Кто такие "гиперактивные дети".
статья по логопедии по теме

Okcана Александровна Тимофеева

Родителям о гиперактивных детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_giperaktivnomu_rebyonku.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

   КТО  ТАКИЕ  ГИПЕРАКТИВНЫЕ  ДЕТИ?

         Бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и  быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции                                    (ММД) – несбалансированности основных мозговых процессов. Самыми частыми проявлениями бывают избыток двигательной активности, неустойчивое внимание, недостаточная целенаправленность в действиях, повышенная утомляемость.

         Когда на первый план выступает повышенная двигательная активность (ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается), принято говорить о синдроме гиперактивности. Гиперактивным детям свойственны общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость – все это нередко сочетается с трудностями в усвоении учебных программ.

         Синдром гиперактивности может проявляться у ребенка с первых дней жизни. Дети часто имеют повышенный мышечный тонус, плохо псят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3 – 4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрацию внимания, его игры шумны и хаотичны. Особенно ярко    нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и                                                                       утренниках в детском саду.

         Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными и вспыльчивыми, быстро огорчаются и интенсивно переживают свои неудачи. Импульсивность поступков («сначала сделает, потом подумает») приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается физически опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. В состоянии возбуждения гиперактивный ребенок может сломать попавший ему в руки предмет, разорвать ли смять тетрадь и  т.п. Неумение управлять своим поведением затрудняет его общение со сверстниками.

         Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. Такому ребенку очень трудно на чем-то сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно выполнять задания. Естественно, что учебная деятельность, требующая, прежде всего, сосредоточенности, целенаправленности и самоконтроля, оказывается для него особенно трудной.

         Если не понимать трудности, которые испытывает гиперактивный ребенок в общении и обучении, если бесконечно ругать его, «воспитывая» правильное поведение, у него легко формируется и фиксируется негативная самооценка, возникают протестные реакции, тики, энурез и другие расстройства. Эти вторичные расстройства сильно осложняют жизнь ребенка и его близких. Вероятность их появлений зависит, прежде всего, от того, насколько взрослые способны понять особенности такого ребенка, поддержать его и  помочь преодолеть свои негативные черты.

    КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ?

                                           

-        Поскольку в основе этого состояния, как правило, лежит более ли менее выраженная дисфункция нервной системы, проконсультируйтесь с врачом (неврологом или психоневрологом), при необходимости ему назначают медикаментозное лечение. Но очень многое будет зависеть от того, какую воспитательную стратегию изберете вы, родители.

  1. Создайте дома условия для четкой организации жизни ребенка, но такой, которая бы не подавляла его активность, а помогала в усвоении правил поведения, знаний и навыков. Прежде всего, это ясные границы, определяющие допустимое поведение. У ребенка нельзя «идти на поводу», нельзя допускать вседозволенности – это приводит только к усилению хаоса. В то же время нельзя требовать от него того, что ему не под силу, это вызовет непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному. Правила, предлагаемые ребенку, должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными. Запрет должен соблюдаться всегда, а не зависеть от настойчивости ребенка или маминого настроения. А вот каждый, даже незначительный, успех, каждую серьезную попытку ребенка изменить свое поведение и достичь цели следует поощрять – одобрением, лаской, маленькими наградами.

  1. Соблюдайте четкий режим дня. Постоянно, а не от случая к случаю. Гиперактивные дети часто страдают так называемой дизритмией – у них с трудом, устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, тяжело просыпаются утром, уровень активности в течении дня может непредсказуемо колебаться.

-        Призывайте ребенка во всем поддерживать порядок. Помните: беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребенка. Он так быстро переключается с одной деятельности не другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В тоже время беспорядок сильно дизогранизет внимание, мешает сосредоточиться.

          Имейте в виду, что метод поучений и нотаций в данном случае совершенно не годится (ребенку в большинстве случаев действительно не по силам самому поддерживать порядок). Лучше убирать игрушки вместе, при этом поручения, которые даются ребенку, должны быть небольшими по объему, например, «сейчас я расставлю все игрушки, а ты пока собери конструктор в коробку» и т.п.

                                             

-        Постарайтесь свести к минимуму резкие звуки, шум. Не стоит жить на фоне включенного телевизора или радио, громко или напряженно выяснять отношения при ребенке. Любое мероприятие (цирк, гости, поход по магазинам) желательно ограничить по времени, вписать в привычный режим дня.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...