Конспект подгруппового логопедического занятия "БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР(3 год обучения, сильная подгруппа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Баронова Вероника Вячеславовна

 Основная цель занятия -  закрепить навык  согласования числительных с существительными в косвенных падежах, что особенно трудно детям с ОНР. Также дети учатся работать по символам -пиктограммам, закрепляют графические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmos.docx153.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект    подгруппового  логопедического занятия

«Большое космическое путешествие» в подготовительной к школе группе   для детей с ОНР.

         

  Цели: Коррекционно-образовательные:

Продолжать расширять представление детей о  многообразии космоса.

Закреплять навыки словоизменения: учить согласовывать имена существительные с числительными 2, 3, 4, 5 в косвенных падежах, используя схемы – пиктограммы (авторская методика).

Развивать связное высказывание ( составление рассказа с использованием схем- пиктограмм).

Закреплять навыки словообразования, упражнять в   подборе родственных слов к главному, ключевому слову.

Упражнять в образовании сложных слов путем сложения двух основ.

Обогащать словарный запас.

Закреплять навык чтения, разгадывания шифровок.

Предупредить оптическую дисграфию.

Коррекционно-развивающие:

Развивать графические навыки, ориентировку на листе бумаги, умение считать клеточки. Подготовить руку к письму.

Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение.

Коррекционно- воспитательные:

Учить действовать в команде.

Оборудование: Панно «Большое космическое путешествие» (магнитная доска синего цвета с комплектом фигурок, планет на магнитах);  Панно «Большое космическое путешествие» (магнитная доска, обклеенная синей липкой пленкой. Размером 54*39 см.);  

 Фото 1.          

 «летающая тарелка» с магнитными планками для прикрепления заданий (фото 3 ниже); карточки – задания с пиктограммами, прикрепленные магнитами к «летающей тарелке»; «инопланетяне» («лепило») (6 шт.); рисунки – пейзажи: земной пейзаж, пейзаж таинственной планеты; схемы-пиктограммы для образования предложно – падежных конструкции; листки бумаги в клетку для графического диктанта (прочертить путь полета инопланетян); пластиковые фигурки Луны и Звезды и по шесть маленьких  кружков белого цвета   и звездочек красного цвета (все на магнитах); тарелочки для раздаточного материала; набор картинок для образования родственных слов (Луна, Лунтик, луноход, звезда, звездочет, звездолет, созвездие,  звездопад и др.);          открытки – ракеты с « таинственными надписями», т.е. со словами  из недописанных букв; подставки для карандашей в виде инопланетян; простые карандаши по числу детей; светонакопительные пластиковые звездочки для подарка детям; резиночки – браслеты двух цветов ( по 3 каждого цвета); мольберты с магнитной доской (2 шт.); наборное полотно; магниты; буквы с магнитами;  столик;  ширма; игры « О чем мечтает девочка?», «О чем мечтает мальчик?» (Игра представляет собой картонные карты, на которых черные контурные изображения девочки и мальчика и их « мыслей», в контурном изображении « мысли» имеется прозрачное  окошко, в которое  вставляется картинка ( см.фото 2); карточки с изображением нескольких одинаковых продуктов (от 2 до 5)( количество карточек по числу детей); магнитофонная запись «космической» музыки, музыка для релаксации.

            Фото 2    

        Дидактическое пособие «Летающая тарелка» 

Изготовлено из деревянного абажура, обклеенного пленками серого цвета и блестящей  по форме. Отдельно сделано кольцо с тремя ножками и обклеено блестящей пленкой. На  это кольцо можно ставить «тарелку»отверстием кверху (см. фото) или обратной стороной (фото). На серую   часть наклеены кружки жести, к которой притягивается магнит, поэтому на поверхность « тарелки» можно поместить любые  материалы (картон, пластик, бумажные листки и др.), которые снабжены магнитом, наклеенным на них или другим способом прикрепленным (фото ). На бумаге или картоне можно нарисовать, написать, зашифровать любые задания, которые и помещают на жестяные кружки. Внутрь « тарелки» можно положить предметы небольшого размера, которые пригодятся на занятии.

Фото3. 

                   

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед собирает на  ковре  около   панно « Большое космическое путешествие» детей  и сообщает:

« Ребята, обратите внимание на картинку - загадку. Если мы отгадаем, что за слово на ней зашифровано, то поймем, о чем мы сегодня поговорим».

 ( на панно « Космос» загадка   2  6  4  1  5   3).  

                                                     о  с   м  к  о  с

Дети расставляют цифры, а с ними и буквы по  порядку и читают слово

« космос».

Л.:  Догадались, о чем мы сегодня поговорим?

Д.: О космосе!

