Использование наглядного материала на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников
методическая разработка по логопедии по теме

В данной методической разработке показано, как можно использовать наглядный материал на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников,  приведены примеры игр и заданий, в которых решаются коррекционные задачи по формированию  словообразования и задачи по развитию зрительного гнозиса, зрительно-вербальных функций.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование наглядного материала на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи

Методическая разработка
учителя-логопеда
ГБДОУ д/с «Кудесница»
компенсирующего вида
Халько И.А.


Введение.

Опыт  работы с детьми с общим недоразвитием речи показывает, что одним из наиболее сложных для них является усвоение системы словообразования. Это обусловлено тем, что грамматические значения абстрактны, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем [2]. Овладение  словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Дети с ОНР имеют затруднения  в выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, в их комбинировании. Они испытывают трудности при выделении морфемы, соотнесении значения морфемы с её звуковым образом.  

Но помимо нарушения речи у детей с ОНР часто имеются и неречевые нарушения.  В ходе практической работы, диагностики детей (на материале диагностик, разработанных Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М. и Липаковой В.И., Логиновой Е.А., Лопатиной Л.В. [1,3]) было выявлено, что значительная часть дошкольников имеет трудности зрительного опознания. Это же отмечают ряд сотрудников МГУ, в том числе Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., проводившие нейропсихологическое обследование первоклассников и старших дошкольников [4]. Сенсорное развитие, в том числе формирование зрительно-предметного восприятия, - одна из основных задач дошкольного воспитания, поскольку к школьному возрасту зрительное восприятие считается достаточно зрелым, и на его основе строятся учебные программы.

Практика работы со старшими дошкольникам с ОНР, имеющими трудности зрительного опознания показала, что задания, направленные на развитие лексико-грамматического строя, могут проводится с использованием наглядного материала на зрительный гнозис. Таким образом, одновременно решается главная  задача – коррекция речи детей – и  идет развитие зрительного восприятия и внимания. К тому же, разнообразие зрительного наглядного материала повышает познавательную активность и интерес детей к занятиям.


Использование наглядного материала на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В  процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР, как отмечают Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.,  необходимо уделять основное внимание организации прежде всего продуктивных словообразовательных моделей [2]. Поэтому работу по формированию словообразования необходимо начинать с наиболее продуктивных моделей, после закрепления которых можно переходить к работе над словообразованием менее продуктивных, а затем и непродуктивных словообразовательных моделей. Например, при образование уменьшительно-ласкательных существительных продуктивными суффиксами являются -ик- (домик, носик), -чик- (шкафчик, блинчик), -к- (лапка, шубка), менее продуктивными суффиксы –     -оньк-(березонька, яблонька), -еньк- (Мишенька, рученька), непродуктивными – -иц- (лужица, рощица), -ец- (морозец, письмецо), -ц- (зеркальце, одеяльце). Для   формирования и закрепления словообразовательных моделей  уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Для этого сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию, выделяется общая морфема и уточняется ее значение. Например, дети сравнивают слова: домик, носик, кустик, листик и т.д. Эти слова похожи тем, что обозначают маленький предмет (называют предмет ласково) и все они одинаково оканчиваются на -ик-. Значит «частичка» (суффикс)    -ик- имеет уменьшительно-ласкательное значение.

Наглядный материал для формирования словообразования подбирается с учетом лексико-грамматической темы  в соответствии с программой, распределяются грамматические блоки от простого к сложному и по принципу концентричности.

Наглядный материал на зрительный гнозис, используемый для формирования словообразования у дошкольников условно можно разделить на 3 группы:

1 группа – предметные картинки на идентификацию зрительных изображение (реалистические цветные изображения, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные, схематичные и т.п.). Этот комплекс заданий  решает общие задачи развития зрительно-предметного восприятия.

2 группа – материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей  (разрезные картинки, нахождение половинок симметричных объектов). Сюда же можно отнести  недорисованные картинки, картинки с лишними, нелепыми деталями и т.п.

3 группа – «зашумленные» картинки (наложенные друг на друга, перечеркнутые, со зрительными помехами, со сложным фоном и т.п.) 

