Главные вкладки

    Приглашение на телестудию - занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР.
    план-конспект урока по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

    Кузнецова Алена Борисовна

     

     

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТЕЛЕСТУДИЮ».  (закрепление лексической темы: «Зимующие птицы»).

    Предмет (направленность): занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

    Возраст детей: 6-7 лет

    Место проведения: логопедическая группа.


    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТЕЛЕСТУДИЮ».

    (закрепление лексической темы: «Зимующие птицы»).

    Кузнецова Алена Борисовна,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок»  г. Саянска, Иркутской области

    Предмет (направленность): занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

    Возраст детей: 6-7 лет

    Место проведения: логопедическая группа.

    Цель: продолжать активизировать познавательные способности детей по теме «Птицы».

    Задачи:

    1. закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»;  употреблять  предлоги  (в, на, с, со, из, под, около, за), составлять  предложения с этими предлогами; определять количество слогов в слове;
    2. продолжать учить  детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме;
    3. обогащать  словарь по теме «Птицы»;
    4. развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику;
    5. воспитывать доброту, отзывчивость, заботливое отношение  к птицам и всему живому.

    Оборудование:  галстуки  и эмблемы участников клуба «Любителей природы»; микрофон; демонстрационный материал — картинки с изо бражением зимующих и перелетных птиц; пособие – разрезные картинки птиц;  пособие - «Птичья столовая»; схема для составления описательного рассказа; грамзапись с голосами птиц.

    Предварительная работа:   беседа воспитателя с детьми о телевидении, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.

    1.Орг. момент

    Детям объявляется о  приглашении на «телевидение» в клуб «Любителей природы».

    Педагог: Дети, я рада приветствовать вас на заседании клуба «Любителей природы».  Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (ответы детей)

    2.Закрепление пройденного материала.

    Итак, начнем.

    - Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень)

    - Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (на юг, в теплые края)

    - Почему улетают птицы в теплые края? (Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.)

    - Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края одним словом? (перелетные)

    - Перечислите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).

    - Все ли птицы улетают в теплые края? (часть птиц остается)

    - И сегодня мы с вами поговорим о птицах, остающихся зимовать у нас, о зимующих птицах.

    3. Основная часть

    Проблемная ситуация:

    - Ребята, к нам на телевидение сегодня пришло письмо от Короля зимующих птиц, давайте его прочитаем:  «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Где же мне их найти? Дорогая редакция, прошу у вас помощи».

    - Ребята, может мы с вами, сможем помочь птицам?

    - Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:

     Отгадывание загадок:

    Я в  тёплый край не улетаю,

    Здесь под крышей обитаю.

     Чик-чирик! Не робей!

    Я бывалый……воробей.

    Непоседа, невеличка,

    Желтая почти вся птичка.

    Любит сало и пшеничку.

    Кто узнал ее?  Синичка.

    Окраской - сероватая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хрипловатая -

    Известная персона.

    Кто она?.. ворона

    Все стрекочет и вертится,

    Ей на месте не сидится,

    Длиннохвоста, белобока

    Вороватая ...сорока

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зернышки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появиться опять.  Снегирь.

    Кто в беретке ярко-красной,

    В черной курточке атласной.

    На меня он не глядит,

    Все стучит, стучит, стучит.  Дятел.

    Для малышей своих –

    Птенцов-голышек –

    Они в январские.

    Крутые времена

    Щипцами клюва

    Из еловых шишек

    Смолистые таскают семена. Клесты.

    Так нарядны и ярки,

    На головках – хохолки! Свиристели

    - Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)

    - Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

    -  Ребята, а  вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом.

    - У меня есть диктофон, на нем записаны различные голоса птиц.  Давайте послушаем,  какие  голоса у  птиц.

    Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают запись голоса  птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)

    Воробей – чирикает

    Ворона – каркает

    Сорока – стрекочет

    Синица – щебечет

    Снегирь – посвистывает

    Дятел – трещит

    Сова – ухает

    Клест – клекочет

    - Ребята, если Баба Яга  птиц спрятала и заколдовала,  нам нужно помочь им, вы согласны? Пойдемте их искать.

     (Дети и  педагог идут по импровизированным следам Бабы Яги.)

     Дыхательная гимнастика: (по Стрельниковой А.Н.)

