Характеристика специфических ошибок на письме
методическая разработка по логопедии по теме

 

На­ру­ше­ния пись­ма у де­тей ча­ще все­го воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те об­ще­го не­до­раз­ви­тия ре­чи, ко­гда стра­да­ют и фо­не­ти­ко-фо­не­ма­ти­че­ская и лек­си­ко-грам­ма­ти­че­ская сис­те­мы ре­чи. Дис­гра­фи­че­ские ошиб­ки при от­сут­ст­вии кор­рек­ци­он­ных за­ня­тий со­хра­ня­ют­ся в пись­ме школь­ни­ков и в по­сле­дую­щие го­ды. По­это­му чрез­вы­чай­но важ­ным яв­ля­ет­ся ран­нее вы­яв­ле­ние нарушение письма у млад­ших школь­ни­ков. С этой це­лью ло­го­пе­ды школь­ных ло­го­пе­ди­че­ских пунк­тов в сен­тяб­ре про­во­дят об­сле­до­ва­ние пись­ма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_specificheskih_oshibok_pismennoy_rechi.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Ха рак те ри сти ка спе ци фи че ских оши бок пись мен ной ре чи.

Пись мен ная речь – вид ум ст вен ной дея тель но сти

Пись мен ная речь в от ли чие от уст ной фор ми ру ет ся в ус ло ви ях це ле на прав лен но го обу че ния, т.е. ме ха низ мы пись мен ной ре чи соз да ют ся в пе ри од обу че ния гра мо те и усо вер шен ст ву ют ся в хо де даль ней ше го об ра зо ва ния. Ов ла де ние гра мо той – это слож ная ум ст вен ная дея тель ность, ко то рая тре бу ет дос та точ ной зре ло сти мно гих пси хи че ских функ ций ре бён ка.

Пись мо, как та ко вое, вклю ча ет ряд спе ци фи че ских опе ра ций:

1. Ана лиз зву ко во го со ста ва сло ва. Пер вое ус ло вие пись ма – оп ре де ле ние по сле до ва тель но сти зву ков в сло ве. Вто рое ус ло вие - уточ не ние зву ков, т.е. раз ли че ние глу хих и звон ких, твёр дых и мяг ких, а так же сви стя щих и ши пя щих фо нем (ре че вых зву ков).

2. Пе ре вод фо нем в гра фе мы (пись мен ные зна ки) с учё том пра виль но го на пи са ния их эле мен тов. Это оз на ча ет, что ре бё нок дол жен пред став лять се бе бу к вы, со став ляю щие дан ное сло во, их пра виль ное на пи са ние (час то де ти «зер ка лят» бу к вы, на при мер И – N, Я – R)

3. «Пе ре шиф ров ка» зри тель ных схем букв в сис те му по сле до ва тель ных дви же ний глаз и ру ки, не об хо ди мых для за пи си сло ва.

Ус та нов ле но, что на ру ше ния пись ма у де тей ча ще все го воз ни ка ют в ре зуль та те об ще го не до раз ви тия ре чи, ко гда стра да ют и фо не ти ко-фо не ма ти че ская и лек си ко-грам ма ти че ская сис те мы ре чи. Дис гра фи че ские ошиб ки при от сут ст вии кор рек ци он ных за ня тий со хра ня ют ся в пись ме школь ни ков и в по сле дую щие го ды. По это му чрез вы чай но важ ным яв ля ет ся ран нее вы яв ле ние нарушение письма у млад ших школь ни ков. С этой це лью ло го пе ды школь ных ло го пе ди че ских пунк тов в сен тяб ре про во дят об сле до ва ние пись мен ной ре чи уча щих ся 2-4 клас сов.

1. Ошиб ки на уров не бу к вы и сло га:

1.1. Про пус ки букв и сло гов. Они го во рят о том, что уче ник не вы де ля ет в со ста ве сло ва всех его ком по нен тов. Ча ще все го про пус ка ют ся бу к вы, ко то рые обо зна ча ют глас ные зву ки, на при мер, «рак» - «рк», «ры ба» - «рба», «ко ро ва» - «крва». Бу к вы, ко то рые обо зна ча ют со глас ные зву ки, час то про пус ка ют ся при сте че нии со глас ных в сло ве, на при мер, «стол» - «сол», «скрип ка» - «скип ка».

