Комлексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп
методическая разработка по логопедии на тему

Ярославцева Ирина Григорьевна

Коррекция речи  у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование интереса к речевому общению.Эффективность коррекции во многом будет определяться специальными занятиями с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

У детей логопедических групп, как правило, интеллект нормальный. Они критичны к собственной речи, большинство из них имеют настойчивое стремление к исправлению речевого недостатка. Но участи детей, по сравнению с возрастной нормой, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньше объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня общения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд способностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.

Коррекция речи у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.



Предварительный просмотр:

Программа психокоррекционного занятия включает в себя несколько групп упражнений и осуществляется на основе данных обследований.

  1. Упражнение на отработку речевого дыхания.

На первом этапе отрабатывается речевое дыхание. Тренировка начинается с приведения ребенка в состояние покоя и расслабление мышц плеч, грудной клетки и рук, что возможно в любом из трех положений: стоя, сидя, лежа. Производится быстрый бесшумный вдох, переходящий в длительный спокойный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в стороны; на выдохе они постепенно занимают свое исходное положение. Выдох направляется к местам активной артикуляции и фиксируется в одной из точки -на губах. Для достижения, а затем закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед, не изменяя своего положения. При этом длительно и слитно (3-6 раз) произносятся специально подобранные звуки, слоги, слова и фразы типа «у», «о», «ух», «ухо», «уж», «урок», «уснуть», «урок», «утюг», «уют», «кто от кого, тот в того», «чужую беду раками разведу», дружба дружбой, служба службой», «за труд, чтут», «очи ушей вернее», «повинную голову меч не сечет»...

Развитие речевого дыхания (нижреберного типа с длительным интенсивным выдохом). Логопед с целью контроля кладет руку на нижние отделы грудной клетки ребенка и отрабатывает ритмичное глубокое дыхание с помощью игры (спасательный жилет). Во время вдоха - «жилет надувается» -нижние отделы грудной клетки и стенка живота выдвигаются наружу и в ширь; во время выдоха - «вытащили пробку» - брюшные мышцы и грудная клетка медленно втягиваются до исходного положения. Далее выполняются это же упражнение, но на выдохе ребенок пытается произнести звук «ф» (в течение 4-6 секунд). Для удлинения интенсивности выдоха ребенок имитирует игру на духовых инструментах: «дует в свисток или рожок», «играет на губной гармошке». (Длительность выдоха доводиться до 6-8 секунд).

  1. Упражнение на расслабление артикуляторных мышц.

Ребенок подражая логопеду пробует произвольно напрягать мышцы челюстей, губ, языка с упором в твердое небо, мягкое небо путем зевка, лица (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз), затем расслаблять мышцы рта, нижней челюсти, губ. Оба состояние ребенок пытается выдержать от 3 до 5 секунд.

  1. Упражнение на различение неречевых звуков.

Различение неречевых звуков, заранее записанных на магнитофонную пленку или создаваемых логопедом. Ребенка просят определить, что имитирует логопед своим голосом. Это может быть, например «стук часов», «крик вороны», «жужжание жука», «писк комара» и др.

4.        Упражнение на развитие фонематического анализа.

Ребенка просят определить, какой одинаковый звук он слышит в словах: «сад», «маска», «лес» и тому прочее; и поднять руку если услышит слово звук «с». Далее ребенок определяет место звука, например «с» в словах: «нос», «пояс», «сапог», «песня». После этого ребенку предлагается придумать слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие 3-4 звука. Заключительное упражнение состоит в том, что логопед произносит слова - квазиомонимы, содержащие исправляемый звук, а ребенок рисует соответствующий предмет (или подбирает подходящую картинку). Предлагаются следующие слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-рожки», «рак-лак», «пилот-пирог» и тому прочее.

5.        Упражнение на развитие общей моторной активности,
целенаправленности и динамической скоординированности движения.