При использовании  выше названного материала важно учитывать перцептивную и речевую сложность. Весь материал должен подбираться от простого к сложному. Не следует одновременно усложнять задачи на формирование словообразования и восприятия.

         Так, например, при знакомстве с темой «Мебель» детям вначале предлагается назвать реалистические изображения предметов,  что позволит уточнить зрительный образ предметов, установить связь со словом. Затем можно поиграть с детьми в игру типа лото, предложив подобрать к контурным или теневым реалистические изображения предметов, одновременно решая грамматические задачи: например, назвать эти предметы ласково: стул - стульчик, диван – диванчик, шкаф - шкафчик (если одной из целей занятия является знакомство с уменьшительно-ласкательными  суффиксами). Также при знакомстве с новым аффиксом детям можно предложить задания на составление картинок из частей. Например, при прохождении темы «Деревья» одной из грамматических целей является обучение словообразованию относительных прилагательных с помощью суффикса -ов- . Детям можно предложить составить листья деревьев из двух половинок, причем задание может быть выполнено как реальное складывание или как бланковое (т.е. соединение нарисованных половинок) и назвать, какие это листья, с каких деревьев они упали (липовый, березовый, кленовый…)

        При закреплении грамматического материала детям можно предлагать более сложный перцептивный материал. Так, при закреплении умения образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффикса -ин- (по теме «Птицы») детям можно предложить найти недостающие детали (например,  отсутствие клюва, лапы и т.д), когда дети называют, что недорисовано и чьё это: гусиный клюв, лебединый хвост, утиная лапа… Можно предложить найти нелепые, лишние детали.

        Более сложным  в перцептивном отношении является материал 3-ей группы. Он, как правило, предлагается детям при закреплении грамматических форм словообразования. Например, при закреплении умения образовывать названия детенышей животных (по теме «Дикие животные») детям можно предложить найти перечеркнутые изображения животных или со зрительными помехами, например в виде елок, деревьев

        Содержание рисунка, его сложность должны быть адекватны и стимулировать на выполнение заданий. Правильно подобранный наглядный материал обеспечивает высокую познавательную активность детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит использование учебного времени.

        Чтобы дети всегда были заинтересованы в выполнении коррекционно-развивающих заданий, занятия необходимо проводить в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий, использовать элементы соревнования, драматизации, что делает занятия более живыми, интересными, результативными.

Ниже приведены некоторые игры, направленные на формирование словообразования с использованием наглядного материала на развитие зрительного гнозиса:

Игры на формирование словообразования с использованием 1-ой группы материала на зрительный гнозис:

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить образовывать названия детенышей животных.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей (Цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные или теневые).

Ход игры: детям загадывается загадка про животное.

Например:      Сердитый недотрога

                 Живёт в глуши лесной.

 Иголок очень много,

 А ниток – ни одной. (Ёж)

- как называют детеныша ежа? (ежонок)

- посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто у ежа?»,  «Кто у лисы?»

Дети отвечают: «У ежа ежонок», «У лисы лисенок» и т.д.

- послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах?            (-онок).

Дидактическая игра «Умная стрелка»

Цель: Учить подбирать родственные слова; учить образовывать и закреплять в речи образование относительных, притяжательных, качественных прилагательных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей животных, птиц,  профессий.

Оборудование: пособие: круг, подвижная стрелка в центре круга. На круге различные предметные картинки  (цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные или схематические)

Ход игры: Данное пособие многофункционально. В зависимости от цели логопед выкладывает картинки на круг. Дети вращают стрелку и, когда стрелка останавливается на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое.

Игра в лото «Что из чего сделано?

Цель: учить образовывать и закреплять образование относительных прилагательных

Оборудование: карточки лото с изображением различных предметов (контурные или теневые), цветные реалистические изображения или фишки.

