Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР Составила учитель-логопед Абросимова Тамара Владимировна
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

 

  • Совершенствовать умение звукового анализа и синтеза,
  • Автоматизировать звуки "С-З",
  • Учить взаимодействовать детей друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 18 «Хрусталик» компенсирующего вида» города Белово

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме «Звук (З), (Зь)»

 Составил Учитель-логопед

Абросимова Тамара Владимировна

г. Белово 2012 год

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- учить давать характеристику звуков (З), (Зь);

- учить правильно произносить звуки (З), (Зь), дифференцировать их на слух и в произношении;

- познакомить с предлогами за, из-за, упражнять в их употреблении;

коррекционно-развивающие:

- развивать навыки звуко-слогового анализа слов;

- развивать умение составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги, а также путем преобразования деформированной фразы;

- развивать умение анализировать слова, предложения с этими словами;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, карточки-схемы предлогов, карточки со словами «ГУБЫ», «НАБОР», «ДВЕРИ», «НАРЯД», «ДУБ», «ВАГОН», «КЕФИР», «ПЕЛЕНКА», наглядное пособие «замки» синего и зеленого цвета, фишки зеленого и синего цвета с колокольчиками, игрушки зайца и зебры.

Ход занятия

1. Организационный момент. - На место пойдет тот, кто назовет дикое животное и его детеныша.

2. Развитие артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Артикуляционная гимнастика.

- для челюсти: «бегемотик» - «слоник»;

- для губ: «лягушка» - «дудочка»;

- для языка: «часики», «качели», «чищу зубы», «лопата», «чашка», «лошадка», «грибок».

Работа по развитию дыхания и голоса.

- Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).

- Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок»).

- Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

иуаэ________

иуаэ____________

иуаэ_________________

3. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Объявление темы.

- К нам в гости пришли животные. Кто это? Дети: заяц и зебра.

- Какой первый звук в слове зайка вы слышите? Дети (З).

- Какой первый звук в слове зебра вы слышите? Дети: (Зь).

- возьмите зеркала и посмотрите в каком положении губы, зубы, язык, когда произносите звук (З).

Дети объясняют артикуляцию звука (З):

– губки в улыбке;

- зубы сближены;

- широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;

- холодный воздух идет по центру язычка;

- горлышко «работает».

Характеристика звука: (З) - согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. (Зь) – согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Развитие фонематического слуха.

- придумайте слова со звуком (З). (Ответы детей)

- придумайте слова со звуком (Зь). (Ответы детей)

- где находится звук (З) в слове заяц? Дети. Звук (З) в слове заяц находится в начале слова.

- где находится звук (З) в слове коза? Дети. Звук (З) в слове коза находится в середине слова.

- разделите слова забор, зонт, звезды, зебра, зима, узоры  на части.

Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет какой звук (З или Зь) в названии картинки.

Игра: «Закончи слово».

ЗА: ва.., ро.., гла.., гро..; ЗЫ: ко.., ва.., гро.., бере.., арбу.., моро.., серви…

Игра «Замени букву».

- вам нужно заменить первый звук в словах на звук (З) или (Зь). Какие слова получились? ГУБЫ – ЗУБЫ, КЕФИР - .., НАБОР - .., ДВЕРИ - .., ПЕЛЕНКА - .., НАРЯД - .., ДУБ - .., ВАГОН – … .

- Составление предложений с новыми словами. Запись графической схемы.

4. Физкультминутка.

Мы проверили осанку и свели лопатки. (Дети выполняют упражнения по тексту)

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем легко, как лисята, и попрыгаем как зайчата, и как бельчата.

Свернулся волчонок в клубок, потому что он продрог. (Дети приседают и руками обхватывают ноги)

Лучик волчонка коснулся,

Волчонок сладко потянулся. (Дети встают, руки вверх, потянуться)

Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

- Игра «Скажи наоборот».

Зи – зы, за – зя, зю – зу, зэ – зе, зо – зё.

- Громко, четко повторяем за мной чистоговорки.

ЗА-ЗА-ЗА – ВОТ ИДЕТ КОЗА.            

ЗУ-ЗУ-ЗУ – НЕ БОЮСЬ КОЗУ.

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – НЕТ КОЗЫ.

ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – ВЫ ВЫЙГРАЛИ ФЕРЗЯ.

ЗИ-ЗИ-ЗИ – РЕЗИНУ ПРИВЕЗИ.

Знакомство с предлогами за, из-за.

- Дети выполняют следующие действия: спрятаться за шкаф, выйти из-за шкафа

- За что ты спрятался? Дети: - Я спрятался за шкаф.

- Откуда ты потом вышел?  Дети: - Я вышел из-за шкафа.

- Составьте предложения с предлогами за, из-за.

5. Итог занятия и оценка деятельности детей.

- С каким новыми звуками мы сегодня познакомились?

- Дайте характеристику каждому звуку?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Назовите диких животных в которых есть звуки (З, Зь)

Литература

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

2. Волина В.В. занимательное азбуковедение. М., 1991.

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий II период обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.

5. Нищева Н.В. картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического фронтального занятия по теме "Зимние забавы" (старшая логопедическая группа)

Расширить словарный запас детей. Закрепить знания о зимних забавах, уточнить признаки зимы. Развивать речь, память, мышление, воображение....

КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношения у детей с ОНР - III уровня в старшей логопедической группе ( II – ой год обучения )

КОНСПЕКТфронтального занятия по формированию звукопроизношения у детей с ОНР -  III уровня в старшей логопедической группе ( II – ой год обучения )ТЕМА: «Автоматизация в речи детей звука [Ж]»...

КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношению и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".

КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р"....

Конспект фронтального занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Домашние птицы»

Конспект фронтального занятия  по развитию речив старшей логопедической группе по теме  «Домашние птицы»Коррекционно-образовательные цели: расширять представлений о внешнем виде,...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ТНР :Звук [Ц]

Закрепление и автоматизация произношения слогов,слов,предложений и чистоговорок со звуком [Ц] в речи...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....