Ребенка просят несколько раз (3-5 раз) ударить мячом об пол, считая при ' этом. Затем, оттолкнув мяч от одного края стола, попробовать поймать его у другого края. Далее ребенка просят проскакать поочередно на правой и левой ногах, например, от стола к двери. Упражнение повторяется, но уже с разворот в прыжке. После этого, в зависимости от возраста ребенка, ребенка просят по словесной инструкции логопеда или подражая ему, произвольно напрягать мышцы шеи, плеч, рук, а затем расслаблять их, свободно наклоняя голову, покачивая руками и расслабляя кисти.

6.        Упражнение на развитие внимания.

№. 1 «Незнайкины небылицы». Незнайка сочинил истории, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуйте отгадать, что напутал незнайка.

  1. Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.
  1. Весной все звери готовятся к долгой спячке.
  2. Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
  1. Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды.

№ 2 «Цветик-семицветик». Взрослый рисует цветок с семью лепестками: красным, желтым, голубым, розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина цветка - зеленая. Ребенку предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же.

№ 3 «Невнимательный садовник». Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду, но он был очень невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами.

Помоги садовнику найти лишние пакетики, если на них написано: «Яблоня», «Груша», «Вишня», «Роза», «Слива», «Береза», «Персик».

№ 4 «Паровозик с клоунами». Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончики» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача - при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонтируют, игра продолжается.

№ 5 «Летает - не летает» Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает- дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался - платит фант, который в конце игры выкупается.

7. Упражнение на развитие мышления.

№ 1 «Разрезные картинки» (складывание рисунка из его частей). Берется любая открытка (лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребенка просят составить ее. Другая на четыре части и так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на рисунок, изображенный на открытке. Покупные мазайки и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет.

№ 2 «Придумаем загадку». Логика придумывания загадок сложна для дошкольников, поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих предметов. Например: «большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавляем функциональные признаки: «шумит, ворчит, глотает, весь дом очищает» (пылесос). Далее предлагается сравнение и литературные загадки. Например: «крашено коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.

№ 3 «Что лишнее». Взрослый называет 3 (позже 4) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (овощи, фрукты); стул, стол, шкаф, платье (мебель одежда). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору-картинки и предметы.

  1. Упражнение на развитие памяти.

№ 1 «Упражнение телефон». В игре участвуют не менее трех игроков.  Словесные сообщения передаются друг другу пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может  состоять  из  одного  слова,  постепенно  превращаясь  в длинное предложение.

№ 2 «Рассказы по картинкам». Ребенку предлагается составить рассказ по картинке. Используются смешанные сюжеты, можно из комиксов.

№ 3 «Рассказы по памяти». Ребенка просят рассказать недавно мультфильм.

№ 4 «Слова».

Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз, зонт, троллейбус» ...

  1. Упражнение на развитие эмоционально - волевой сферы.

№ 1 «О рыбаке и рыбке». Взрослый читает отрывки из сказки А.С. Пушкина или кратко пересказывает отрывок из этой сказки. Дети выбирают роли: старика, старухи, золотой рыбки. Остальные дети держаться за руки, изображая море (поднимают, опускают сцепленные руки). Можно использовать музыкальный фон - морские звуки. Взрослый может предложить детям рассказать сказку по-своему или переделать ее.

№ 2 «Воробьиная семья». Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью мимики, жестов и интонации. «Жила была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа - воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и,самый сильный. А с тем, кто с ним не соглашался, воробушек ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробушек не прилетел. Родители стали волноваться, ни съели ли его кошки. Папа воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор... (дети чирикуют, интонациями чувство мамы, папы, сына). Воробушку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын

рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем какой он взрослый. Воробушек объяснил, что очень хотел бы, чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости, он увидел грусть в их глазах. Воробушек попросил прощение, и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень любят его, и для них он самый ловкий и самый сильный воробушек во всем лесу».

