Повышение двигательной активности у старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению грамоте.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Авторские игры и игровые приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pichugina_statya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в журнале «Логопед» № 9 , 2011 г.

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

Пичугина Г.А.

учитель-логопед ГОУ д/с №174, г. Москва.

При планировании занятий, в том числе по подготовке к обучению грамоте, перед учителем-логопедом согласно «ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования» стоит задача сохранения и укрепления здоровья детей. Это подразумевает применение здоровьесберегающих технологий (использование физкультминуток, динамических пауз, повышение двигательной активности детей на занятиях и т.д.).

Как обязательное условие проведения фронтальных логопедических занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, в «Программе коррекционного обучения детей с ОНР» отмечено «включение в занятие разнообразных игровых и дидактических упражнений с элементами соревнования, контроля за своими действиями и за действиями товарищей».

Так как, на наш взгляд, фронтальные занятия по подготовке к обучению грамоте

у старших дошкольников являются наиболее статичными, мы предлагаем игры, которые логопед сможет использовать на этих занятиях в целях повышения двигательной активности детей. Целесообразно проведение таких игр и на вечерних занятиях (по заданию логопеда) воспитателем.

Изучение звуков К, КЬ и буквы К.

Дидактическая игра «Кошачья семья»

Цель: развитие фонематического восприятия;

           упражнение в составлении предложений;

           закрепление понятия «слово-действие»;

           развитие двигательного воображения.

Оборудование: картинки (кошка, кот, котенок).

Ход игры:

На доске выставлены картинки: кошка, кот, котенок.

Полюбуйтесь-ка, друзья,

Вот кошачья семья:

Папа-кот, мама-кошка

И котенок, милый крошка.

Кто скажет, кто знает,

Какая их буква объединяет?

(Дети говорят, что в начале каждого из этих слов буква «К»)

Логопед вызывает троих детей и раздает каждому из них картинки членов кошачьей семьи.

Теперь мы с этой буквой

Движения покажем.

Ответьте предложением,

Мы молча все расскажем!

Логопед говорит «на ушко» одному из троих детей, какое движение он должен показать.

Остальным детям дается установка: можно отвечать только по вызову и полным предложением.

Тот, кто ответил правильно, становится членом кошачьей семьи вместо ребенка, движение которого отгадали.

Детям предлагается показывать движения к фразам:

Кошка кланяется (красит губы, кивает, крадется, кладет, кричит).

Кот копает (колет дрова, красит стену, косит траву, комкает бумагу).

Котенок кушает (кружится, кусает, кидает, крошит, карабкается).

Изучение звуков Б, БЬ и буквы Б.

Дидактическая игра «Найди пару слову»

Цель: развитие слухового внимания и памяти;

          упражнение в звуковом анализе.

Оборудование: предметные картинки – баран, барабан, бегемот, булка, бизон, баранка, бобер, бумага, барсук, баклажан, белка, балалайка, бык, баян, обезьяна, банан.

Ход игры:

Дети выстраиваются в шеренгу с одной стороны ковра, а с другой его стороны расположен мольберт (или магнитная доска).

Логопед раздает детям по одной картинке, предлагает внимательно прослушать стихи и найти пару для своей картинки. Тот, кто услышит свое слово, должен доскакать до мольберта на одной ножке и поместить там картинку. Остальные дошкольники контролируют правильность выполнения задания.

Белый баран

Бил в барабан.

*

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

*

Бизон спозаранку

Любит съесть баранку.

*

Бегал бобёр у оврага,

Нашел там бобёр бумагу.

*

Барсук забрался в огород,

Там вкусный баклажан растет.

*

Белка, белка, поиграй-ка,

Возьми в лапки балалайку!

*

Бык, как корова, может мычать,

А на баяне не может играть.

*

Любимый фрукт для обезьян

Называется банан.

В конце игры логопед предлагает поднять руки  тех детей, у кого слово начиналось с твердого звука «Б» (с мягкого звука «БЬ»; у кого слово не начинается на «Б»), припомнить и назвать свои слова.

Изучение звуков С, СЬ и буквы С.

Дидактическая игра «Соня спит»

Цель: закрепление правильного произношения звука «с» в словах и фразах;

           упражнение в определении наличия звука «с» в словах (развитие фонематического  

           восприятия).

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Сони или Сани (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят:

Соня спит, видит сон:

Буква «С» со всех сторон.

Кого Соня догоняет,

Что ей снится, угадает.