Ход игры: у детей на столах лежат карточки с теневыми или контурными изображениями предметов. Логопед показывает картинку с реалистическим изображением, называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто находит его у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного (стеклянный стакан) и закрыть теневую или контурную картинку реалистической. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Другой вариант игры (более усложненный в перцептивном плане): детям не показываются реалистические изображения предметов, а просто называется предмет и материал, из которого он сделан. Ребенок, нашедший у себя изображение и правильно назвавший словосочетание существительного и прилагательного, закрывает картинку фишкой.

Игра «Что для чего?»

Цель: Учить образовывать и закреплять в речи образование существительных с помощью суффикса       -ниц-.

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов (цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные, теневые).

Ход игры: Логопед предлагает детям назвать картинки с изображением продуктов. Затем задает вопросы: «Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница). После ответа дети кладут картинку с изображением продукта рядом с картинкой, на которой изображена емкость, в которой хранится данный продукт.

Далее логопед предлагает детям еще раз послушать слова: салатница, хлебница, сахарница и т.д. и определить общую часть. При этом голосом логопед подчеркивает суффикс -ниц-. Далее делается вывод: посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» -ниц-

Игры на формирование словообразования с использованием 2-ой группы материала на зрительный гнозис:

Игра «Что перепутал Незнайка»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: Картинки с изображением животных или птиц, у которых одна часть тела взята у другого животного (например, петух с лапами гуся)

Ход игры: Логопед говорит детям: «Незнайка решил научиться рисовать. Посмотрите, какие картинки он нарисовал. Он нарисовал все правильно или нет?» Дети должны назвать, что перепутал Незнайка, например «у  петуха гусиные лапы», и как правильно должно быть, например «у петуха должны быть петушиные лапы».

Игра «Что не успел нарисовать Торопыга»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные с использованием суффикса       -ин-.  

Оборудование: Картинки с изображением птиц: лебедя, утки, гуся и т.п. – с недорисованной деталью (лапой, клювом…)

Ход игры: Логопед рассказывает детям: «Торопыга решил нарисовать свои любимых птиц. Он  всегда очень торопится и никогда не доводит начатое дело до конца. Вот и сейчас у каждой птицы он что-то забыл нарисовать».  Детям предлагается назвать, что Торопыга забыл нарисовать и чье это, например утиную лапу, гусиный клюв.  Детям можно предложить помочь Торопыге и дорисовать недостающие части птиц

Игра «Ералаш»

Цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: картинки с изображением животных, разрезанные на три части: голова, туловище, хвост

Ход игры: детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Дети из частей составляют целое изображение животного и называют, чья это голова, туловище, хвост.

Игра «Чудо-юдо»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: Картинки с изображением частей тела (головы, туловища, лап, хвоста, ушей) животных или птиц

Ход игры: 1 вариант -  Ребёнку предлагается составить животное (например, лису) из частей, правильно их называя (например, лисья голова, лисье туловище, лисий хвост и т.д)

2 вариант игры  Один ребенок прячется, закрывает глаза и уши. Остальные дети шепотом обсуждают, из частей каких животных и птиц они составят чудо-юдо (например, волчье туловище, беличья голова, заячьи уши, беличий хвост и т.д.) После того, как дети составили картинку, они зовут спрятавшегося ребенка.

Ребенок обращается к группе детей:

«Это что за чудо-юдо,

Оно прибыло откуда?»

Дети отвечают:

 «Это зверь из дальних мест.

Расскажи, что чьё в нем есть.»

Ребенок показывает части тела необычного зверя и называет, чьи они. Остальные ребята внимательно слушают, правильно ли ребенок называет.

Затем выясняется, на какое реальное животное похоже чудо-юдо больше (от какого животного у него больше частей тела), и дети составляют существующее животное.

Игра «Правильно назови листья»

Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные с помощью суффиксов -ов-(ев)

Оборудование: половинки листьев с разрезом по оси симметрии, карандаши

Ход игры: детям предлагается из половинок сложить целый лист, определить, с какого дерева этот лист и правильно назвать, какой он

Например, лист с дуба – дубовый

Данное задание может быть выполнено не только как реальное складывание, но и как бланковое: Детям выдаются бланки (листы) с изображением 2-х половинок листьев (например, 2-х половинок дубового, кленового и березового). Ребятам необходимо определить, с каких деревьев эти листья и правильно назвать их; соединить линией половинки одного листа,  раскрасить их одним цветом (например, половинки дубового листа раскрасить зеленым цветом, березового – желтым, кленового – красным)

Можно также предложить ребятам дорисовать половинку листа до целого, определив, с какого дерева этот лист, и правильно назвав его.