1.2. Встав ле ние лиш них букв в сло во. Ча ще все го это слу ча ет ся при сте че нии со глас ных, на при мер, «тигр» - «ти гар», «зубр» - «зу бер».

1.3. Пе ре ста нов ки букв и сло гов, на при мер, «дро ва» - «дво ра», «вер то лёт» - «вет ро лёт»

1.4. За стре ва ние на оп ре де лён ных бу к вах и сло гах, на при мер, «хо ди ла» - «хо ди ди ла», «де ре во» - «де ве во».

1.5. За ме ны букв. Ука зы ва ют на то, что уче ник вы де лил в со ста ве сло ва звук, но для его обо зна че ния вы брал не пра виль ную бу к ву. Это бы ва ет в та ких слу ча ях:

- при не чёт ком раз ли че нии глу хих и звон ких, твёр дых и мяг ких со глас ных,

 «лифт» - «ливт», «лю бит» - «лу бит». Очень рас про стра нён ным яв ля ет ся сме ше ние сви стя щих и ши пя щих зву ков, «ста руш ка» - «ста ру ска», «же ле зо» - «зе ле зо» ;

- при не дос та точ ном за кре п ле нии свя зи ме ж ду зву ком и зри тель ным об ра зом бу к вы;

 - при не чёт ком раз ли че нии букв, ко то рые име ют сход ст во в на пи са нии. В этих за ме нах сов па да ет на пи са ние пер во го эле мен та двух букв. По сле на пи са ния пер во го эле мен та уче ник не мо жет даль ше диф фе рен ци ро вать тон кие дви же ния ру ки. Он или не пра виль но пе ре да ёт ко ли че ст во од но род ных эле мен тов (и – ш, л – м, п – т), или оши боч но вы би ра ет сле дую щий эле мент (и – у, Г – Р, б – д ).

У не ко то рых де тей эти ошиб ки пе ре хо дят и в чте ние.

2. Ошиб ки на уров не сло ва:

2.1. Раз дель но на пи са ние час тей сло ва на блю да ет ся в та ких слу ча ях:

- ко гда при став ка или на чаль ная бу к ва сло ва на по ми на ет пред лог, со юз или ме сто име ние. На при мер, «на зы вать» - «на зы вать», «ядо ви тый» - «я до ви тый»:

 

- при сте че нии со глас ных, «бра ли» - «б ра ли»

2.2. Слит ное на пи са ние слов: - слит ное на пи са ние пред ло га или сою за с по сле дую щим сло вом, «в клас се» - «вклас се», «с ма мой» - «сма мой»;

 

- слит ное на пи са ние двух са мо стоя тель ных слов, «все де ти» - «все де ти». В тя жё лых слу ча ях все сло ва в пред ло же нии сли ва ют ся в од но, «Ягу лял нау ли це».;

- мор фо ло ги че ские ошиб ки. Не пра виль ное сло во об ра зо ва ние при по мо щи при став ки и суф фик са, «без усый» - «без уса тый», «ко ро вий» - «ко ров ный».

3. Ошиб ки на уров не пред ло же ния и сло во со че та ний:

3.1. От сут ст вие за глав ной бу к вы в на ча ле пред ло же ния 

3.2. От сут ст вие точ ки в кон це пред ло же ния 

3.3. Не пра виль ная связь слов в пред ло же нии или сло во со че та нии:

- не уме ние пра виль но ис поль зо вать грам ма ти че ские ка те го рии ро да и чис ла («пять ёлоч ков», «на сту пил ночь»);

 

- не пра виль ный по ря док слов в пред ло же нии («Мы ез ди ли к ба буш ке ле том и на мо ре») .

