коррекционная работа
статья по логопедии по теме

Статья о создании предметно-развивающей среды в логопедических группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления ребенка, способствует проявлению разносторонних способностей. Безусловно, наиболее высоким потенциалом познавательного и личностного развития обладают дети, находящиеся в условиях развивающей среды. Реализация любой образовательной и коррекционной программы требует от педагога организации в группе и кабинете своеобразной материальной среды.

     При создании предметно-развивающей среды наших логопедических кабинетов, мы учитывали задачи коррекционного обучения, поэтому логопедические кабинеты условно разделены на две зоны:

  1. Учебная – зона, находящаяся возле доски. Здесь расположены звуковые домики, необходимые для закрепления материала по звуковой культуре речи и овладения элементами грамоты.
  2. «Сказочная страна»  - располагается на противоположной стене (объемное изображение улицы города и деревня с садом, огородом и т.д.).

Данное пособие эстетично оформлено и вызывает интерес у детей. Дети с удовольствием выполняют задания, которые можно предложит как в ходе занятия (фронтального, подгруппового), так и во время индивидуальной работы.

С помощью пособия «Сказочная страна» можно решать следующие коррекционные задачи:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка:

* образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения (упражнение «Назови ласково»: детям предлагается посмотреть на изображение сказочной страны и назвать понравившиеся объекты ласково: дом – домик, забор – заборчик, солнце – солнышко и т.д.)

* согласование числительных один, одна с существительными  (упражнение «Один – одна»: один – дом, мост, забор, пруд и т.д.; одна – тропинка, крыша и т.д.)

* образование формы родительного падежа существительного с предлогом «У» (упражнение «У кого?») и т.д.

* образование приставочных глаголов (упражнение «Прогулка по городу»: машина к городу…подъехала, в город…заехала…, дом…объехала, в гараж…заехала и т.д.).

* употребление в речи предлогов «на, под, в, к, от» (упражнение «Составь предложение» (по показу действия, предметная картинка + предлог + действие): бабочка села на цветок, машина под мостом и т.д.)

* согласование местоимений «мой», «моя» с существительными (упражнение «Мой, моя»: моя – поляна, тропинка, улица; мой – дом, сад, огород и т.д.)

2. Подготовка к обучению грамоте (слоговая структура, фонематический слух, фонематическое восприятие и т.д.)

* упражнение «Найди предмет» (дети называют предметы  с заданным звуком)

* упражнение «Рассели картинки»: (дети расставляют картинки в нужных домиках, по заданному звуку)

* упражнение «Собери соседей» ( картинки расставляются по нужным домам: 1,2,3 слога) и т.д.

3. Развитие навыков связной речи

* упражнение «Придумай предложение со словом….»

* составление рассказов  - сюжетных, творческих (по схемам, моделям, по показу и т.д.)

Для получения хороших результатов в коррекционно-развивающей работе, важно поддерживать интерес детей, привлекать их внимание чем-то необычным, нетрадиционным. Поэтому, в своей работе мы используем и нетрадиционные материалы.

В середине 20 века принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей. Позднее, Т.Грабенко и Т.Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.

  Мы заинтересовались работами этих специалистов и стали использовать песочные игры, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, а также рекомендовали воспитателям использовать данные игры в повседневной деятельности или во время коррекционного часа.

Данные занятия должны подчиняться следующим требованиям:

  1. Создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей, для чего необходимо расширить ориентировочную часть.
  2. Направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия и их взаимодействия.
  3. Обязательное речевое планирование деятельности, когда ребенок выполняет задания под комментарий логопеда (воспитателя), а затем уже в сочетании с собственной речью.
  4. Предъявление детям доступных по сложности и объему заданий.
  5. Использование достаточно большого количества наглядного материала.
  6. Развитие мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.
  7. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Занятия направлены на создание положительного и заинтересованного отношения ребенка к дальнейшим занятиям, на установление речевого и эмоционального контакта с логопедом. Данные занятия хорошо влияют на детей и выполняются ими в адаптационный период. Темы занятий дети предлагают сами. Взрослый выступает в роли участника, давая возможность ребенку проявлять фантазию и творчество.

- Занятия на узнавание и различение неречевых звуков: формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, способность дифференцировать неречевые звуки.

- Занятия на узнавание и различение речевых звуков.

- Работа над сохранными гласными и согласными звуками в начале, в середине и в конце слова.

- работа над дифференциацией звуков в словах.

- Работа над звуковым составом слова.

