Рекомендации для учителей начальных классов по развитию фонематических процессов с целью устранения специфических ошибок на письме.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Куркина Анна Александровна

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию фонематических процессов с целью устранения специфических ошибок на письме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куркина Анна Александровна

учитель-дефектолог

МКДОУ «Детский сад «Байр» с. Яшалта

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию фонематических процессов с целью устранения специфических ошибок на письме.

Основные направления коррекционной работы:

     Развитие  фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

     Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

     При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.               Коррекционная работа  по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:

  • Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, где уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков;
  • Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков, где проводится сопоставление смешиваемых звуков на речевом материале.

     Программа общеобразовательной школы предусматривает аналогичную работу в классе на уроке. Но, как показывает практика, большая часть этой работы проводится в первом классе в течение добукварного периода и в четвертом классе, когда дети выполняют письменный фонетический разбор. Во втором и третьем классе такой работе уделяется минимум рабочего времени.

      В связи с этим при работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

  • исключить проговаривание во время письма тем детям, у которых имеются нарушения звукопроизношения. При этом на логопедических занятиях ребенок проговаривает, а логопед страхует проговаривание ребенка, то есть повторяет за ним правильно.
  • включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха. Такие игры могут проводиться на любом этапе урока, включая  организационный момент и физкультминутки.

     Рассмотрим примеры таких игр и заданий.

     Игра «Хлоп-топ»

      Эта игра имеет множество вариантов и может использоваться при изучении практически любой темы на уроке русского языка.

     Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции. 1.Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.

2. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком К, и топнуть, если он услышит слово со звуком Г.

Упражнение лучше начинать в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

3.Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог ПА, и подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться, если он услышит слог БА.

     Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук или тех, кто не смог его найти.

     Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Например:

        У Сени и Сани в сетях сом с усами.

        Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

        Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

     Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других.

У каждого ребенка в руках мяч. Учитель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.

     Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего  (весна – автобус – слон – нос – сова…).

    Игра «Внимательные ушки» (с использованием мячиков суджоку: красный-гласный, синий-твёрдый согласный, зелёный-мягкий согласный)

Цель: развитие фонематического анализа, синтеза.

1.Учитель называет слова, дети выделяют 1 звук слове и поднимают нужный мячик. (Далее–последний звук слове, второй по счёту, третий, предпоследний звук в слове).

2.Учитель показывает мяч определённого цвета – дети должны придумать слово, на данный звук.

3.Работа в команде. Учитель раздаёт детям в группе мячики разного цвета. Каждый ребёнок  - это определённый звук. Дети должны придумать слово, используя только эти звуки, выстоится в линию и назвать свой звук.

     Кроме игр на уроке можно предусмотреть для ребенка с нарушениями письменной речи индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию  фонематического анализа и синтеза. Хорошо использовать карточки и для дифференцированного домашнего задания.

     Задания на карточках могут быть следующими:

  • вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а и т.д.;
  • подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
  • выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков;
  • добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:   па-  (пар)

                                                         па--  (парк)

                                                         па---  (паром)  

                                                         па----  (паруса);

  • преобразовать слова различными способами

- добавляя звук (рот-крот, осы-косы, мех-смех);

- изменяя один звук слова (сом – сок – сук – суп – сух  - сох – сор – сыр    – сын  - сон);

          - переставляя звуки (пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак);

  • разгадать ребус;
  • составить как можно больше слов из букв одного слова (крапива – парк, ива, карп, пар, рак, Ира);
  • составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах   рак, брови, сумка, трава, сыр – комар).

     Как логопед, так и учитель должен знать, что при работе над развитием фонематического анализа опора на проговаривание дается только на начальных этапах работы. Конечной целью совместной работы логопеда и учителя является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

     Чтобы наглядно продемонстрировать приемы работы, логопед дает для учителей открытое занятие по данной теме (приложение 5).

     Развитие языкового анализа и синтеза.

     Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

     Коррекционная логопедическая работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

     Этого можно достичь, выполняя следующие задания:

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2.  Придумать предложение с определенным количеством слов.

3. Увеличить количество слов в предложении.

4. Составить графическую схему данного предложения.

5. Придумать предложение, соответствующее схеме.

6. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).

7. Выделение из текста предложения с определенным количеством слов.

8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.

     Все эти задания может использовать как логопед, так и учитель на уроке в любой игровой форме.

     Логопед, со своей стороны, может порекомендовать учителю не только проводить игры на развитие языкового анализа и синтеза, но и на каждом

уроке уделять внимание детям, имеющим нарушения такого характера. Учитель может использовать как систему сигнальных карточек,

используемых учеником – дисграфиком на каждом уроке, так и индивидуальные домашние задания (составить предложения по сюжетной картинке с определенным количеством слов; составить небольшой рассказ и записать его графически и т. д.).