    - Все помнят, как собачки нюхают воздух?

    Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.

    Упражнение: «Собачки» (несколько коротких вдохов и длительный плавный выдох)

    Раз, два, три, четыре, пять

    Где же птичек нам искать?

    Может справа под кустом?

    Может слева под бревном?

    - Пойдемте дальше искать.

    - Лучше посмотреть с воздуха. Воздушный шар  накачаем и полетим (дети встают в круг).

    Упражнение «Насос»(вдох носом, выдох ртом, с произнесением длительного звука Ш)

    - Полетели, полетели, на полянку сели. (кружатся, приседают)

    Пришли на полянку. На уровне роста детей – сугроб. Сугроб прикрыт новогодним «дождиком». Необходимо подуть на сугроб, чтобы снежинки разлетелись.

    Упражнение «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)

    - Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним.  (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)

    - Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.

    - Что же это за конверт? Это проделки Бабы Яги!  (читаем)

    - Ребята, Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите их. 

    Игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)

           

    - Чтобы птички разлетелись по домам, нужно выполнить задание: сосчитать,  сколько слогов в названии этих зимующих птиц.

    Игра: «Сколько слогов в слове?» (дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки)

    - Спасибо, молодцы дети, что помогли освободить  птичек.

    - Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.

    Физминутка.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы во двор пошли гулять.

    Бабу снежную лепили,

    Птичек крошками кормили.

    С горки мы потом катались,

    А еще в снегу валялись.

    С горки все домой пришли,

    Суп поели, спать легли.

          

    - Давайте посмотрим, куда птицы улетели.

    Игра: «Бинокль». Составление предложений с предлогами (на, под, за и т.д.) по картинке.

              

    Составление описательного рассказа:

    Возвращаемся на телевидение. Идет отбор ведущих для новой передачи «Отгадай птиц по описанию».

    - Хотите попробовать себя в роли ведущего?

    Ведущий составляет описание птицы по схеме, дети должны в конце «передачи» сказать, что это за птица. В телевизор - по мере отгадывания, на экран выставляется изображения птиц).

    Схема:

    1.Перелетная или зимующая птица.

    2. Где живет

    3.Описание (туловище, голова, клюв, хвост)

    4. Оперение (цвет)

    5. Чем питается птица

            

    - Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен.

    - Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они  пережили зиму,  не голодая?  Что для этого нужно сделать? (дети объясняют, что люди мастерят  кормушки, подкармливают птиц зимой

    - Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.  

    (Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)

    Игра: «Птичья столовая»

    - Чем можно угостить птиц:

    Воробья – хлебными крошками;

    Снегиря – ягодами рябины, боярышника;

    Синичка – любит сало;

    Ворона, сорока – всеядные птицы;

    Свиристеля, поползня – семенами;

    - Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

    Показываю детям семена, которыми можно подкормить птиц.

    Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.

    Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.

    Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

    Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

    - Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Предлагается повесить  кормушку  у окна. 

    Заканчиваем занятие стихотворением:

    Покормите птиц зимой!

    Пусть со всех концов

    К нам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.                    

    Не богаты их корма,

    Горсть зерна нужна.

    Горсть одна –

    И не страшна будет им зима.

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    4.Итог занятия.

     ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

    1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Издательство: Сфера, 2008
    2. Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. Грамматика в играх и картинках. Издательство: Паритет, 2006
    3. Горьканова А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках. Издательство:  Школьная пресса, 2008
    4. Дронов А., Дронова  Л. Демонстрационный материал. Издательство: Книголюб, 2007
    5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом "Литера", СПб., 2006
    6. Птицы России http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm
    7. Голоса птиц и зверей . Ссылки + фото. http://talks.guns.ru/forummessage/14/481826-3.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

    Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»

    Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...

    «Незнайка в городе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе.

    Цель.Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запреще...

    Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе:" Знакомство с животными севера и жарких стран".

    Формирование представлений у детей о диких животных. Развитие связной речи,расширение словарного запаса у дошкольников. Расширять и углублять представление детей о диких животных: о северном олене, о ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе на тему «Полезная пища».

    Занятие о продуктах питания и их значении для человека. Ребята знакомятся с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание», узнают о пользе отдельных витаминов....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Викторина «Кто лучше знает птиц

    Закрепление знаний детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; различать, группировать, устанавливать причинно-следственны...