буклеты по коррекции
материал по логопедии по теме

Наумова Ольга Сергеевна

Данные буклеты будут полезны родителям и педагогам для ознакомления с соответствующей темой и самостоятельного определения необходимости коррекционной работы с детьми. Буклеты с артикуляционной гимнастикой помогут в подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка. Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.
    Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.

       1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке
Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.
  Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:     Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.  В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас). Строил фразы грамматически правильно, без грамматических ошибок.Использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов. Все звуки и слова ребенок произносил правильно. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок должен устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает.

Вас должно насторожить, если:

– ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;  часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;
– ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
– значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
 В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста.
   

  2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО                                        СТРОЯ РЕЧИ
ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам
Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ. Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».            
Если:
– ребенок не может самостоятельно составить предложения; ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик. Машинка»);  составляет очень короткие предложения; допускает ошибки грамматического характера  («У машинки нет колесов»),  то Вашему ребенку необходима

помощь специалиста.

ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе
  Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки…).
   Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов
 Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша – «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.
  Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».
ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение.
Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова.

1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот – рты
Чашка –                     Перо –                 Лев -
Нож –                         Копье –               Огурец -
4). Лев – львица – львенок – львята
Тигр –                   Лиса –               Медведь –
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата
Еж –                     Бобр –
5).Шкаф – шкафчик 6). Яблоко – яблочный
Цветок –                          Виноград -
Стул –                               Апельсин -
Ларец –                           Морковь -
   Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.
Мех – из меха какой? – меховой
Слива – из сливы компот какой? -
Груша – из груши компот какой? -
Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.

3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ               СТРУКТУРЫ  СЛОВА
  Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография.

          Какие могут быть трудности:
– ребенок произносит только отдельные слоги; ребенок меняет слоги местами; ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги; ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца; пропускает согласные там, где они стоят рядом; ребенок произносит слово всякий раз по-разному.
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен правильно использовать все звуки в  собственной речи и не смешивать между собой. Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.   Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка или придумайте сами короткую фразу с этим словом. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.
Примерный список слов:
«с» – санки, оса, нос
«сь»- семь, апельсин, гусь
«з» – замок, коза
«зь»- зима, магазин
«ц» – цапля, овца, палец
«ш»- шапка, машина, мышь
«ж»- жук, лыжи
«ч» – чайник, качели, мяч
«щ»- щука, овощи, плащ
«л» – лампа, балалайка, дятел
«ль»- лимон, пальма, фасоль
«р» – ракета, картошка, комар
«рь»- репка, карета, дверь

               

Составитель:    учитель-логопед МАДОУ № 22

                      Наумова Ольга Сергеевна



Предварительный просмотр:

Родители таких детей по-разному относятся к такой ситуации:

  1. 1 вариант: не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: он все понимает, только ленится, или он весь в папу(тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или с мальчиками всегда так.
  2. 2 вариант: родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит.  

Что можно посоветовать родителям:

   В первом варианте: действительно многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть

   Второй вариант: таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен облегчить ему задачу (например, использовать в речи звукоподражания, лепетные слова)

Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить:

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. « изображайте стихи» ( пример : мишка косолапый по лесу идет, ребенок показывает мишку)
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».
  12. Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки , «Делай как я», « Как киса говорит?»
  13. Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.
  14. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
  15. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».
  16. Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки , «Делай как я», « Как киса говорит?»
  17. Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.
  18. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
  19. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».
  20. Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки , «Делай как я», « Как киса говорит?»
  21. Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.

Памятка для родителей неговорящих детей

Как разговорить молчуна

Составитель: учитель-логопед МАДОУ №22

               Наумова Ольга Сергеевна

г. Печора



Предварительный просмотр:

 

    Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

    Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

     Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

     Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

    Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.

1.        Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

2.        Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

3.        Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить!

4.        Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

         Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как - будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как - будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук.

         К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.

         К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

         К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

  Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать. 

Нужен ли ребёнку логопед?

Составитель: учитель-логопед МАДОУ №22

               Наумова Ольга Сергеевна

г. Печора



Предварительный просмотр:

Звук “С”

При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – не производят голос.При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Звук «С»

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС  для свистящих

  1. «Улыбочка» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы сто ят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
  2. «Трубочка» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.
  3.  Чередовать «Улыбочка» и «Трубочка». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз.

4.        «Непослушный язычок» — широ кий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 раза.

  1. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на ниж нюю губу, удерживать («испекли блинчик и положили его остывать на таре лочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.
  2. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен на ходиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть неподвижна. Пов торить 5-6 движений в каждую сторону.

      7. «Язык перешагивает через зубки».  - Рот открыт, губы в улыбке, выполнять следующие движения:    а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;   б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

      8. «Птенчик» - широко открыть рот, язык лежит во рту на дне спокойно и неподвижно - удерживать 5-10 секунд.

       9.        «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы. Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-3 раза.

10.        «Ледяная горка» — сделать «гор ку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться от нижних зубов. Удерживать 3-7 с. Повторить 3-4 раза.

11.        «Горка закрывается-открыва ется» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы — в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Повторить движение 5-6 раз.