     Развитие слогового анализа и синтеза.

     При формировании навыков звукового анализа и синтеза работа начинается с вспомогательных приемов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

     Для развития навыков слогового анализа и синтеза логопед может рекомендовать учителю для фронтальной и индивидуальной работы в классе  следующие игры и упражнения:

  • определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру;
  • записать слова в два столбика (разложить картинки в две группы) в зависимости от количества слогов;
  • определить пропущенный слог, записать восстановленные слова (__буз, ут__, лод__, ка__даш);
  • найти в предложении слова с определенным количеством слогов;
  • составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё, точ, лас, ка);
  • выделить в словах первый слог. Записать полученные слоги, объединив их в слова. Прочитать полученное предложение (улей, домик, машина, луна, жаба – У дома  лужа);
  • выделить из слова и записать слог с заданным гласным.

     Игра «Отгадайте, кого я называю?»

     Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

     Ход игры: Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего встают Се-ре-жа, Ма-ри-на и т. д.

     Игра «Перевертыши»

     Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

     Оборудование: карточки со слогами (4-6) каждому играющему.

     Ход игры: учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое.

     Примерный материал: слоги  сос, на;  чай, ка;  вес, на;  ка, мыш;  бан, ка;  ла, ска;  ни, тка;  ра, но;  на, ши;  ка, кой.

     Игра «Часы»

     Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

     Оборудование: круги с передвигающимися стрелками и кармашками для слогов; наборы слогов (бан, тя, са, вет, тка, ош, ка, ни, ко;  ба, мыш, ма, ка, ры, ран;  за, но, ра, сос, ро, на, мок, ки).

     Ход игры: К доске выходит один ученик и ставит «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все слоги. Полученные слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги.

     Игра «Цепочка»

     Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

     Ход игры: Водящий записывает на доске слово по слогам. Следующий ученик подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова  (ок-но – но-ра – ра-ма – ма-ши-на – и т.д.).

     Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

     Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

     Ход игры: Учитель бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

     Игра «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

     Цель: закрепление умения добавлять слог до слова, дифференцировать звуки, развитие внимания, быстроты мышления.

     Ход игры: Учитель бросает детям мяч, называя первый слог. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает слово: ша-       шары

                                                             са-        санки

                                                             шо-       шорох

                                                             со-        сорока

                                                             шу-       шуба

                                                             су-        сумка

          Устранение аграмматической дисграфии.

     При устранении аграмматической дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.

     Основными направлениями в работе являются:

  • уточнение структуры предложения;
  • развитие функции словоизменения и словообразования;
  • работа по морфологическому анализу состава слова;
  • работа с однокоренными словами.

При этом логопед может рекомендовать учителю следующие игры.

Игра «Наведи порядок»

Цель: развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный

порядок слов.

Оборудование: наборное полотно (по количеству команд), карточки со

словами деформированных предложений (по количеству команд).

Ход игры: На наборном полотне в беспорядке выставлены карточки со

словами предложения. Учащиеся из каждой команды расставляют на своем наборном полотне слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик находит место только одного слова. Второй ученик выходит тогда, когда первый сядет за парту.

     Выигрывает та команда, которая первой «навела порядок» в предложении.

Примерный материал:

лесом, скрылось, за, солнце.

окно, стучит, в, дождь.

детей, у, интересных, много, дел.

морозе, на, скрипит, снег, ногами, под.

дежурил, в, сегодня, Сережа, классе, Косарев.

     Игра «Подвижные слова»

     Цель: развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный

порядок слов.

     Оборудование: карточки со словами деформированного предложения.

     Ход игры:  каждый ученик получает карточку со словом. По команде учителя ученики встают в шеренгу так, чтобы из слов, написанных на карточках, получилось предложение.

     Игра «Кто последний?»

     Цель: развитие умения распространять предложение.

     Оборудование: сюжетные картинки.

   Ход игры: Учитель показывает классу картинку и составляет короткое предложение из двух слов. Затем предлагает детям дополнить его одним словом. Каждый следующий ученик удлиняет фразу еще на одно слово.

    Например: Катя рисует. Катя рисует домик. Катя рисует домик красками. Катя рисует домик красками в альбоме. Катя рисует домик красками в новом альбоме.

    Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно.

          Устранение оптической дисграфии.

     Работа проводится  в следующих направлениях:

  1. развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
  2. расширение объема и уточнение зрительной памяти;
  3. формирование пространственных представлений;
  4. развитие зрительного анализа и синтеза.

