она?

Д. Ёлочка колючая, душистая.

З. Елочке холодно в лесу. Давайте мы ее укроем снежинками. Я вам буду читать стихотворение, а вы - добавлять слова, связанные со словом «снег». Каждым «снежным» словом мы будем укрывать ёлочку, чтобы она не замерзла. Взяли в ладошку немного снега, слушаем стихотворение, добавляем снежное слово, сдуваем снег с ладошки на елочку.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

 

С неба все скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

 

На поселке, на лужок

Выпал беленький … (снежок)

 

Вот веселье для ребят –

Все сильнее … (снегопад)

 

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки)

 

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик)

(С каждым добавленным словом дети укрывают ёлочку снежинкой из синтипона, дуя на нее).

З. Вот и укрыли мы елочку снегом. Давайте вспомним, какими снежинками мы ее укрывали. Максим, каким словом ты укрыл ёлочку?

1-й ребенок. Я укрыл ёлочку словом «снег»

2-й ребенок. Я укрыл ёлочку словом «снежинки»

3-й ребенок. Я укрыла словом «снежок»

4-й ребенок. А я укрыло словом «снеговик»

5-й ребенок. Я укрыл ёлочку словом «снежки»

6-й ребенок. А я укрыл ёлочку словом «снегопад».

З. Молодцы! Какие вы внимательные и наблюдательные. Ой слышите? Ребята, что это за звук такой таинственный? Посмотрим?

(Звенит колокольчик. Зима вместе с детьми обходят ёлочку и видят сугроб, под ним лежат ежики ( Су-Джок шарики)).

З. Что это? Сугроб большой, а в сугробе что-то лежит. Наверное здесь белочка резвилась, присядем на пенечки и подуем на сугроб.

(Дети садятся на пеньки и дуют на сугроб)

 Д. Ледяные снежки.

З. Потрогайте их, какие они?

Д.Холодные, колючие.

З. На что они похожи?

Д. На ёжиков.

Мы на ёжиков подуем

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждого возьмём, сильно на него нажмем.

Ёжиков в кулачке сожмем.

И немножко подождем.

(Дети выполняют соответствующие тексту движения)

З. Ёжики – то наши необычные, с сюрпризом, попробуйте их открыть.

(Дети открывают ёжиков и достают из них «колечки»)

З. Давайте примерим колечко на пальчики. Пропиваем слоговые структуру со звуками [л; л']

ЛА – ЛА – ЛА

ЛО – ЛО – ЛО

ЛУ – ЛУ – ЛУ

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ

(меняем руку, примеряем на другие пальцы)

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ

ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ

ЛИ – ЛИ – ЛИ

ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ

З. Какие красивые песенки у вас получились. Давайте мы спрячем снежки в сугроб, чтобы не обижать белочку. Что – то здесь засиделись, Мороз Иванович нас заждался. А что тут под ёлочкой?

З.

Старичок – лесовичок

Оставил под елкой сундучок.

Интересно, что же там?

Загляни туда ты сам.

(Дети поочередно достают предметы из сундучка).

З. Что это?

1-й ребенок. Это хлебные крошки.

2-й ребенок. Это лесные ягоды.

3-й ребенок. Это еловые шишки.

4-й ребенок. Это сало.

5-й ребенок. Это зерно.

6-й ребенок. Это семечки.

З. Как назвать все это одним словом? Для кого этот корм?

Д. Птицам ?

З. Давайте поищем птиц в зимнем лесу.

 (Ребята ищут птиц. И находят на ветке ели Кар-Карыча)

З. Кто здесь спрятался? Я не вижу, ребята, скажите, кто здесь спрятался?

Д. Здесь спрятался Кар- Карыч.

З. Спросите у Кар- Карыча , почему он такой грустный?

Д. Кар-Карыч, скажи пожалуйста, почему ты такой грустный? «спросить у 2-3 детей)

З. Ребята, спросите, что с ним произошло?

Д. Кар-карыч, что с тобой произошло?

З. Не отвечает. Совсем расстроился. Ребята, спросите, почему он ничего не говорит, может его кто-то обидел?

Д. Кар-карыч, скажи пожалуйста, почему ты молчишь, может тебя кто- то обидел?

З. (Обращает внимание на тарелочки с перемешанным зерном и кормушками). Ребята, как вы думаете, что здесь произошло, почему перемешан корм? И почему расстроился Кар-Карыч?

1-й ребенок. Я думаю, что была пурга, и зерна перемешались, вот Кар-Карыч и расстроился.

2-й ребенок. Я думаю, что зерна смешались и Кар-Карыч не может угостить своих друзей, вот он и расстроился.