Пси хо ло ги че ское об сле до ва ние об на ру жи ва ет, что в ря де за да ний де ти с на ру ше ния ми пись ма ис пы ты ва ют су ще ст вен но боль шие труд но сти, чем де ти без на ру ше ний. Ха рак тер ным для де тей с на ру ше ния ми пись ма яв ля ет ся тот факт, что об на ру жен ные на ру ше ния об ра зу ют оп ре де лён ные ви ды объ е ди не ний. Наи бо лее рас про стра не ны та кие:

- на ру ше ние ори ен та ции «пра во-ле во» со вме ст но со сла бо стью крат ко вре мен ной слу хо-ре че во вой па мя ти и низ ки ми изо бра зи тель ны ми воз мож но стя ми;

- сла бость крат ко вре мен ной слу хо ре че вой па мя ти со вме ст но с не дос та точ но стью;

- сла бость крат ко вре мен ной слу хо ре че вой па мя ти со вме ст но с низ ки ми изо бра зи тель ны ми воз мож но стя ми и не спо соб но стью к «ря до го во ре нию» (пе ре чис ле нию вре мён го да, дней не де ли).

На чаль ный пе ри од обу че ния гра мо те пред по ла га ет вос пи та ние слож но го един ст ва пред став ле ний об аку сти че ском, ар ти ку ля тор ном, оп ти че ском об ра зе сло ва. Для ов ла де ния пись мен ной ре чью име ет су ще ст вен ное зна че ние сте пень сфор ми ро ван но сти фо не ти ко-фо не ма ти че ских про цес сов и лек си ко-грам ма ти че ской сис те мы ре чи ре бён ка. Но для фор ми ро ва ния пол но цен ных на вы ков пись ма боль шое зна че ние име ет со стоя ние и не ко то рых не ре че вых функ ций: зри тель но-про стран ст вен но го раз ли че ния, ко ст но-мы шеч ных ощу ще ний, па мя ти, вни ма ния, на блю да тель но сти, мыш ле ния.

Как из вест но, де ти с нор маль ной ре чью на про тя же нии все го до шко ль но го воз рас та ус ваи ва ют не об хо ди мый сло вар ный за пас, ов ла де ва ют грам ма ти че ски ми фор ма ми. У них так же фор ми ру ет ся го тов ность к ов ла де нию зву ко вым ана ли зом и син те зом слов. Но у де тей с раз ны ми фор ма ми ре че вой па то ло гии про ис хо дит от ста ва ние в раз ви тии этих про цес сов. По это му де ти-ло го па ты ока зы ва ют ся не спо соб ны ми пол но стью ов ла деть пись мом и чте ни ем. На ру ше ния чте ния и пись мен ной ре чи встре ча ют ся у де тей дос та точ но час то. Па то ло гию пись мен ной ре чи обо зна ча ют тер ми ном «дис гра фия».

Та ким об ра зом, дис гра фия яв ля ет ся од ним из про яв ле ний сис тем но го не до раз ви тия ре чи, ко то рое ох ва ты ва ет все сто ро ны ре че во го раз ви тия ре бён ка, а так же ряд его не ре че вых функ ций. Очень важ на свое вре мен ная кор рек ци он ная ра бо та с ло го пе дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи....

Роль игры в предупреждении ошибок чтения и письма у дошкольников.

        Как подготовить ребенка к обучению грамоте, к предупреждению ошибок чтения и письма? У детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность и спутник детства...

Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие.

Методические рекомендации — это перечень различных видов работ по предупреждению у детей ошибок чтения и письма. Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей дошко...

Возрастная динамика специфических ошибок письма у младших школьников

Содержание. Введение.Глава 1. Нарушения письма у младших школьников: теоретический анализ.1.1.         Особенности русского алфавитного письма.1.2....

Лекция: " Интернет как новая ситуация общения. Специфические средства и характеристики компьютерного общения."

   Создание компьютеров является одним из самых важных и нужных для человечества достижений научной и технической мысли. Современную жизнь нельзя представить без компьютеров. Компьюте...

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию фонематических процессов с целью устранения специфических ошибок на письме.

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию фонематических процессов с целью устранения специфических ошибок на письме....