№ 3 «Три поросенка». Взрослый рассказывает последнюю часть сказки, а все дети выполняют действие героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно распределить роли между детьми, использовать маски.

№ 4 «Брыкающаяся лошадка». Все дети превращаются в «лошадок» и свободно размещаются на ковре (стоят на коленях опираясь об пол руками). Взрослый читает текст сказки. «Жила была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька, травки свеженькой». «Не хочу, не буду!» -кричит лошадка и брыкается ножками (дети выполняют действие). Папа уговаривает лошадку: «Погуляй и поиграй на солнышке». «Не хочу и не пойду!» - отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить маму с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не ходи лошадка далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!». А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. Затем двумя ножками вместе и так стала брыкаться, что волк убежал и никто его больше там не видел (дети выполняют все действия). Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям».

10. Упражнение на снятие психофизического напряжения.

№ 1 «Игра подснежник» (релаксационный комплекс).

А) В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи и прижимая голову).

Б) Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробиваясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают).

В) Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носочки).

Г) Ну вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я, первый весенний цветок и зовут меня подснежник», - кивает он всем головой.

Д) Но весенняя погода капризна. Подул ветерок и стал подснежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склоняется все ниже и ниже и совсем лег на проталину (дети ложатся на ковер).

Е) Побежали ручейки, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным, весенним превращениям (звучит природная музыка, дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами). Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).

№ 2 «Игра» (гусли-самогуды) «релаксационно -танцевальный комплекс». 1 .Ведущий читает текст, дети стоят свободно.

В сказочном дворце,

На высоком крыльце,

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ,

«Кто сумеет станцевать

Так, как гули нам велят,

Тот и будет помогать,

Нашим царством управлять.

Гусли, гусли - самогуды

Распевают песни всюду

Раз готовы Вы друзья,

Танцевать нам всем пора.

  1. Звучит ритмичная музыка. Ведущий читает текст. Дети стоят, танцуют мышцы плеч и рук.

Вот и музыка звучит. А народ все ждет, стоит. Ой, пустились плечи в пляс. Веселей еще хоть раз! Пальцы, локти скачут вместе, А народ стоит на месте. Пляска стала затухать, Тише музыка играть.

  1. Меняется ритм музыки, танцуют мышцы ног.

Ноги стали просыпаться,

Просыпаться, подниматься! Пятки, пальцы и колени Заплясали как хотели. Как им весело плясать! Только стали уставать

  1. Меняется ритм музыки, танцуют мышцы живота.

Рад живот по упражняться Научился напрягаться. Вдох и выдох, покрутись. Лежебока, эй, проснись!

  1. Меняется ритм музыки, танцуют мышцы плеч.

Вот поднялись наши плечи. Выше, выше, резче, резче, Стали плечи затихать, Затихать и засыпать.

6.        Звучит спокойная музыка, затем вновь меняется ритм, танцуют мышцы

лица.

Щеки, носик, в пляс пошли. Брови нежно подними, Губы вытянулись в трубку, Потанцуй еще минутку.

  1. Ведущий выбирает ребенка, который старался, был внимательным. Ребенок заказывает любое движение для всего тела.

Вновь народ стоит и ждет Что нам музыка споет, Ты, помощник, выходи, Общий танец закажи.

  1. Звучит спокойная музыка, дети нисходя с места плавно двигаются под нее. После этого можно предложить детям лечь на ковер.

А теперь, все отдыхаем.

Отдыхает и мечтаем

А волшебных берегах

И невиданных краях. Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети мечтают. «Гусли-самогуды» замолкают, дети рассказывают (по желанию) о своих образах-мечтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комлексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

Коррекция речи  у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического со...

Комлексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

Коррекция речи  у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического со...

Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педаг...

МЕСТО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В УСЛОВИЯХ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации...

Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы

В статье  анализируются  основные проблемы  в развитии детей с ОНР и соответственно ставятся  развивающие задачи, которые успешно реализуются  в играх-хороводах....

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ литерату...