После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Соня осалит, должен придумать слово со звуком «С» и ответить полным предложением («Соне снится самолет). Потом выбирают новую Соню (или Саню).

Дидактическая игра «Соберем слова»

Цель: упражнение в звуко-буквенном синтезе трехбуквенных слов со звуком «С».

Оборудование: буквы из магнитной азбуки, четыре листа картона основных цветов, четыре детских ведра.

Ход игры:

Предварительно дети разбиваются на команды (по три человека): команда красных (синих и т.д.)

Все дети идут по кругу друг за другом, вместе с логопедом произносят текст, выполняют движения:

По опушке дети шли,                              Шагают, высоко поднимая колени,

Ведра с буквами несли.                            хлопки над головой.

Оступились на пригорке –                      На каждый шаг – хлопок под коленом.

Опрокинулись ведерки.                            Останавливаются, наклон вперед.

Затем дети каждой команды находят лист картона своего цвета, высыпают из  ведерка буквы и вместе складывают из них одно слово.

В ведрах наборы букв для складывания следующих слов: СОМ, СОК, ОСЫ, СУП, СУК, НОС (СОН).

Изучение звуков Ф, ФЬ и буквы Ф.

Дидактическая игра «Флажок»

Цель: развитие фонематического слуха и слухового внимания и чувства ритма.

Оборудование: флажок; предметные картинки (названия со звуками «Ф», «ФЬ» и без них) .

Ход игры:

На столе (мольберте) картинки: фонарь, вафли, сарафан, филин, фартук, жираф, фрукты, конфеты и др.

Дети стоят по кругу, лицом к центру, произносят текст вместе с педагогом и передают друг другу флажок:

Ты, флажок, беги по кругу,

И найди себе ты друга!

Далее дети топают и проговаривают:

Топ-топ, топ-топ-топ,

Стоп!

Тот ребёнок, у кого в руках оказался флажок, выбирает из предложенных картинок ту, в названии которой есть буква «Ф» и определяет место  звука «Ф» («ФЬ») в слове.

Изучение звука и буквы Л.

Дидактическая игра «Болото»

Цель: упражнение в определении места звука «Л» в слове.

Оборудование: 6 бумажных кругов или обручей диаметром около 50 см («кочки на болоте»), картинки (в названии которых есть звук «Л» в разной позиции).

Ход игры:

Педагог предлагает детям разделиться на две команды.

Дети каждой команды выстраиваются друг за другом.

Логопед «превращает» детей в букву «Л»:

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо...  

Получается на славу.

 Перед каждой командой горизонтально по три «кочки» - это болото (кочки обозначают начало, середину и конец слова).

Чтоб болото это перейти,

Надо в слове место «Л» найти!

Логопед встает лицом к детям и поднимает для каждой пары игроков две картинки,  дети встают на первую слева кочку, если в названии картинки «Л» в начале слова или на другие кочки, в зависимости от места звука в слове.

Если ребенок встал правильно, он «перешел болото» и ждет своих товарищей на другом берегу. При неверном выполнении задачи, игрок возвращается к команде, встает последним.

Побеждает команда, быстрее перебравшаяся через «болото».

Изучение звуков Р, РЬ и буквы Р.

Дидактическая игра « Каркушины слова»

Цель: развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Оборудование: игрушка Каркуша, открытка с надписью «КАР».

Ход занятия:

Дети встают в ряд на расстоянии от логопеда (на противоположной стороне ковра).

У логопеда в руках игрушка Каркуша

-  Каркуша принесла нам открытку, на ней вы сможете прочесть ее любимое слово.

(Дети читают: «КАР»)

- Дети, как вороны подают голос? (Каркают)

Я буду называть слова и, если вы услышите в этом слове «кар», то вы должны подбежать к Каркуше.

Логопед называет слова: карман, картина, ракета, карниз, капуста, картофель, Макар, раковина, макароны, марка, ромашка, гитара, Каркуша муравей, карась, каравай, карамель, карпы, воробей,  украл, караван.

Когда дети подбегают к педагогу, он переходит на другую сторону ковра, и игра продолжается.

Дидактическая игра «В зоопарке»

Цель: развитие фонематического слуха и слухового внимания;

          упражнение в четком произнесении звуков «Р», «РЬ» в речи;

          закрепление употребления предлогов пространственного значения;

          упражнение в составлении предложений.