     Для развития зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

     Подобные задания нужно давать и на узнавание букв. Например: найти букву среди ряда других букв; соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.

     Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

  • Игра «Чего не стало?».  На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем незаметно убирается одна из них. Дети называют, чего не стало.
  • Дети запоминают 4-6 картинок, букв, цифр, фигур,  затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
  • Игра «Что изменилось?».  Учитель раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем учитель незаметно меняет их расположение. Ученики говорят, что изменилось и восстанавливают первоначальное расположение.
  • Игра «Фигуры». Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает на столе спички (счетные палочки) и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру.  Второй игрок, посмотрев, закрывает глаза и старается  посчитать количество использованных спичек. Затем

открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. Правильность проверяется, затем играющие меняются ролями.

Упражнение целесообразно проводить до тех пор, пока дети не научатся удерживать в памяти не менее 10 спичек.

     Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:

  • определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе;
  • определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку (справа, слева от самого себя);
  • определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами или изображениями.

    Упражнения на этом этапе могут быть следующими:

     - Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая). Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут

обратными. Надо доброжелательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, и это следует запомнить.

    - Соотнести свои части тела с соответствующей рукой, назвать их (правое ухо, левая щека и т.д.).

    - Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа. Аналогично с левой рукой.

     - Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, сзади.

     - Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.

     - Возьмите красный и зеленый кубики. Поставьте их один на другой. Какой кубик расположен выше (ниже): красный или зеленый?

     - Возьмите синий, зеленый и красный кубики. Поставьте их один на другой так, чтобы

1) красный был выше синего, а зеленый – выше красного; назовите цвет кубика между двумя другими;

2) красный был ниже зеленого, а зеленый – ниже синего; назовите цвета кубиков сверху вниз, а затем снизу вверх;

3) синий был ниже красного и выше зеленого;

4) синий был между красным и зеленым.

     - Возьмите шарик и кубик. Расположите шарик над кубиком; за кубиком; перед кубиком; под кубиком.

     - Нарисуйте вазочку с цветком. Правее нее нарисуйте конфету, а левее вазочки – яблоко.

     - Расположите в ряд картинки: часы, книга, очки. Что расположено: слева от книги, справа от книги? Что левее: часы или книга, очки или книга? Что правее: книга или часы, часы или очки?

     - Кто из людей, изображенных на рисунках, - левша?

     - Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять руку тем, кто сидит за правой (левой) половиной стола.

  - Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх (спинкой вниз); левый и правый карманы у джинсов.

     Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:

     - написать буквы справа или слева от вертикальной линии;

     - положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата треугольник;

     - нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок.

     - Обозначить на строке 4 точки. Поставить знак «+»:

         от первой точки – снизу;                от второй точки – сверху;

         от третьей точки – слева;               от четвертой точки – справа.

                                       +

                                                +                   +        

                          +

     - Обозначить на строке 4 точки. От каждой провести стрелку в направлении:

         от первой точки – вниз;                 от второй точки – вправо;

         от третьей точки – вверх;              от четвертой точки – влево.

                                                                                   

     Широко используются игры.

     Игра «Разноцветные точки»

     Для выполнения упражнения используется рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку,

читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:

  - ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;

  - заданное направление сохранилось во время чтения;

  - соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

     Игра «Водители»

     Играющие сидят за партами. Они – «водители». «Милиционер» (учитель) показывает карточки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

     Игра «Маленький жук»

     Для игры нужно поле из 16 клеток (4*4), и маленькое изображение жука.

     Учитель дает следующую инструкцию:

     Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

     Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка влево, одна клеточка вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.

     Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, можно взять поле из 25, 36 клеток. Задание усложнять можно и ходами: 3 клетки влево, 2 клетки наискосок вправо - вниз.

     Одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.

     Например:

   - Найти фигуру, букву в ряду сходных (печатных и рукописных) букв.

   - Нарисовать, (сложить из палочек) фигуру или букву по образцу после кратковременного просмотра, по памяти.

   - Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из данных элементов печатных и рукописных букв.

   - Найти заданную фигуру (букву) среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.

   - Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.

   - Реконструировать букву, добавляя или убирая элемент: из А –Л – Д, К – Ж, З – В, Г – Б.

   - Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв, например: Р –Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.

   - Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В.

   - Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в  пространстве: Р –Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.

     Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.

     Для лучшего усвоения их соотносят с какими – либо сходными предметами и изображениями: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т.д.

     Развитие моторики.

     Для полноценного формирования навыков устной и письменной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от  движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

     В практике работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого ребенка.

     На уроках, также как и на логопедических занятиях, целесообразно несколько минут уделять упражнениям на развитие мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, раскрашивание, лепка на уроках технологии и т.д.

