Главные вкладки

    Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].
    план-конспект по логопедии по теме

    Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx24.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

    детский сад компенсирующего вида № 1472

    ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Конспект

    открытого  индивидуального логопедического

    занятия по развитию произносительной стороны речи

    Тема занятия: Дифференциация звуков  [ж], [ш].

    Учитель – логопед: Галушкина М.В.

    Москва, 2011

    Тема: Дифференциация звуков  [ж], [ш]

    Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш], подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению звука [р]

     

    Задачи: 

    - образовательные: 

    1. Учить дифференцировать  звуки [ж]  и [ш]  в словах и  предложениях;

    2)Развивать фонематическое восприятие: умение выделять  на слух слова со звуками [ж] и [ш];

    3)Совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные  слова с одним стечением согласных;

    4)Формировать навык слогового  анализа слов;

    - коррекционные

    1) Развивать и активизировать  моторику артикуляционного аппарата;

    2) Развивать мелкую моторику рук;

    3) Развивать  зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

    - воспитательные:

      1)Соблюдать правила поведения на занятии;

    2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

    Оборудование:

    предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш]  в словах и предложениях;

    предметные картинки для слогового анализа слов; большое зеркало.

    Речевой материал:

    1.Ряд  слов для развития фонематического восприятия, дифференциации  звуков [ж] и [ш] на слух:

    Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка.

    2.Слова для дифференциации  звуков [ж] и [ш] и работы над слоговой
    структурой слова
    :

    животикам, живот, ушами, поможет, снежок;

    желуди, шляпа, ландыши, шиповник;

    подушка, машина, ножницы, шкаф;

    подснежник, жук, пиджак, лошадь.

    3.Предложения для дифференциации  звуков [ж] и [ш]:

    В лукошке вишни. Женя едет на  машине.

    У Наташи вкусная  ежевика. Хороши наши лыжи.

    У Жанны  большой флажок.

    Миша и Маша кушают баклажаны.

    4.Слова для слогового анализа:

    душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

    План – конспект

    Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

    Логопед загадывает загадки.

    Его поймал я на цветке,

    Зажал, как следует в руке.

    Жужжит он: «Попрошу без рук,

    Я   не железный, я же –  … (ЖУК)»

    Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

    Слушай еще одну загадку:

    Отворилась тихо дверь,

    И вошел усатый зверь.

    Сел у печки, жмурясь сладко

     И умылся серой лапкой.  

    -Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

    -Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?

    -Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].

     Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].

    Логопед. Давай произнесем звук [ш], а теперь  [ж].

    Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

    Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

    Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем  снова эти звуки.

    -Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук   [ж] — дрожит.

    Умница, мы с тобой сравнили звуки,  а сейчас  давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру  «Кошка»

    Пальчиковая гимнастика «Кошка»

    Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,                       (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

    И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

    Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,       (Пальчики поочередно «здороваются»)

    Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.               (Пальчики отскакивают друг от друга)

    Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

    Артикуляционная гимнастика:

    «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» .

    Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого  зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации  ребенку.

    «Грибок» - нужно  улыбнуться, показать зубы, присосать  широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась.                                                 «Лошадка» -  сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком.                                                                                            «Гармошка» -  сделать упражнение «грибок»,  максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его.                                                                                                         «Моторчик» - Логопед  просит  ребенка улыбнуться, широко открыть  рот  и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка:  дддддд.                

    Игра «Поймай звук»

    Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и жук. Возьми жука в правую руку, а кошку в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].

    Если я произнесу слово со звуком [ш], ты поднимешь и опустишь картинку с  кошкой, а если я произнесу  слово со звуком [ж],  что ты сделаешь? Да, ты поднимешь и опустишь картинку со звуком [ж]. Итак, начали:

    «Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка».

    Молодец, хорошо справилась с заданием, поймала все слова со звуками [ш] и [ж].

    Игра «Добавь слово»

    Послушай меня внимательно. Сейчас  я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.

    И бежит Айболит к бегемотикам,

    И хлопает их по... (животикам).

                                                                 К. Чуковский

    Лежебока рыжий кот

    Отлежал себе... (живот).

    И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)

    Жук упал и встать не может,

    Ждет он, кто ему... (поможет).

                                                      С. Маршак

    Как на тоненький  ледок  выпал беленький …(снежок)

    Прицепившись к задней шине,

    Мишка едет на... (машине).

    Молодец, все  слова в стихотворения   добавила правильно.

    Игра  «Четвертый лишний»

    А сейчас давай поиграем с тобой в игру, которая называется «Четвертый лишний»

    Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Ты должна назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

    Итак, начали:

    Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

    В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

    Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

    В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

    Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.  Какая картинка лишняя, почему?

    В слове ножницы  звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

     Хорошо справилась с заданием, нашла все лишние предметы.

    Игра  «Закончи предложение»

    Я начну произносить  предложение,   а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.

    В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.

    Женя едет на …машине. Повтори все предложение.

    У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.

    Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.

    У Жанны  большой…флажок. Повтори все предложение.

    Миша и Маша кушают …баклажаны. Повтори все предложение.

    Умница, закончила и повторила все предложения правильно.

    Игра «Поделим слова на слоги»

    Посмотри – это кошка, это жук. Логопед выкладывает картинки на стол. Давай определим, сколько слогов в слове кошка, сколько слогов в слове жук. Правильно, в слове кошка два слога,  а в слове жук – один слог. Сейчас я буду показывать тебе картинки. Ты должна посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов  в слове. Если  в слове один слог, ты положишь картинку рядом с жуком, а если два слога, куда положишь картинку? Правильно, рядом с кошкой.

    Давай попробуем.

    Душ. Сколько слогов  в слове душ? Куда положишь картинку? И т.д.

    Слова для деления на слоги: душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

    Умница, все слова разделила правильно на слоги  и правильно разложила, с двумя слогами около кошечки, с одним слогом около жука.

    Подведение итога занятия

    С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

    Что делали  сегодня на занятии? В какие игры играли?

    Придумай слова со звуком [ш] , со звуком [ж].


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект групповой логопедической образовательной деятельности "Дифференциация звуков с-ш"

    Цели: 1. Развитие выразительности мимики, мелкой моторики, артикуляции,           речевого дыхания, динамики голоса....

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

    Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать...

    Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).

    Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л]....

    Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]».

    Цели:Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать...

    Групповое логопедическое занятие тема: "Дифференциация звуков [с]-[ш]"

    конспект группового логопедического занятия...

    КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Закрепление произношения звука [ч] в словах сложной слоговой структуры и во фразе».

    Данное занятие ориентировано на ребенка с нарушенной слоговой структурой и нарушенным произношением звука [Ч]...

    План логопедического занятия для дифференциации звука "Р" с другими звуками

    В данной презентации рассматривается этап дифференциации звука "Р" со звуками "Ж", "В", "Й". Показаны примеры упражнений для закрепления умения различать звуки ...