З. (Зима подходит к Кар-Карычу и наклоняется к нему, делает вид, что слушает его) Ребята, вы правы, а давайте поможем Кар-Карычу и переберем зерно. (Дети присаживаются за столы и перебирают. Из зерна выбирают камушки и складывают их отдельно)

З. Возьмите мисочки с камушками и пересыпьте в одну мисочку, а теперь передайте все пустые мисочки мне. Каждый из ребят берет свою мисочку с чистым зерном и пойдет вместе со мной, кормить птиц. Возьмите зернышки пальчиками и насыпьте их в кормушки. Остальные зернышки в мисочки поставим под елку, мы еще их потом покормим.

(Дети насыпают в кормушку корм, который принесли с собой. Гаснет свет).

З. – Это не просто огонек, это волшебный лучик, его нам Мороз Иванович оставил, чтобы мы с вами не заблудились. Сейчас мы будем передавать волшебный лучик. У кого в руках он окажется, тот и должен описать , а потом назвать одного животного живущего в лесу. Только есть одно условие – нужно слушать ответы своих друзей и не повторяться.

1-й ребенок. Беленький, шустренький – заяц.

2-й ребенок. Неповоротливый, серый – медведь.

3-й ребенок. Хитрая, рыжая – лиса.

4-й ребенок. Шустрая, маленькая – белка.

5-й ребенок. Серый, страшный – волк.

6-й ребенок. Колючий, шустрый – ёжик.

З. Спасибо, ребята, вы меня порадовали, вы знаете много животных живущих в лесу. Слышите? Что это?

Слушай, слушай тишину

Чуткими ушами.

Сколько звуков в тишине

Мы услышим с вами?

З. Ребята, что за звук такой таинственный? (Мороз Иванович ходит и скрепит потом звенит в колокольчик. Все повторяется  3 раза)

- Посмотрите, кто это?

(Ребята поворачиваются и видят Мороза Ивановича он ходит по лесу. Подходит к зеркалу, и развешивает елочки на крючочки)

З. Здравствуй, Мороз Иванович.

М.И. Здравствуй, Зима. Здравствуйте, ребята. Как я рад, что ко мне пришли помощники. Ребят много, все хотят иметь на празднике красивую, нарядную елочку. А какой Новый год без нарядной елочки?

З. Мороз Иванович, я тебе вот сколько помощников привела. Давайте поможем Морозу Ивановичу украсить эти елочки новогодними игрушками. Вам надо разделить слова на слоги и развесить игрушки на своих елочках. Сколько у елочки ярусов посчитайте.

Д. Четыре.

З. На первый ярус повесим игрушку в названии которой один слог, на второй ярус повесим игрушку в названии которой два слога, и т.д.

(Дети делят слова на слоги, украшают елочку).

М.И. Какие нарядные у вас елочки. Спасибо, дети. Мне не терпится узнать где вы были в моем лесу? Что у вас там произошло? Кого встретили? Расскажите мне все – все, так интересно.

(Ребята рассказывают Морозу Ивановичу про свое путешествие)

М.И. А я вам гостинцы принес, угощайтесь.

(Угощает шоколадными шишками).

З. Ребята, давайте попрощаемся с Морозом Ивановичем.

Д.До свидания, Мороз Иванович.

М.И.До свидания, ребята.

(Мороз Иванович уходит в двери)

З. Нам тоже пора возвращаться в детский сад, садимся все на лошадки, поехали.

 

Едем, едем на лошадке    (дети щелкают язычком)

По дороге зимней гладкой     (Щелкают язычком)

Сани скрипят                               (нажимают на шарики с крахмалом)

Бубенчики звенят                       (дети звенят колокольчиками)

Мы ехали, ехали и на конец в детский сад приехали.

(Зима прощается с ребятами)

З.

Очень весело мне было,

Всех ребят я полюбила.

Но прощаться мне пора,

Что поделать – ждут дела!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие, старшая группа "Моё имя, моя семья"

Данное занятие помогает детям старшего дошкольного возраста выражать свои чувства к окружающим их людям, к своему собственному имени....

Открытое занятие. Старшая группа. Правила ухода за зубами.

Конспект занятия в в группе старшего дошкольного возраста о правилах ухода за зубами....

Презентация к открытому занятию старшая группа Математика

Подготовила учитель-логопед Монгуш А.А. для воспитателя....

открытое занятие старшей группе

Конспект открытого интегрированного занятия по фэмп в старшей группе «Космическое путешествие»...

«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект открытого занятия старшей группы «Снегурочка»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие...

Конспект открытого занятия старшей группы по ПДД

Конспект открытого занятия  старшей группы по ПДД Провела : воспитатель Нощенко Анна АлександровнаЦель: Закрепить знания о безопасном поведении на улицах и проезжей части.Задачи: -закрепить с вос...