Игрушка бибабо в помощь начинающему логопеду.
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Поморина Наталья Валентиновна

Материал содержит описание работы с куклой-бибабо. Данная "кукла" представляет собой, так называемую, игрушку с подвижным языком, которая помогает учителю-логопеду  в работе над артикуляционной моторикой у детей. В статье описаны игры и упражнения с игрушкой, артикуляционная игра-сказка "О Бегемотике Тошке и Весёлом язычке", представлены фотографии с показом некоторых артикуляционных упражнений. Данная работа учавствовала в районном конкурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_bibabo_v_pomoshch_nachinayushchemu_logopedu.docx951.13 КБ

Предварительный просмотр:

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

                              2009 – 2010 уч. г.

МЯГКАЯ ИГРУШКА С ПОДВИЖНЫМ ЯЗЫКОМ «БЕГЕМОТИК ТОШКА».

    Театральные игрушки - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся куклы - бибабо (игрушка - перчатка).

Куклы-бибабо

Уже один вид «веселого человечка», который оживает и действует на глазах зрителей, вызывает большой интерес, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению. В возрасте 3 - 4 лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчивостью внимания.  Неправильно будет думать, что такие игрушки, как театральные куклы, нужны только для детей младшего возраста. Зачастую бывает, дети и более старшего возраста требуют привлечения внимания, особенно, если это дети с СГДВ, ЗПР, те, которые сложно идут на контакт, или те, у которых есть трудности в прохождении адаптационного периода в дошкольном учреждении.

Ребёнок испытывает потребность в действиях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Первая встреча с игрушкой должна вызывать у ребёнка радостное удивление, желание играть с ней. Ребёнок оживляет игрушку, воспринимает её как друга.

Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Применение ручных кукол помогает и для устранения заикания у детей. Кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей.

Особенности ручных кукол позволяют логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного кукольного представления. Логопед делает куклу участником занятия. С ее помощью в игровой форме он обучает детей вначале артикуляционной гимнастике, затем речевой технике, незаметно исправляет запинки в речи, если они есть.

Во время проведения релаксации можно использовать кукол как наглядное пособие. Снятая с руки она повисает, и тогда для детей становится понятным выражение «расслабьте полностью мышцы. Пусть руки ваши будут как тряпичные». По мере овладения техникой расслабления простое напоминание: «Куклы расслабляются (лежат распластанные на столе), и дети расслабляются» - это послужит сигналом к успешному выполнению данного упражнения.

Куклы позволяют логопеду незаметно исправлять произношение ребёнка, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Тошка, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп, старается произносить звуки чётко.  Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
   Ручные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или незаметно ослаблять нервное напряжение у детей.  Кукла на руке взрослого или самого ребенка (который стесняется говорить в новой обстановке) становится для него «собеседником». Она концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в речь, даёт возможность почувствовать себя раскованным, побуждает к активным действиям и речи.
  Логопед с помощью куклы может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что тоже способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок затрудняется начать фразу, то ему можно предложить сказать вместе с куклой. Тогда за бегемотика Тошку говорит сам логопед, но это замаскированная помощь. Если на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, то появляется Тошка (на руке логопеда) и строго говорит: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Это шутливое замечание лучше, чем призыв к тишине или нравоучение, оно напомнит детям о необходимости принять позу внимания, т. е. сесть свободно, ровно и смотреть на логопеда. Если у ребенка на занятии торопливая речь, Тошка, управляемый  логопедом, отрицательно машет головой: «Ай-ай-ай!», закрывает себе уши «руками», отказывается слушать. Если ребенок исправляется и начинает говорить правильно, тогда он хлопает в ладоши и даже подпрыгивает. Детям младшего возраста можно показать, как кукла огорчается, если они не слушаются. Кукла - бибабо продолжает свою работу и дома. Так, у нее могут «заболеть» уши, если ее хозяин много и возбужденно говорит. Тогда приходится кукле делать повязку на уши, отправлять ее в «больницу» (взрослые прячут куклу) и т. п. Это также положительно влияет на поведение ребенка.