Игры на формирование словообразования с использованием 3-ей группы материала на зрительный гнозис:

Игра «Назови профессию»

Цель: Закреплять образование существительных мужского рода с суффиксом –щик-

Оборудование: перечеркнутые картинки  или картинки со  сложным фоном.

Ход игры: логопед предлагает детям ответить на вопросы и найти ответ на картинке:

  1. кто носит багаж (носильщик)
  2. кто вставляет стекло (стекольщик)
  3. кто чинит часы? (часовщик)

Далее логопед задает вопрос: «Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик?» При произнесении этих слов интонационно выделяется голосом суффикс -щик-

Игра «Помоги животным найти своих детенышей»

Цель: закрепить умение образовывать названия детенышей животных

Оборудование: Картинка с изображением  детенышей животных со зрительными помехами. В качестве зрительных помех может выступать схематичное изображение леса, елок

Ход игры: Логопед рассказывает детям, что детеныши животных спрятались в лесу, надо помочь родителям найти своих деток, и назвать их.

Дети по одному выходят к доске, обводят по контуру найденного им детеныша и называют: «у лисы – лисенок» и т.д.

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять в речи образование уменьшительно-ласкательных существительных

Оборудование: кукла и изображения предметов для куклы, наложенные друг на друга

Ход игры: Логопед предлагает пойти в гости к кукле. Кукла маленькая и не очень аккуратная, поэтому у нее перепутались все вещи. Надо помочь ей  найти вещи. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

Дети показывают (обводят по контуру) и называют предметы, изображенные на картинке  ласково: юбочка, кофточка и т.д


Заключение

Практика работы со старшими дошкольникам с ОНР показала, что использование наглядного материала на зрительный гнозис при формировании  грамматического строя речи позволяет одновременно решать главную  задачу – осуществлять коррекцию речи детей – и  развивать зрительное восприятие и внимания.

В данной методической разработке  приведены примеры игр и заданий, в которых решаются коррекционные задачи по формированию  словообразования и задачи по развитию зрительного гнозиса, зрительно-вербальных функций. Однако материал по развитию зрительно-предметного восприятия может успешно применяться не только для развития системы словообразования, но и словоизменения, а также лексики и связной речи. Систематическое использование подобных игр, заданий позволяет максимально подготовить ребенка к школьному обучению, предупредить  оптическую и аграмматическую дисграфии.


Используемая литература

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: «Академия», 2003

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи, — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.

  1. Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Издательство «СОЮЗ», 2001

  1. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.

Содержание.

Введение………………………………………………………………….…………..2

Использование наглядного   материала  на  зрительный гнозис   при
формировании словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.....................................................................................................3

Игры     на     формирование     словообразования  с  использованием

1-ой группы материала на зрительный гнозис………………………………...…..5

Игры     на     формирование     словообразования  с  использованием

2-ой группы материала на зрительный гнозис………………………...…………..6

Игры     на     формирование     словообразования  с  использованием
3-ей группы материала на зрительный гнозис……………………………………..8

Заключение ……………………………………………………….………………...10

Используемая литература ……………………………………….………………...1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников.

Дошкольный возраст - это период активного усвоению ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Немногие дети стихийно достигают дост...

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

Формирование навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с ОНР в процессе ИЗО деятельности.

     Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка, поскольку речь и мыш...

«Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР»

Сборник ФГБОУ Института детства Материалы Межвузовской научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии». Изд. Директ-Меди...

Опыт работы "Развитие связной речи с использованием наглядного материала в старшем дошкольном возрасте"

Опыт работы "Развитие связной речи с использованием наглядного материала в старшем дошкольном возрасте"...