12. «Иголочка» - Рот открыть, узкий язык сильно выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

На дыхание:  

«Загони мяч в ворота».

Цель: выработать длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Вдох носом, на выдохе -«Забивать гол». Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.

«Дуем на полоску бумаги».

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную, целенаправленную воздушную струю, выходящую по середине языка.

Губы в широкой улыбке, язык упирается в нижние зубы и подуть на узкую полоску из бумаги, приставленную к середине рта. При выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вперёд. Стараться как можно дольше удерживать ее в этом положении. Следить, чтобы щеки не надувались.

      Составитель:    учитель-логопед МАДОУ № 22

                              Наумова Ольга Сергеевна



Предварительный просмотр:

Звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (Ш,Ж,Щ,Ч)

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС

1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы сто ят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

2. «Трубочка» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с.

3. Чередовать упражнения «Улыбочка» ( широкая улыбка, зубы сомкнуты, губы тоже) и «Трубочка». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Пов торять по 5—6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широ кий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пяпя-пя...». Повто рить 3 раза.

5. «Блинчик на тарелочке» —широкий плоский кончик языка положить на ниж нюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на таре лочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен на ходиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

7. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать вер хнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа от тянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

8. «Индюк» — приоткрыть рот и ши роким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл...». Тянуть этот звук 5-7 с, сделав сначала глубокий вдох.

9. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать язы ком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Ста раться не двигать нижней челюстью.

10. «Грибок» — приоткрыть рот, пока зать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удер живать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляп ка»). Повторить 2-3 раза.

11. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздеч ку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-10 раз.

12. «Мороженое»- поставить ватную палочку над губой, языком дотянуться до палочки, подцепить её и затянуть в рот.

13. «Фокус» —положить кусочек ватки на кончик языка, высунуть ши рокий кончик языка, поднять к верхней губе и резко подуть вверх – сдуть ватку с носа. Воздух идет по середи не языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

14. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боко вые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.

15. «Качели»- рот приоткрыт, доставать языком поочерёдно то до верхней, то до нижней губы. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и не подсаживала язычок.

      Составитель:    учитель-логопед МАДОУ № 22

                                   Наумова Ольга Сергеевна



Предварительный просмотр:

Звук “Л”

   При произнесении звука “Л”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена,

задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу ,боковые края языка опущены,

слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

   При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Звук «Л»

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "Л"

  1. «Блинчик»

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

  1.  «Улыбочка» - «Трубочка» 

Описание: зубы сомкнуты, делать движения губами – широкая улыбка, затем сильно вытянуть губы вперёд трубочкой. Менять положение губ 5 - 8 раз.

    3. «Накажем непослушный язычок» .
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти..
   4.
«Вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз
, нижняя челюсть - неподвижна.

     5. «Пароход гудит». 
Описание: губы в улыбке, прикусить кончик языка и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
    6
.  «Индюк». 
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 
   7
. «Качели».
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, языком доставать поочерёдно то верхнюю, то нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна.

    8.  «Лошадка». 
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть неподвижна.
   9.  
«Парус». 
Описание: ребенок должен поставить кончик языка за верхние зубы и, удерживая его в таком положении, открыть широко рот. 
10.  
«Маляр».

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны

      Составитель:     учитель-логопед МАДОУ № 22

                                   Наумова Ольга Сергеевна



Предварительный просмотр:

Звук “Р”

   При произнесении звука “Р”:положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

   При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук Р.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "Р"

1. Чьи зубы чище? 
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Веник

Описание: улыбнуться, открыть рот, улыбнуться и делать резкие скользящие движения кончиком языка от горлышка к верхним зубам, произнося ды-ды-ды-ды. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
3. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 
4. Индюк
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
5. Барабан.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам или за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  

6. Моторчик

Описание: рот прикрыт, дуем на губы, вызывая их вибрацию. То же с просунутым между губами языком.

7. Грибок  (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот. В этом положении стараемся сильно подуть на «Грибок», пытаясь вызвать вибрацию языка.

8. Балалаечка

Делаем упражнение Барабан, при этом ручкой чайной ложки или чистым пальцем вызываем колебания языка быстрыми движениями вправо-влево под языком. Палец- прямой, выдыхаемая струя должна быть сильной, а язык - напряженным.

 

Составитель:    учитель-логопед МАДОУ № 22

                                   Наумова Ольга Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей"

Буклет в помощь педагогу "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей" (сборник материалов для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей)...

Буклет "Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения в домашних условиях"

Даны советы родителям по организации работы с ребенком дома по коррекции звукопроизношения...

Буклет "Эксимерлазерная коррекция зрения".

Коррекция зрения это важно....

Буклет для родителей "Коррекция физического развития детей с ДЦП"

В раннем возрасте естественное для детей с ДЦП желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30 минутными  занятиями лечебной гимнастикой, поэтому создание условий для самостоятельной активнос...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

Буклет "Психомоторная коррекция"

Буклет содержит материал по психомоторнойкоррекции:Развитие внимания и наблюдательности;Развитие мелкой моторики;Снятие психоэмоционального напряжения;Развитие эмоционально выразительных движений;Разв...