На этих занятиях воспитываются и развиваются навыки слухового контроля как за произношением звуков в чужой речи, так и в собственной, развивается восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков.

  1. Занятия, направленные на развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания: на занятиях развивается восприятия различного темпа речи и самостоятельное воспроизведением ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типов, появляется способность дифференцировать различные виды интонации. В ходе работы развивается высота и сила голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания.

Играя с детьми в песок, можно использовать предметы различной фактуры. Это развивает тактильно-кинестическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесным образом связанна с мыслительными операциями, с познанием мира. Дошкольник учится самоанализу, умению понимать себя и других. Так закладываются навыки позитивной коммуникации.

Как проходят наши занятия?

Педагог (логопед или воспитатель) делает на песке отпечатки кистей рук и рассказывает о том, что при этом он чувствует. Затем тоже самое проделывают дети. Постепенно они накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Можно «прокладывать» в песке тропинки, по которым дети «проходят» чередуя руки. Справа и слева от дорожек то ладонями, то кулачками, то костяшками пальцев мы «создаем» различные изображения. Потом мы пробуем играть в песке сразу двумя руками, используя все десять пальцев. Эти простые упражнения имеют огромное значение для ребенка. Развивается тактильно-кинестическая чувствительность, речь ребенка – словарный запас, грамматический строй, связная речь.

А как хорошо фантазировать вместе! Погружая руки в песок, находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались. И, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или в лесу, в море или на другой планете.

А еще песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры, геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям, позволяет чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы.

 Мы предлагаем вам фрагмент занятия по песочной игротерапии «Два короля»

 (развитие фонетического слуха и коррекцию звукопроизношения)

- Жили-были да короля. Один король правил государством твердых звуков, а другой – королевством мягких звуков. Первый король, конечно, любил все твердое, а второй – все мягкое. Как вы думаете, что это могло быть? Во дворце Твердого короля были только твердые вещи. Какие? А в покоях Мягкого короля только мягкие. Какие? И подарки короли любили получать разные. Как вы думаете какие? Подарите каждому королю нужный подарок.

(далее сюжет по желанию детей можно развивать, отправляя королей в путешествие, на охоту, в гости к друг другу и другие королевства.)

Огромное удовольствие дети получают от игр «Мой клад», «Откопай загадку»

(«засекречивать» можно предметы, названия которых начинаются с изучаемого звука, цифры, геометрической фигуры). Такие игры могут проводится как первый этап любого занятия. Найденные предметы используются для объяснения или закрепления изучаемого материала.

Нужный и желаемый результат коррекционно- развивающей работы можно получить только в тесном контакте и сотрудничестве с воспитателями группы. Поэтому большое внимание мы уделяем совместному планированию работы, составлению перспективных планов и индивидуально-коррекционных программ.

Вместе с воспитателями группы мы стараемся постоянно обогащать предметно-развивающюю среду группы. При этом уделяя особое внимание тем уголкам, которые позволят добиться более высоких результатов нашей работы.

  1. В логопедических уголках групп воспитатели проводят индивидуальные занятия по заданию логопеда (в вечерние часы). Артикуляционная гимнастика, автоматизация поставленных звуков, их дифференциация проводится сидя перед зеркалом. В данном уголке находятся пособия для развития мелкой моторики (бусы, шнуровки, пазлы, мозаика, сухие бассейны и т.д.), а также необходимые материалы для развития речевого дыхания (альбомы, дудочки, воздушные шары, снежинки, кусочки ваты и т.д.)
  2. Для развития фонематического слуха в группах имеются музыкальные уголки, в которых много самодельных музыкальных инструментов, изготовленных из разных материалов, с помощью которых дети проигрывают ритмические рисунки, угадывают звучание на слух и т.д.
  3. В группах хорошо оборудованы уголки театрализованной деятельности, где развивается мелкая моторика ребенка, диалогическая, монологическая речь, идет работа над интонацией выразительностью речи и т.д.
  4.  Для закрепления материала по лексическим темам, обогащения словаря детей, в группах оснащены сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», Строители», «Шоферы» и т.д.
  5. Большое внимание уделяется работе с родителями. Поэтому тщательно продуманы и оборудованы родительские уголки, где представлены советы логопеда, коррекционные задачи, цели, а также вывешиваются лексические темы, материал по ним, консультации, выставляются ширмы, папки-передвижки.

                                                        ДОКЛАД

Тема: «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО

         СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО_РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                    В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.

Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...