Оборудование: игрушки, в названии которых есть звуки «Р» или «РЬ» (рысь, тигр, кенгуру, жираф, барсук, хорек, ворона, корова, носорог, баран, крот, верблюд, морж, поросенок, кролик), шесть картонных коробок (на дне коробок написаны названия предлогов), магнитофон, диск с веселой музыкой.

Ход игры:

Дети сидят на стульях около ковра.

В центре ковра шесть коробок с надписями внутри «В», «ПОД», «ЗА».

Выходит первая группа детей (до шести человек). Каждый ребенок получает от логопеда игрушку. Дети хором повторяют за логопедом:

В зоопарке зверятки

Дружно играют в прятки.

Включается веселая музыка; дети, держа в руках игрушки, движутся подскоками по периметру ковра. Музыка смолкает. Каждый ребенок выбирает себе коробку, читает на ее дне надпись (обозначающую предлог) и прячет свою игрушку в соответствии с прочитанным.

Далее дети из второй группы («смотрители зоопарка») проверяют правильность выполнения задания и отвечают полным предложением, где спрятались животные.

Например: «Тигр спрятался под коробкой».

Затем команды меняются ролями.

Изучение звука и буквы Й.

Дидактическая игра «Прочитай, покажи, угадай»

Цели: упражнение в правильном произнесении звука «Й» в словах;

           упражнение в образовании глаголов 3-го лица единственного числа и 1-го лица

           множественного числа;

           упражнение в чтении слов с буквой «Й» в конце слова;

           развитие двигательного воображения.

Оборудование: карточки со словами (крупный шрифт): ПОЙ, ДУЙ, МОЙ, КОПАЙ, ЛЕТАЙ, ПЕЙ, ЛЕЙ, ПЛАВАЙ, КИДАЙ, КИВАЙ, ЧИТАЙ, БЕГАЙ, МОРГАЙ, ПРЫГАЙ, СЛУШАЙ, ПАДАЙ, ТОПАЙ, ХЛОПАЙ.

Ход игры:

Дети стоят полукругом. Перед ними столик с разложенными надписями вниз карточками. Считалкой выбирается водящий:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей!

Голуби боятся,

На крышу не садятся!

Водящий берет карточку, читает надпись «про себя» и изображает действие. Остальные дети угадывают это действие, проговаривая: «Он (она) поет». Если действие угадано верно, все дети изображают то же самое действие и говорят: «Мы поем».

Далее водящим становится тот, кто первым угадал действие.

Отработка навыка чтения в конце учебного года.

Дидактическая игра «В булочной»

Цель: закрепление навыка чтения слов;

           активизация словаря по теме «Продукты питания»;

           развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.

Оборудование: карточки со словами.

Ход игры:

Играющие встают друг за другом в один ряд, обхватив друг друга. Передний — булочник, все стоящие за ним — печь, кроме последнего, он пирожок (или другое хлебобулочное изделие).

Педагог дает водящему карточку, на которой крупными печатными буквами название покупки «ПИРОЖОК» (торт, пицца, хлеб, булка, батон, калач, пирог, коржик, пончик, пирожное, ватрушка, печенье).

Водящий (покупатель) читает слово на карточке и спрашивает булочника: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «Он за печкой лежит». А пирожок кричит: «И бежит, и бежит!» С этими словами пирожок отрывается от общей цепи и бежит, старается встать перед булочником так, чтобы покупатель не успел его поймать. Булочник старается помочь пирожку. Если пирожок успеет встать в начале цепи, он становится булочником, а если его поймают — покупателем, а покупатель — булочником.

Новый покупатель  приходит за покупкой, а «покупкой» будет тот, кто оказался в цепи последним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста вне образовательной деятельности.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни. Формирование навыков безопасного поведения.Развитие познавате...

Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста в процессе ООД.

Движение - врождённая потребность человека. С момента рождения малыш тянется к заинтересовавшим его предметам, стремится ползать, ходить, бежать. Как часто мы слышим от взрослых: «Не бегай, а то вспот...

Статья Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через ритмическую гимнастику

В статье представлены результаты опыта работы инструктора по физической культуре по повышению двигательной активности старшего дошкольного возраста через ритмическую гимнастику. Был создан проект по р...

Мастер-класс. Тема: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Всем вам хочется, чтобы ваш ребен...

«Фитбол-гимнастика» как эффективное средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...

«Применение степ - платформ с целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Использование степ-платформ позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового о...