Один из вариантов игры:

Тошка (логопед говорит высоким голосом). - Здравствуй! (Наклоняет голову куклы на ударном гласном в слове.)

Дети (по одному). - Здравствуй! (Сгибают указательный палец соответственно произношению ударного гласного.)  (У детей воображаемые куклы - невидимки).
Логопед (смотрит на свою куклу). - Тошка, все невидимки с тобой поздоровались?
Тошка
. Все! (Поворачивается к логопеду и подчеркивает наклоном головы ударный [е].)

Логопед. (глядя на куклу). - Все хорошо говорили?

Тошка (повернувшись к логопеду). - Хорошо! (Слегка подпрыгивает.)
Логопед. - Ты рад, что пришел к нам?

Тошка.  - Очень рад! (Хлопает в ладоши и прыгает, потом поворачивается к детям.) - А вы, мои друзья-невидимки, рады?

  Каждый ребенок отвечает за куклу-невидимку: «Я рад», «Я рада». (При этом сгибает указательный палец соответственно произношению ударного гласного.)
На последующих занятиях и в заданиях по закреплению логопед предлагает детям учить говорить своих кукол-невидимок. Для этого отбираются наиболее доступные из предложенных упражнений.

Игра «Показывает кукла»

Когда дети научатся управлять куклой-бибабо, логопед предлагает каждому ребенку показать, что умеет делать кукла, и назвать действия.

I вариант. Ребенок с куклой на правой руке изображает и говорит: «Хлопает. Кланяется. Рисует. Бегает. Прыгает». И т. д.

II вариант. Один из детей с куклой на руке изображает действия, а остальные дети по очереди их называют: «Умывается. Кувыркается. Радуется…»

«Расскажи о кукле».

Кукла служит наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают её внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребенка. Речевой материал должен соответствовать уровню логопедической работы (отдельные слова в начальный период; короткие предложения, более сложные предложения и, наконец, целые рассказы в последующие периоды).

 Приведем образцы примерных описаний кукол на разных этапах речевой работы.
В начальный период проводится однословное описание куклы с помощью вопросов взрослого. Ребенок произносит на выдохе с удлинением ударного гласного отдельные слова. При этом артикулирующая кукла ребенка открывает рот соответственно ударному гласному звуку.

Например: Кто это? (Бегемотик Тошка). Какого он цвета? (Коричневого.) Что это? (Глазки. Ручки. Нос. Рот. И  т. д.) Какой  он по характеру? (Озорной. Добрый. Веселый. Находчивый. Ленивый. Смышленый.) Что он делает?  (Прыгает. Плачет. Бежит. Танцует. И т. д.)

«Отгадай загадку».

По предварительному заданию логопеда дети учат несколько загадок.
Первую загадку загадывает кукла, управляемая логопедом. Она показывает паузу двумя хлопками между смысловыми отрезками. Затем дети сами по очереди берут Тошку и загадывают загадки. Пока руки работают (хлопают), язычок отдыхает. Например:

  Черный Ивашка деревянная  рубашка, |   Где носом проведет, | там заметочку кладет.
  Красный нос в землю врос,|   А зеленый хвост снаружи. |   Нам зеленый хвост не нужен. |   Нужен только красный нос.|

  Через поле и лесок |   Подается голосок. |   Он бежит по проводам. |   Скажешь здесь, А слышно там. | Что это? (Вопросительно разводит руками.)

                          АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ИГРА - СКАЗКА

          О  БЕГЕМОТИКЕ  ТОШКЕ  И  ЕГО  ВЕСЁЛОМ  ЯЗЫЧКЕ.

Цели:  Развитие движения органов артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью артикуляционной гимнастики.

Развитие зрительного и слухового внимания.