Далее логопед проводит краткую беседу: какой праздник мы отмечаем в апреле, почему он так называется, какие планеты знаем, вокруг чего они вращаются, как называется наша планета,  как называется спутник Земли, кто и на чем летает в космос.

2.Основная часть.

Л.: Ребята, к нам прилетели в гости инопланетяне на летающей тарелке. Давайте рассмотрим её и познакомимся с гостями (дети подходят к столику, где стоит «летающая тарелка», рядом с ней стоят 6 лепил, т.е.  «инопланетян»).  

Л.: Это пришельцы с планеты   Числонии. Они не говорят на нашем языке, но все понимают. Обратите внимание, что они   написали таинственные послания на своем летающем аппарате. Наши гости не говорят по-русски, поэтому общаться будут при помощи  картинок (пиктограмм).

     Логопед обращает внимание на то, что к «тарелке» прикреплены карточки-задания с пиктограммами.  Затем берет первую надпись-карточку(пиктограмму) с летающей тарелки, на которой изображены глаза ( т.е. пиктограмма « что вижу?» для Винительного падежа). 

Л.: Полюбуйтесь на картину, которые инопланетяне привезли с собой. Это пейзаж их таинственной планеты. Давайте ее рассмотрим. Расскажите, что вы видите на ней. Не забудьте, что надо сказать, сколько предметов вы видите.

    Дети  рассказывают, что видят на инопланетном пейзаже.

Д.: Я вижу пять гор, три цветка, трех животных и т.д.    

     

3. Задания по пиктограммам « радоваться», « любоваться» ( вторая, третья на «тарелке»). Логопед снимает с НЛО следующие пиктограммы (« радоваться», « любоваться») и спрашивает, что этим хотели  сказать инопланетяне, что они означают.

Л.: Молодцы, а теперь расскажем гостям о нашей планете Земля. Это  пейзаж нашей Земли.   Ответим на вопросы.  

Чему обрадовались на планете Земля ?( Дательный падеж)

Чем любуемся на Земле?  ( Творит. падеж)

 Д.: На земле мы радуемся двум березкам, любуемся тремя цветами, мечтаем о трех грибах….

Д.: На нашей планете  рады двум …, четырем…, трем

Любуются пятью горами, тремя..

 

  4. Задание по пиктограмме «вилка и ложка» (согласование сущ. с числит в    Р.п.).

 Л.: Пока инопланетяне летели, они проголодались. Теперь им надо подкрепиться. Давайте приготовим  угощение: сок и салат.

На подносе лежат картинки с изображением нескольких продуктов для приготовления сока и салата. На панно выставляются картонные плоскостные изображения пакета сока и тарелки. Дети подходят к логопеду и разбирают картинки с подноса.

Л.: Что у вас?

Д.: У меня три яйца. У меня четыре сливы. У меня пять…

Затем логопед предлагает подойти к наборному полотну и поставить картинки в подходящую картонную фигурку коробки сока или тарелки. Дети проверяют друг у друга выполнение задания.

Л.: Из чего твой сок? Из чего салат?

Д.: Сок из четырех слив, из пяти груш…Салат из трех яиц, из четырех огурцов…

Л.: Молодцы, гости говорят вам « спасибо»!

5. Задание по пиктограмме « Кто о чем мечтает?» (согласование в Предл.п.) Логопед  снимает с летающей тарелки значок, где нарисован думающий (мечтающий) человечек, и  напоминает, что инопланетяне не умеют говорить, но могут читать мысли. « Давайте и мы научимся читать мысли, хотите?»

На наборное полотно логопед выставляет карты игры « О чем мечтает девочка?», « О чем мечтает мальчик?»( см.оборудование). Дети с подноса разбирают карточки, на которых изображено несколько предметов (по одной карточке) и думают, кому подходит такая «мечта» - девочке или мальчику, а затем раскладывают картинки по прозрачным окошкам, комментируя.  

Д.: Девочка мечтает о двух куклах, мальчик мечтает о четырех машинках, девочка мечтает о пяти грушах…

6.Рассказ о полете.

Л.: Ребята, сколько  интересного и нового мы увидели и узнали! Давайте придумаем рассказ о  путешествии.

На магнитной доске логопед помещает все схемы – пиктограммы, которые сняли с летающей тарелки, на магнитную доску и просит придумать рассказ о полете инопланетян и их впечатлениях о Земле.

Рассказ составляют все дети по частям (один начинает, следующий продолжает…и т.д.). Предлагается начало: « К нам прилетели гости с планеты  Числонии. На планете видели …»  Дети продолжают: «….видели три цветка, четырех животных… На Земле мы  рады двум бабочкам, трем зайчикам…Мы любовались двумя грибами, четырьмя …   Инопланетяне мечтали о трех куклах, о четырех ракетах, о пяти  цветах….»