     Но кроме этого существует множество игр и упражнений, которые может использовать  логопед и учитель. Рассмотрим некоторые из них.

     В.В.Коноваленко  и  С.В.Коноваленко (2004) советуют проводить комплексные разминки несколько раз в день, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Сначала упражнения показывает взрослый, затем дети могут делать это сами. Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и мелкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия. Время выполнения разминки 3-5 минут.

     Авторами разработано 11 комплексов  упражнений, что позволит сделать такую работу динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.

     Е.А.Борисова (2004) советует уделить внимание тем играм с пальчиками, ход которых сопровождается небольшим стихотворным текстом. Особенно полезной, по мнению автора, будет такая работа тем детям, которые страдают общим недоразвитием речи, так как позволит в игровой форме расширить словарный запас, уточнить некоторые слова и понятия. Учитель начальных классов может использовать такие пальчиковые игры не только на уроках русского языка и чтения, но и на уроках ознакомления с окружающим миром.

    Рассмотрим некоторые из них.

                              Овощи.

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке:                  Ладошка «корзинкой».

Вот пузатый кабачок положила на бочок,             Сгибаем пальчики, начиная с                

Перец и морковку уложила ловко,                                       большого.

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!                                                         Показать большой палец. 

                             Фрукты.

Как у нашей Зины фрукты в корзине:                          Ладошка «корзинкой».

Яблоки и груши, чтобы ребята кушали,           Сгибаем пальчики, начиная с     

Персики и сливы – до чего красивы!                                  мизинца.

Посмотрите на ранет.

Вкуснее наших фруктов нет!                                             Гладим живот.

                             Хлеб.

Муку в тесто замесили,                                Сжимаем и разжимаем пальчики.

А из теста мы слепили:                                       Прихлопываем ладошками,         

                                                                                                  «лепим».

Пирожки и плюшки, сдобные ватрушки,     Поочередно разгибаем пальчики, 

Булочки и калачи –                                                     начиная с мизинца.

Все теперь спечем в печи.                                Обе ладошки развернуть вверх.

Очень вкусно!                                                               Погладить живот.

                          Поздняя осень.

Солнышко греет уже еле-еле;                       Поочередно соединяем, начиная

Перелетные птицы на юг улетели;                  с больших, пальцы обеих рук

Голы деревья, пустынны поля,                           (на каждую примету).

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –                     Руки сжимаем в «замок». 

Поздняя осень стоит на дворе.                           Развести руками перед собой.

                         Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,                  Сгибаем пальцы в кулак, начиная с  

Всю зиму до весны сопит.                                               мизинца.

Спит зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Только заиньке не спится –                                 Показываем большой палец, 

Убегает от лисицы.                                                            вращая им.

Мелькает он среди кустов,                  Соединяем большой палец правой руки с

Напетлял и был таков!                                    указательным левой и наоборот.

     Очень хорошо влияют на развитие мелкой моторики игры и упражнения с использованием небольших мячиков или разноцветных каучуковых шариков. Каучуковые шарики легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук, легко массируют кисть руки ребенка, комплекс целесообразно проводить в начале занятия .

      Очень просты и не требуют большой подготовки упражнения для

пальчиковой гимнастики за столом.

  1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
  2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
  3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):   правой руки;   левой руки;    обеих рук одновременно.
  4. Имитация игры на пианино.
  5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
  6. «Бегают человечки» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
  7. «Футбол» - забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами.
  8. Поочередная смена положения рук «Кулак – ладонь – ребро».  Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
  9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, после этого обеими руками одновременно.
  10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

     Эффективен для развития мелкой моторики самомассаж кистей и пальцев рук.

     Упражнений и игр на развитие моторики много в методической литературе. Каждый учитель может выбрать то, что подходит для него и его детей.  Но, несомненно, таким упражнениям необходимо уделять внимание на каждом уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика специфических ошибок на письме

На­ру­ше­ния пись­ма у де­тей ча­ще все­го воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те об­ще­го не­до­раз­ви­тия ре­чи, ко­гда стра­да­ют и фо­не­ти­ко-фо­не­ма­ти­че­ская и лек­си­ко-грам­ма­ти­че­ская сис­те...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов с целью преемственности в работе с дошкольниками и учащимися посредством реализации совместной деятельности.

( из опыта работы)Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов с целью преемственности в работе с дошкольниками и учащимися посредством реализации совместной деятельности....

Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов с целью преемственности в работе с дошкольниками и учащимися посредством реализации совместной деятельности.

Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов с целью преемственности в работе с дошкольниками и учащимися посредством реализации совместной деятельности....