 Оборудование: мягкая игрушка с подвижным языком «Бегемотик Тошка», грибок, лукошко.

                                                           ***

  Л о г о п е д. Жил был забавный, весёлый бегемотик Тошка. Он очень любил бегать, прыгать и играть. А ещё он любил улыбаться. Покажите, как он улыбается.

Дети выполняют.  

Упражнение «Улыбка».

  Д е т и.

Тошка любит улыбаться,

Рот у Тошки до ушей.  

Рот у Тошки до ушей –

Хоть завязочки пришей.      

 

Развеселился наш бегемотик, и вот запрыгал у него язычок, вверх-вниз, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Дети выполняют.  

                                                                                                   

 Упражнение «Качели».                                    

Л о г о п е д. Улыбнитесь шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я всё выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок у бегемотика.

Упражнение «Лопатка».

Язык  лопаткой положи,

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять

И под счёт его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Иногда Тошка любит побаловаться и тогда его язычок начинает дразниться.

Упражнение «Дразнилки».

Дети произносят: «пя-пя-пя» (6 раз).                    

Л о г о п е д. Захотелось бегемотику попить водички, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «Чашечка».

Л о г о п е д.

Язык лопаткой положи,                          

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесём.

Её края к зубам прижмём.

Попил Тошка водички из чашечки, глаза от удовольствия закрыла. И вы глаза закройте. Сидит так наш бегемотик, тишину слушает, вдруг слышит… лошадка цокает. Понравился Тошке этот звук и давай он цокать языком, как лошадка.

Упражнение «Лошадка».

Дети цокают (6 раз).

Л о г о п е д. Посмотрел Тошка по сторонам и вдруг видит: грибок растёт, улыбнулся он тогда и сделал язычком грибок.

Упражнение «Грибок».

Л о г о п е д. Улыбнитесь шире - сделайте грибок.

Гриб-грибок,                                      

Масляный бок,

Серебряная ножка

Прыгай в лукошко.

(Кладёт грибок в лукошко и вешает его бегемотику на лапку.)

Обрадовался Тошка  грибку, захотелось ему песенку под гармошку спеть, да только гармошки у него нет.  

Т о ш к а. Поиграйте, ребята, на гармошке, а я послушаю.

Л о г о п е д. Улыбнитесь, сделайте «грибок».

Упражнение «Гармошка».

Дети выполняют.  

Итог занятия.

Л о г о п е д. Вот и закончилась сказка о забавном  бегемотике. Вам она понравилась? Тогда в следующий раз Тошка снова к вам придёт и расскажет новую сказку!

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                   «КАЧЕЛИ»

        «ГРИБОЧЕК»                                       «ДРАЗНИЛКИ»    

                                           «ЛОПАТКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь начинающему педагогу

Вариант "наполнения" занятия английским языком с детьми 3-4 лет....

Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.

Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...

обследование дефектолога (в помощь начинающему специалисту)

Методические рекомендации содержат краткую информацию по направлениям обследования учителем-дефектологом детей от 3 до 7 лет с указанием метода обследования (автоский подход)....

В помощь начинающим педагогам как правильно подготовиться к проведению подвижных игр с дошкольниками

В  формировании  всесторонне  развитой  личности  важную  роль  играет  физическое  воспитание,  в  частности  подвижные  игры  с...

В помощь начинающим старшим воспитателям. Оперативный контроль "Состояние игровой деятельности разных возрастных групп в ДОУ"

    Данный материал поможет начинающим старшим воспитателям составить справку оперативного контроля по теме "Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп в ДОУ&qu...

Приложение №13. Речевой материал в помощь начинающим педагогам

Речевой материал в помощь начинающим педагогам...

Методическая помощь начинающим воспитателям ДОО (исследовательская деятельность + рекомендации)

Методическая работа занимает особое место в организации и управлении образовательным процессом в детских садах. В основу методической работы положен личностно-ориентированный подход к работе с педагог...