 

7. Задание по пиктограмме «семья». «Семейка слов» (подбор родственных слов). 

Логопед предлагает детям отгадать, что означает изображенное на следующем послании ( семья, семейка слов), что они должны придумать по этой схеме.

Л.:   Объединитесь в команды по цвету браслетов. Команда с красными браслетами  получает звезду. А с белыми браслетами – Луну. ( Пластиковые фигурки Луны и Звезды помещают на магнитное полотно).

Придумать родственные слова к главным словам Луна и Звезда, и поместить на доску белые фишки вокруг Луны, а красные   звездочки вокруг Звезды. Детям дают   время, чтобы придумать слова и поместить фишки, а затем проверяют выполнение задания. Если дети не справляются с заданием, то логопед или другие дети помогают, а также можно предложить рассмотреть картинки - подсказки с родственными словами, если задание окажется слишком трудным для детей, и поместить их на наборное полотно.

 8.Релаксация. 

Л.: Давайте отдохнем, совершим телепатическое путешествие в космическом пространстве.  

Звучит музыка для релаксации. Дети ложатся на ковер в свободной позе, закрыв глаза.

Л.: Мы летим в космическом пространстве, в невесомости. Нам спокойно, тепло, свет звезд ласковый. Мимо проплывают таинственные планеты, звезды, туманности…

Но пора возвращаться домой. Сожмем кулачки. Напряжем руки. Встанем. Выпрямили спинки. Теперь мы настоящие космонавты.

9.Подготовка руки к письму.

Л.: Наши гости рады, что вы совершили телепатическое путешествие. Когда вы чему-то рады, что вы делаете?

Д.: Мы смеемся, улыбаемся, хохочем, прыгаем.

Л.: А когда  наши  сегодняшние  гости  радуются, то очень хотят, чтобы вы их взяли в руки, помяли и придали им какую-нибудь смешную форму.

Вначале дети разминают руки, делают самомассаж пальцев: растирают круговыми движениями каждый палец правой руки - левой, а левой руки – правой.

Дети подходят к НЛО, берут «инопланетян» в руки, мнут их, придают смешную форму. Рассматривают, какую форму приняли пришельцы.

10.Графический диктант. 

Л.: Ну вот и пора нашим гостям отправляться в обратную дорогу. А как же им теперь найти свой путь в космическом пространстве. Давайте нарисуем

( проложим) им путь.  Дети садятся за столы по двое.

Логопед раздает детям листки бумаги в клетку, на которых уже поставлена большая зеленая точка – Земля, от которой дети и будут рисовать путь до планеты  Числонии (оранжевая точка). На столы ставят  подставки в виде инопланетян с простыми карандашами.

Л.: Поставьте карандаш в зеленую точку.  Начертите линию: 2 клеточки вверх,  4 клеточки вправо,  2 клеточки  вверх,  1 клеточки вправо... Здесь и находится планета Числония.  

Л.: Молодцы, путь проложили.( Логопед забирает у детей листочки).

11.Подарок инопланетянам. 

Л.: На планету Числонию отправим маленькие ракеты. На каждой вы видите таинственные надписи. Это слова, которые важны для каждого человека, живущего на Земле. А что это за слова вы поймете, когда допишете недостающие части у букв и прочитаете получившееся слово.

Дети дописывают буквы и читают  получившиеся слова: мир, вода, мама, папа, свет, воздух, дружба, семья или др.. Логопед  просит объяснить, почему эти понятия так важны для людей.

Л.: Прочитайте свои слова и поясните, почему они так важны для каждого человека.

Логопед собирает ракеты и помещает их в «летающую тарелку».

12.Сюрпризный момент. Итог занятия.

Л.: Наши гости благодарят вас за подарки и тоже хотят сделать вам сюрприз.

Детям предлагают вытянуть вперед открытую ладонь. Логопед кладет каждому ребенку светонакопительную пластиковую звездочку.

Л.: Вы можете закрыть глаза и загадать желание, и оно обязательно сбудется.

Наше занятие окончено. Скажем « спасибо» гостям и пусть они летят на свою планету.

Учитель – логопед Баронова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

Сценарий развлечения «Космическое путешествие» подготовительная к школе группа

Сценарий развлечения «Космическое путешествие» подготовительная к школе группа...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»

-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с социальным миром» тема «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа)

Ребята совершили виртуальный полет вокруг планеты Земля, убедились, что она самая красивая. Ребятам было предложены задания из Центра Управления Полётами. Сначала дети разделились на 3 экипажа. Потом ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе. «Школа. Школьные принадлежности».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Школа". "Школьные принадлежности"...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности, «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа)

Образовательные: продолжать знакомить детей с Российским праздником – Днём Космонавтики.Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, дружеские отношения, умение работать в команде, согласов...